20. Заметки на полях сражений 476-500

Философский Саксаул
                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет


476. Эта мозаичная книга – эпопея всего. И, как у всего, у этой книги нет и не может быть конца. Она принципиально non finito* и открыта для всех…
*без конца (лат.) – Ф.С..

477. Никогда, ни в какой кризис не пропадёт наш человек. Много-много лет назад, когда я служил в красной армии, вместе со мной проходил службу простой паренёк из-под Рязани с говорящей фамилией Витёк Тупицын – совхозный водитель с семью классами образования. Так вот он рассказывал мне, как возил молоко на маслозавод по ухабистой просёлочной дороге – километров 25 в один конец. Чтобы веселей ехалось, он в цистерну бросал два деревянных бруска, которые вольно плескались в свежем молоке. Так вот, после каждой поездки он снимал с брусков по полкило масла!

478. Александр Грибоедов в его время сказал о чиновниках: «Чином от ума избавлен». До сих пор?

479. В нашем районе почему-то очень много бомжей. Многих я знаю и даже помогаю чем могу. Но вот называть их бомжами (или ещё хуже – бичами) язык не поворачивается. И потому здороваюсь я с ними почему-то по-латыни:
- Salve, nomen nescio*!
* Привет, некое лицо – Ф.С.

480. Когда вижу очереди из молодых людей, стоящих, чтобы взять билеты на выступления своих любимых певцов-попсовиков, всегда вспоминаю Тома Сойера с его покраской забора, где работодателю платил сам работающий…

481. У средств два конца: один упирается в личность, другой – в цель. И именно поэтому цель не всегда оправдывает средства. Неверно выбранные средства способны уничтожить и цель, и личность, стремящуюся к ней. Средства – посредник между личностью и целью. В нашем же обществе и цели, и средства порочны изначально: цели – утопичны, средства – противочеловечны…

482. Кое-что о личности в истории.
Могила Карла Маркса, как известно, находится в Лондоне, на Хайгетском кладбище. Последним известным человеком, посетившим её в 1987 году, был руководитель ГДР Эрик Хоннекер. Четыре года спустя на этом славном захоронении была изнасилована какая-то 25-летняя француженка (причём, без политической подоплёки – просто так совпало). А ещё год спустя, в 1992 году, на могиле Маркса несколько недель проживал буддийский монах из Японии Тарасаван-сан, который, по его словам, ограждал человечество от злых духов, исходящих из последнего прибежища социалистического экономиста…

483. Китайский мудрец Конфуций как-то сказал:
«Жизненный опыт – это маленький фонарь, закрепленный на спине и не освещающий ничего, кроме  п р о й д е н н о г о   пути…» Гениально, ибо верно!

484. А, может быть, на т.н. могильном камне мне заранее написать какую-нибудь автоэпитафию? А то понапишут потом всякую пошлятину – так, что лежать неудобно станет. Вот, кстати, неплохие строки для такой придумки:

                Он жил счастливо, потому
                что жил поперёк эпохи...

485. Большая и неизбывная беда русского народа заключается в том, что его порядочные
люди относятся к негодяям как порядочные люди, а негодяи к порядочным людям – как негодяи…

486. Известный саксаульский акын Джамбул Джабаев, доживший при советской власти до ста лет, очень любил товарища Сталина и в своих песнях хвалил как вождя, так и его визирей. Апофеозом лизоблюдства аксакала стал замечательный стих:

                В часы бумбарака* и жирного плова
                послали нам Ленин и Сталин Ежова!
* новоселье – Ф.С.

