Мирошниченко О. Теории происхождения языка 3

Индрикрод
3. БИБЛЕЙСКАЯ ТЕОРИЯ

В начале было СЛОВО. И СЛОВО было у Бога. И СЛОВО было БОГ.

Согласно Библии, Бог имел способность говорить, и сотворение мира происходило путём осуществления его желаний и высказываний. Мир был создан за 6 дней. «И сказал Бог да будет свет. И стал свет. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды и да отделит сушу от воды. И стало так». Таким же образом Он создал растения, животных, но человека Он создал по образу и подобию своему.
Для создания живых существ было недостаточно говорения, нужен был материал, которым стал прах земной.
После того как была создана земля, вода и люди, Бог приступил к процессу называния всего этого. К этому Он подключил Адама. В первые три дня творения, когда создавались крупные и немногочисленные объекты, Бог называл их сам. Так, после того как свет был отделён от тьмы, Бог дал им названия: день и ночь. Во второй день творения Он назвал твердь небом, сушу - землёй, а собрание вод - морями.
Птиц и животных Бог поручил называть Адаму: «И нарёк человек имена всем скотам и птицам и всем цветам полевым».
Григорий Нисский, византийский богослов (335 - 394 г.), возмущался иудейскими служителями культа - раввинами, утверждавшими, что Бог якобы научил Адама еврейскому языку, его словам, грамматике. «Бога, который управляет всей Вселенной, нельзя представить школьным учителем», - писал он.
Однако идея божественного происхождения еврейского языка и представление о нём как об исходном для всех остальных, бытовавшая среди первых отцов церкви, неожиданно получила продолжение в XVI - XVII вв. К этому времени среди богословов и философов развился интерес к проблеме происхождения слов (этимологии) в различных языках. Некоторые богословы, обладавшие филологическими знаниями, стали развивать теорию происхождения всех языков от еврейского.
Примером того, как обосновывалась эта теория, стали рассуждения Этьена Гишара, написавшего в 1606 году в Париже книгу «Этимологическая гармония языка»: «Чтобы найти этимологию слова, - писал он, - надо идти путём прибавления, отнятия, перестановки и перемещения букв», что он и делает в своей книге.
Так, он из еврейского слова AGAP (ветер) выводит многие слова;
1) В немецком языке, если прочитать слово в обратном порядке, получится FAGA;
2) Англичане якобы исказили слово это, превратив его в WIHG, а фламандцы - в Wieke.
Если вставить букву G, то получится нем. FLUGEL. Из еврейского DABAR (говорить) путём отбрасывания согласных и перестановки букв было образовано, как он считает, английское слово WORD, немецкое WORT и латинское VERBUM. (!!!)
Были и другие попытки определить, какой же язык является первым. Так, египетский фараон ПСАММЕТИХ (VII в. до н.э.) решил узнать, какой язык и какой народ являются самыми древними. Для этого он приказал поместить двух младенцев в хижине пастуха и запретил при них разговаривать. Пастух ухаживал за детьми, поил их молоком, но молчал. И вот однажды, когда им исполнилось уже два года, один из них сказал слово «БЕКОС». Когда выяснили, по повелению фараона, в каком языке есть такое слово, то оказалось, что это фригийское слово (хлеб).
Поэтому фараон понял, что египтяне не самый древний народ. Фригийцы, кстати, тоже не самый древний народ. И вообще одного самого древнего народа не было. Многие народы имеют общие корни (индоевропейцы), а известная Ностратическая теория утверждает, что до Всемирного потопа существовал единый исток всех языковых семей мира, датируемый 40 -30 тыс. до н.э., а индоевропейская семья сложилась приблизительно X - XII тыс. до н.э.
Сведения о том, что самой древней была египетская цивилизация (то, что преподают в школе), устарели. В настоящее время всё больше сторонников завоёвывает теория, согласно которой все языки мира произошли от одного, единого праязыка (как в Библии). Так, в 1996 году американские учёные проанализировали одну только лексико-семантическую группу слов, связанную с рождением и вскармливанием ребёнка, из всех языков мира (а их более 2500!) и заложили в компьютер. Компьютер выдал ответ: все эти слова родственные.
Египетская цивилизация (3200 лет до н.э.) УНАСЛЕДОВАЛА ЧЬИ-ТО ЗНАНИЯ уже в готовом виде и зафиксировала их как тайные знания жрецов. Уже первые жрецы знали точно размеры окружности и радиуса Земли, вычислили с точностью до одного локтя размеры своей страны, определили координаты главных городов мира. Знания египтян, шумеров, персов, китайцев можно было получить только, имея очень точные и сложные инструменты, позволяющие рассчитывать долготу и широту, и карты с густой сетью координат. Кроме того, отдельные редкие космические явления (затмения солнца, движение комет и т.п.), которые фиксировались ШУМЕРСКИМИ жрецами, вообще можно было вычислить только, если бы велись регулярные наблюдения за небом не менее 10 тысяч лет!
Но вернёмся к теориям происхождения языка. Идея божественного происхождения языка прожила очень долго, вплоть до XIX века. Такие великие умы, как Платон (IV в. до н.э.), Лессинг, Гердер и другие поддерживали эту точку зрения.

Вопрос о божественном происхождении языка оживлённо обсуждался в XVIII веке французскими просветителями, а в 1769 году Берлинская академия наук объявила конкурс на тему (актуальную и в наши дни) «Могут ли люди со своими природными способностями создать язык?».
Классик немецкой философии эпохи Просвещения, выдающийся драматург и критик Г.ЭЛессинг (1729-1781) в своей статье «О происхождении языка» на вопрос Берлинской академии наук ответил отрицательно. Он писал, что нельзя утверждать, что имеются только два решения: или Бог, или человек. По его мнению, есть ещё третий путь: первый человек мог быть научен языку, подобно тому, как дети учатся в школе. Кто учитель? Высшие существа.
Французский учёный Бональд (1840), отождествляя мысль и язык, писал, что человек и мыслить-то не мог бы, если бы не было языка, не смог бы развить свой мозг до такой степени, чтобы изобрести язык.
Таким образом, по мнению некоторых философов, человек не в состоянии изобрести столь сложное и гармоничное явление, каким является язык.