Моя Россия Благословение России и Петербургу

Виктор Невский
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ –
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .БЛАГОСЛОВЕНИЕ РОССИИ И ПЕТЕРБУРГУ
Источники:
1. «Россия перед Вторым Пришествием» – по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
2.Вестник общества охраны памятников истории и культуры Москвы, № 1, 1992 г.

Наши предки убедились на горьком опыте, что в государстве Российском может быть мир и порядок только при самодержавной власти помазанника Божиего, которому служат его поданные. При игнорировании этого богоустановления начинаются междоусобицы и братоубийственные войны, которые ослабляют государство, и оно в наказание становится легкой добычей иноземных завоевателей.
Чтобы преодолеть безгосударность и смуту, наши предки совершили великий подвиг соборного единения во Христе в лице депутатов со всех концов России и духовенства, которые подписали Грамоту Московского Земско-Поместного Собора от 21 февраля 1613 года. Выражая соборную волю России, праотцы – составители Грамоты – дали обет за себя и за потомков: верно служить Царю Михаилу Федоровичу Романову – «родоначальнику» правителей на Руси из рода в род.
Но, предвидя возможность повторения смуты, составители Грамоты дали потомкам некий инструмент для профилактики этой болезни: «И кто же пойдёт против сего Соборного постановления... да проклянётся таковой в сем веке и будущем... не буди на нём благословения от ныне и до века».
Как только наши предки отвергли Царское самодержавие, на них легло проклятие праотцев. Мы все лишились их соборно-родительского благословения. В результате нас посещают скорби одна страшнее другой.
Казанская икона Божией Матери – это благословение Её народу российскому, всей нашей дорогой Отчизне. Обрели икону в Казани в 1579 году, в один из самых тяжёлых периодов для Руси – последнее время царствования Иоанна Грозного.
23 июня 1579 году в Казани был страшный пожар, половина города обратилась в пепел. Девятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, явилась во сне икона Божией Матери. Потом ей приснилась Сама Богородица и сказала, что Ея икона находится в земле там, где до пожара был дом родителей девочки, и повелела передать это архиепископу и воеводам, чтобы они взяли икону из земли.
Девочка сама взяла заступ и начала копать в месте, где была печь в сгоревшем доме. И скоро, к великой радости своей, обнаружила Матрона что-то завернутое в кусок сукна. Когда сукно развернули – увидели икону Божией Матери с Младенцем. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла.
Список с иконы отправили царю Иоанну Грозному. Узнав о явлении, царь повелел устроить на месте явления храм и основать женский монастырь.
Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы, написанной Евангелистом Лукой, и относится иконографически к Одигитрии, т.е. Путеводительнице. И впоследствии много раз указывала Казанская икона путь к победе православному воинству в исполнении священного долга перед Богом и Отчизной. То, что икона была явлена на только что присоединённой окраине Руси, было знамением Небесного Покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви и России. Она стала всенародной святыней, ибо народ чувствовал всегда особое участие Богородицы в исторических судьбах России.
До 1612 года чудотворную икону Казанской Божией Матери почитали только в Казани и праздновали ее день 6 июля, в день обретения.
Но вот пришел 1612 год – одно из самых страшных времен для страны и народа. За грехи наши, за неверие, предательства, за ужасы предыдущего царствования род Рюриковичей был пресечён, а страна была ввергнута в тяжкие бедствия. Казалось, Россия стоит на краю гибели, и даже вере Православной угрожает опасностью. Всюду совершались преступления, безнаказанные грабежи, убийства. Многими городами овладели враги. Впервые за всю историю страны враги взяли Великий Новгород. Захватившие Новгород шведы учинили там ужасное разорение, не осталось ни одного не осквернённого храма, любая вещь, имевшая ценность, была вывезена, в храмах устраивались конюшни. После ухода шведов в Новгороде осталось в живых около 700 жителей.
Вся Русь была в пожарах, разорение было ужасным, действительно – край погибели и поругания. В Астрахани стоял самозванец, по стране бродили шайки разбойников, убивали и грабили. Спасения, казалось, было ждать неоткуда. Это было страшное время безначалия, когда каждый думал только о себе, о своей выгоде, а не о спасении Родины. Ужас объял народ. Но вот уже Высшая степень поругания – Лжедмитрий и поляки в Москве. В Москве поляки надругались над общерусскими святынями, храмами, над всем русским.