487. Нидерландский философ Йохан Хейзинги недавно написал капитальный труд «Homo udens», то есть «Человек Играющий». Так вот в нём он говорит, что к игре можно отнести науку, правосудие, религию и войну…

488. Всё разумное действительно, всё действительное разумно, обмолвился однажды немецкий философ Гегель, родители которого остроумно назвали его Георг Вильгельм Фридрих. Я поначалу задумывался над этими словами, пока мой верный друг, творец и муз Вася Курочкин не надиктовал свой ответ немцу:

                Великий Гегель был не прав:
                не знал он Саксаула нрав!
                Наш Саксаул живёт нешумно,
                но вот что удивительно:
                не всё разумное разумно,
                хотя оно действительно…

489. Главный фактор нашей тотальной нелюбви к себе подобным – это сама жизнь как таковая. Прав, прав был мой тёзка* поэт Гумилев:

                Уж если ад,
                так пусть тут будет ад.
                А если рай…
                Но не бывает рая!
* Всех поэтов считаю своими тёзками – Ф.С.

490. Об интересном отношении к т.н. богу. Жители Амазонки, люди, в общем-то неиспор-ченные культурой, говорят: «Бог велик, а лес больше…» Интересно, откуда они это знают?

491. В России царь – профессия опасная. За триста лет существования династии Романовых шестнадцать (!) царей умерли насильственной смертью. Так что убийство Николая II большевиками – дело для истории обычное, а вот расстрел его семьи – беспрецедентен.
Кстати, рифма истории: романовская династия началась в старинном Ипатьевском монастыре,
а закончилась в екатеринбургском доме купца Ипатьева…

492. Наши россияне, как, впрочем, и другие земляне, - прежде всего, обычные, ничем не примечательные порождения своего мира. Не дураки, но и не гении, и по своей сути – хорошие ребята, хотя и несколько тривиальные. Практически каждого из них можно сфотографировать и поместить в рамочку с табличкой:

                ТИПИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

493. Из XIX века в XX, от Кьеркогора к религиозным русским философам, к Ясперсу и Хайдеггеру, к Сартру и Камю тянется традиция экзистенциального видения мира как
абсурдно-бессмысленного и целостного бытия, как закономерно трагического существования личности в пограничной ситуации, то есть между рождением и смертью…

494. Поначалу наши диссиденты наивно верили, что, написав письмо в самые высшие государственные или даже партийные инстанции, можно решить какой-либо вопрос. Потом они стали умнее. Например, мой знакомый саксаульский диссидент Миша Факторович году примерно в 1980-м сказал так:
- Писать в ЦК – это всё равно что жаловаться Гитлеру на гестапо…

495. Знаменитый в начале прошлого века поэт Михаил Кузмин умер в 1936 году в бедности и безвестности. Перед смертью, по словам очевидцев, он сказал:
«В основном жизнь прожита, остались только детали…»

496. Японцы говорят:
30 лет – возраст независимости;
40 лет – возраст самостоятельности;
50 лет – возраст познания истины.

497. Кое-что о советской цензуре. В предложении «Маркс – титан мысли» цензор журнала «Вопросы философии», издававшийся тогда в Советском Союзе, снял слово «титан» как запрещённый к упоминанию секретный металл…

498. Главными вопросами России испокон веку были «что делать?» и «кто виноват?». Сейчас эти вопросы решаются  по-русски, тот есть моментально. Всё меняется по принципу «наоборот и мгновенно»:

общественная собственность на частную;
тоталитаризм на демократию;
закрытое общество на открытое;
милитаризм на конверсию;
«Слава КПСС!» на «Смерть коммунякам!».

И только одно остаётся по-прежнему неизменным: во всём опять виноваты евреи…

499. Несколько слов молодым.
Писатель (поэт ) должен много знать, менять знания, понимая, что и мир меняется постоянно. Иначе ты будешь осознавать и себя, и мир как та девица, которая плакала: «Мамку так за папку отдавали, а меня – за чужого мужика…»

500. Спросить бы сейчас у советских идеологов, как это без руководящей роли партии разгромленные Германия и Япония поднялись до экономического процветания, а СССР под чутким и мудрым руководством КПСС дошёл до того, что закупал пшеницу в Канаде? Ложен тезис Маркса о переделке мира – насилие над природой, обществом и мышлением губительно. Куда важнее марксового тезиса заповедь Гиппократа: «Не навреди…»