В это тяжелейшее для Святой Руси время патриархом всея Руси был Ермоген. Патриарх был одним из немногих на Руси, который твёрдо держался своих убеждений и проводил линию, спасительную для страны и народа Российского.
Держал он себя по отношению к полякам враждебно – протестовал против впуска польских войск в Москву, но его не слушали. Предательство было повсюду, каждый думал только о своей выгоде. Патриарх отказался подписаться на изготовленной боярами грамоте русскому посольству о согласии на избрание польского короля Сигизмунда русским царём и о сдаче Смоленска, осаждённого поляками, хотя боярин Салтыков угрожал ему ножом.
С этого момента св. Патриарх стал рассылать грамоты по всей Руси, увещевая народ защищать Православную веру от желающих уничтожить её иноземцев.
И вот из разных концов России стало стекаться к Москве народное ополчение для защиты и спасения страны от гибели и поругания. Выступила и казанская дружина. Казанцы захватили с собой как благословение Божией Матери образ Ея Казанский, точный список с явленной чудотворной иконы. Воины имели великую веру в заступничество святой иконы. Вскоре были и знамения.
26 мая 1611 года русское воинство с иконой отбило у поляков Новодевичий монастырь и взяло множество их в плен. Однако между начальниками отрядов начались ссоры и вражда, а единство руководства не было. Тогда поляки потребовали, чтобы патриарх подписал грамоту о роспуске ополчения, угрожая при отказе смертью. Святейший отказался – тогда его заточили в Чудов монастырь.
В августе 1611 года патриарх написал из темницы грамоту, в которой призывал весь русский народ встать на защиту Москвы, на защиту Родину и святой веры и благословил поход нового земского ополчения на Москву. Грамота эта читалась во всех церквах, на площадях сел и городов. Она-то и подготовила поход нового земского ополчения.
Центром сбора сил Русской земли стал Нижний Новгород. «Станем за Святую Русь, за дом Пречистой Богородицы» – обратился на Нижегородской площади к народу Кузьма Минин. Нижегородское ополчение под предводительством князя Пожарского двинулось к Москве.
Когда в Москве получили сведения о сборах Минина и Пожарского, бояре и политики потребовали от патриарха, чтобы он отговорил нижегородцев. Патриарх ответил: «Да будет над ними милость от Бога и благословение от нашего смирения. А на изменников да излиется гнев Божий и да будут они прокляты в сем веке и будущем». Тогда его уморили голодом. 17 февраля 1612 года святейший патриарх Ермоген скончался мученически в Чудовом монастыре, в заточении.
До зимы был образ Казанской Божией Матери у Москвы, а потом его отправили в Казань. Но когда прибыли в Ярославль, сюда же прибыли дружины Минина и Пожарского. Узнав о чудесах, бывших под Москвой от иконы, они пожелали взять ее с войском.
Против ополчения было все: не было средств для содержания войска, не хватало оружия, против них стояли многочисленные и закалённые в сражениях польские войска; русские отряды, бывшие под Москвой, выказывали вражду и измену. Однако ополчение осадило Кремль, но простояло до осени, не имея достаточных сил для штурма. Бедствия осаждающих всё увеличивались, не хватало оружия, продовольствия. Войска теряли остатки надежды. Тогда, решившись на последний штурм, все воинство и народ наложили на себя трёхдневный пост и начали торжественные моления перед Казанской иконой Божией Матери.
Князь Пожарский дал тогда обет: в случае дарования победы русскому воинству построить храм в честь Казанской иконы Божией Матери и украсить икону драгоценным окладом и венчиком.
Русские войска взяли Новодевичий монастырь (снова захваченный поляками) и отогнали от Москвы шедшего на помощь полякам гетмана Ходкевича. 22 октября 1612 года русские войска приступом взяли Китай-город, а затем и Кремль, несмотря на ожесточенное сопротивление поляков. При осаде Чудотворная икона находилась в самых передних рядах войск.
Князь Пожарский построил на Сретенской улице в Москве храм в честь Введения Божией Матери во храм и поместил туда чудотворную икону Казанскую. У иконы стало совершаться множество чудесных исцелений. Они были описаны во многих книгах.
После избрания на престол молодой царь Михаил Фёдорович Романов установил празднование иконы 22 октября – в память избавления России от поляков и великого разорения, а также в июле – в день явления чудотворной иконы в Казани в 1579 году. 22 октября и 8 июля в Москве совершался торжественный Крестный ход во Введенскую церковь на Сретенке, где находилась икона. С 1636 года, после освящения Казанского собора Теремного дворца в Кремле икону перенесли в этот храм, и Крестный ход совершался в праздник уже сюда. Так продолжалось до Петра I.
*        *        *
Дальнейшая судьба чудотворной иконы связана неразрывно с Петром I и новым великим градом на Невских берегах – градом святого Петра. Речь идет об одном из главных деяний Петра – строительстве Петербурга. Для современников, да и для многих последующих поколений была непонятна энергия и настойчивость императора в постройке Петербурга. Даже сейчас часто встречается непонимание и странная неприязнь к этому удивительному и прекрасному городу. Но давайте вспомним давние события.
В 1695 году Пётр I приехал в Воронеж с целью постройки флота для похода на Азов. Святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру в постройке флота. Это было особенно важно, ибо многие считали дело сие совершенно бесполезным. Святитель оказывал материальную поддержку царю, отдавал для постройки флота все имевшиеся у него деньги, сознавая, что они идут на благо России. В 1695 году он отдал в казну все свои деньги (6 тыс. руб.). Жертвовал большие суммы в 1700, 1701 и в последующие годы. Пётр советовался со святителем, очень любил и почитал его.
Однако знакомство их началось вовсе иначе. Царь построил дворец и послал за святителем Митрофаном, чтобы тот приехал и освятил дворец. Святитель ничего не ответил и не приехал. Царь разгневался, и второй раз послал за ним – снова никакого ответа. Пётр посылает в третий раз гонца со словами: «Скажите этому черноризцу, что если он немедленно не приедет ко мне, то я прикажу привезти его голову на блюде, как главу Иоанна Предтечи».
Св. Митрофан ответил на это так: «Скажите царю, что если он не послушается этих слов и не возьмёт себе в помощницы и заступницы Матерь Божию, то в предстоящем сражении с врагами останется без головы он, а не я. А дворец я приеду освятить только после того, как из него удалят статуи языческих богов».
Когда Петру передали эти слова, он сразу приехал к святителю. Царь встал на колени перед ним и просил прощения и святых молитв о нём и о стране, о народе. Святитель Митрофан сказал тогда:
«Возьми икону Казанской Божией Матери – и она поможет тебе победить злого врага. Ничего тогда не страшись – ничего! Ты победишь и сам побьёшь много врагов. Потом ты перенесёшь эту икону в новую столицу. Ты хотел освятить дворец здесь – я сделаю это, если ты удалишь из него идолов. Но он тебе не понадобится. Ты будешь жить в других дворцах, на Севере, и воздвигнешь новую столицу, великий град в честь святого Петра. Это будет новая столица – Бог благословляет тебя на это. Казанская икона будет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».
В 1710 году по велению императора Петра I список с Казанской иконы был перенесён из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы – на Петербургской стороне, в Посадской улице старого Гостиного двора, в деревянной часовне. В 1721 году чудотворный образ переносится в Троицкий собор Александро-Невской Лавры. В 1737 году в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в него и украшена золотой ризой с драгоценными камнями императрицей Анной Иоанновной.
В 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте с тем, чтобы поместить в него прославленную икону. М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором Петербурга, с большим вниманием следил за строительством и много помогал. В 1811 году, перед самым началом войны, икона была перенесена в Казанский собор.
В 1812 году после назначения главнокомандующим М.И. Кутузов сразу поехал в Казанский собор и молился у иконы Казанской, просил благословения у Божией Матери на подвиг, на борьбу с врагами Отчизны.
И снова Божия Матерь не оставила своих чад, защитила страну Российскую от нашествия.
Казанский собор в Петербурге стал храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самым собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно великий наш полководец и воин М.И. Кутузов, приведший русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме, освященном в честь иконы Божией Матери Казанской, которую он так почитал всю жизнь. И сейчас над гробницей полководца теплится неугасимая лампада перед иконой казанской Божией Матери – Заступницы Усердной рода христианского.
*        *        *
Перед началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме.
Первое видение: он увидел Божию Матерь, св. Иоанна Крестителя, св. Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставил России. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, развращённость нравов, упадок веры и благочестия, что невозможно больше терпеть эти беззакония.
Все святые с Богородицей продолжали молиться со слезами и, наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю России».
Второе видение: Божия Матерь и св. Иоанн Креститель стоят перед Престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Спаситель снова ответил «Не оставлю России».
Третье видение: Божия Матерь Одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: «Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего», – и хотела встать на колени перед Ним. Спаситель остановил Её и сказал: «Не надо. Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слёз Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».
Старец, которому было видение, почил в Псково-Печорском монастыре, прожив 100 лет.
Началась страшная, невиданная война, в которой враг имел единственную цель – уничтожить Русь Святую, уничтожить народ России, стереть с лица земли само понятие и воспоминание о России.
Тогда произошло событие, имеющее огромное, промыслительное значение для судеб России, а, может быть, и для всего мира. Мы часто думаем, что все чудеса и знамения были в прошлом, а они совершаются постоянно, если только быть внимательными и быть в молитве. Но бывают и такие знамения для всего мира. Нечасто было такое в истории народов, и поэтому они должны остаться в памяти у людей для нашего укрепления, утверждения в вере и надежде, что не оставлены мы Промыслом Божиим. И снова речь будет идти об иконе Казанской Божией Матери.
Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Страна стояла на грани катастрофы. В эти дни в победу почти никто не верил, не знали, что делать, видели только погибель. Всюду паника, страх и уныние.
Когда началась Великая Отечественная война, патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немногие, истинные христиане, оставались в то время друзьями нашей страны.
Были великие молитвенники и на Руси – такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. 1000 дней стоял он в молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги. Но, как и в 1612 году, Промыслом Божиим для изъявления воли Божией об определении судьбы страны и народа России был избран друг России и молитвенник за нее из братской Церкви – митрополит Гор Ливанских Илия (Антиохийский патриархат). Он знал, что значит Россия для мира, знал – потому всегда молился о спасении и просветлении России.
После обращения патриарха Александра III митрополит Илия стал еще горячее, всем сердцем молиться за спасение страны Российской от гибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть – чем можно помочь России? Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушал пищи, не пил, не спал, а только стоял на коленях перед иконой Божией Матери с лампадой и молился. Каждое утро владыке приносили сводку с фронта о числе убитых и о том, куда дошёл враг.
И вот через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Матерь Божия и объявила, что он избран, как истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если всё, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.
- Должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии.
- Священники должны быть возвращены с фронтов, из тюрем и начать
служить.
- Сейчас готовится к сдаче Ленинград. Сдавать Ленинград нельзя. Пусть
вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут её с Крестным ходом вокруг города - тогда ни один враг не ступит на святую землю. Это избранный город.
- Перед Казанской иконой нужно совершить молебен в Москве.
- Затем икона должна идти с войсками до границ России.
- Икона должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя.
- Когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и
рассказать о том, как она была спасена.
Владыка связался с представителями Русской Церкви и советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву.
Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение.
Всё произошло так, как и было предсказано. Ленинград действительно готовили к сдаче: многие ценности были вывезены, спрятаны или зарыты, был готов приказ об оставлении города. Не было сил, чтобы удерживать врага. Страшный голод – ежедневно умирали тысячи людей. Тогда вынесли из Владимирского собора Казанскую икону Божией Матери и обошли с Крестным ходом вокруг Ленинграда. Город был спасён. Многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было. То, что подвозили, было каплей в море. И, тем не менее, город выстоял. Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном Петру I, что город св. Петра избран Самой Богородицей, и пока Казанская икона Ея в городе и есть молящиеся в нём, враг не сможет войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону. Она во все времена от основания града была заступницей его, да и всей России. Интересно и то, что блокада Ленинграда была прорвана в день празднования св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России.
Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой – это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дорогам валялась брошенная техника – и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Ведь Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немецким танкам войти в Москву.
Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны, поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги. И немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона. Знаменитая Сталинградская битва началась молебном перед Казанской иконой Божией Матери – и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, и в те места, где готовились наступления. Священство служило молебен, кропило святой водой солдат. Казалось, что пришло время славной древности Российской, когда были великие молитвенники на Русской земле, и Божия Матерь по их молитвам отгоняла врагов, вселяла в них ужас.
И еще один поразительный факт. Киев, мать городов русских, был освобожден нашими войсками 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери.
20 тысяч храмов было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда. Сколько старших офицеров, не говоря уже о солдатах, молились перед боем, крестились. Многие командиры, да и сам маршал Жуков, говорили перед боем: «С Богом». Один офицер, сидевший на связи с летчиками во время боевых вылетов, рассказывал, что часто слышал в наушники, как пилоты горящих и подбитых самолетов кричали: «Господи, прими с миром дух мой!»
Были открыты духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и многие монастыри. Было разрешено перенести мощи святителя Алексия – митрополита Московского и всея Руси – в Богоявленский Патриарший собор, где стояла всю войну та самая чудотворная Казанская икона, бывшая с ополчением в 1612 году. Наступало время возрождения веры на Руси.
В 1947 году Сталин исполнил обещание и пригласил в октябре митрополита Илию в Москву. Он побоялся не исполнить указание, ибо все пророчества, переданные владыкой, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего тогда Патриархом, и спросил, чем может отблагодарить митрополи¬та Илию Русская Церковь? Святейший предложил подарить владыке икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными камнями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. Самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест.
Митрополит Илия прибыл в Москву. Встретили его торжественно. На церемонии встречи владыке поднесли икону, крест и панагию. Как он был растроган! Он говорил, что всю войну день и ночь молился о спасении России.
«Я счастлив, – сказал владыка, – что мне довелось стать свидетелем возрождения веры на Святой Руси и увидеть, что Господь и Божия Матерь не остави-ли вашу страну, а напротив, почтили её особым благоволением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли русской как память о любимой мною стране и народе. Желаю вам, дорогие мои, и надеюсь, что, по словам великого святого Российской земли, преподобного Серафима Саровского, вы посреди лета воспоете «Христос Воскресе» – вот радость-то будет по всей земле великая!»
Тогда же правительство наградило его Сталинской премией за помощь России во время войны. От премии владыка отказался, сказав, что монаху деньги не нужны – пусть они пойдут на нужды вашей страны. «Мы сами решили передать вашей стране 200 тысяч долларов для помощи детям-сиротам, у которых погибли на войне родители», – сказал владыка.
После возложения венца митрополит Илия произнес проповедь. Он сказал всё – как явилась ему Божия Матерь, чтО Она поведала ему. Владыка говорил:
«Я молился за ваш прекрасный город, чтобы сохранился он. Я давно полюбил ваш город и так благодарен Господу, что он удостоил меня побывать здесь, помолиться вместе с вами. Я увидел веру, я увидел, что Божия Матерь не оставила чад Своих...»
«Как у вас любят Бога. Нигде так не любят Бога и Божию Матерь, как у вас. Какое счастье быть в России. Это невозможно говорить. Я был в Иерусалиме на празднике Пасхи Христовой, я был во многих странах, я был в Португалии, когда праздновали день памяти явления Божией Матери. Там собралось до 70 тысяч человек. Но такого я не видел никогда, такой любви и веры я не видел нигде. Как тогда пели на улицах «Заступнице Усердная», тысячи людей, я плакал, я не мог ничего сказать».
*        *        *
Ныне икона чудотворная Казанской Божией Матери стоит во Владимирском соборе Петербурга. И всё так же охраняет Матерь Божия Свой город, Свой избранный город. Мы все должны помнить обетование, что пока стоит Казанская икона в Петербурге и молятся Божией Матери верующие, до тех пор будет жить великий град святого Петра, первоверховного Апостола, Апостола веры, каменной веры, на котором стоит Церковь Христова. И сам Петербург весь одет
камнем, мостовые и каналы его – в камне, в граните. Это напоминает о том, что всё в мире держится верой и молитвой. Поэтому каждый, кто приедет в Петербург, пусть придёт во Владимирский собор помолиться Заступнице Усердной, Матери Господа Вышняго, поклониться до земли образу Ея Казанскому и с умилением сердечным обратиться к Ней. Тогда очень много духовного, радостного и незабываемого сможет он получить в этом дивном городе, любимом городе...
Так и стоит Казанская икона в Петербурге с венчиком митрополита Гор Ливанских Илии в благодарность о спасении России в 1941-1945 годах. А в Москве, в Богоявленском патриаршем соборе стоит Казанская икона с венчиком князя Пожарского – в благодарность о спасении России в 1612 году.
И ныне ограждают Русскую землю чудотворные иконы Божией Матери:
Тихвинская икона хранит и благословляет Северные пределы.
Иверская икона хранит и благословляет Южные пределы.
Почаевская и Смоленская иконы ограждают землю Русскую с Запада.
На Востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждает и благословляет Российские земли Казанская икона.
А в центре Российской земли сияет образ Божией Матери Владимирской, написанный Апостолом и Евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершалась Тайная Вечеря – первая Евхаристия, ознаменовавшая начало новой жизни, начало вечного спасения человечества.


На фото: Икона Казанской Божьей Матери