Разведчики уходят, кроты остаются. Умер Тихонов

Владимир Плотников-Самарский
Разведчики уходят, кроты остаются.
И в искусстве, особенно!
На смерть Вячеслава Тихонова


Грани и кадры


Родился 8 февраля 1928 года
Народный артист СССР (1974). Герой Социалистического Труда (1982). Лауреат Государственной премии (1970 - за участие в фильме "Доживём до понедельника"). Лауреат Государственной премии РСФСР (1976 - за участие в ТВ-сериале "Семнадцать мгновений весны"). Лауреат Ленинской премии (1980 - за участие в фильме "Белый Бим Чёрное Ухо"). Кавалер орденов Ленина,"Октябрьской Революции","Знак Почёта" и "За заслуги перед Отечеством" 3 степени. В 1993 году на ІІ МКФ "Золотой Витязь" Вячеславу Тихонову вручена премия за выдающийся вклад в славянский кинематограф.

Скончался сегодня, 4 декабря 2009 года.

Сама биография, весь творческий путь Вячеслава Тихонова – пример того, что может Душа, если она родовита по "божьей генетике", а не согласно генеалогическим выборкам. Нужно еще, правда, чтоб для взлета этой душе не мешали сословно-корпоративные препоны. И тогда… Рабочий паренек из «ремеслухи» вроде бы и незаметно вдруг становится Аристократом по Жизни, не только по кино.  Благородный князь Андрей Болконский жил, любил, сражался и умер с величайшим достоинством. Тихонов живет и «сражается за Родину» под стать толстовскому князю и шолоховскому Стрельцову...
Конечно, для большинства он – Исаев-Штирлиц, фольклорный персонаж, равный Чапаю и Шерлоку Холмсу. Некоторые упрекают исполнителя за излишний флегматизм и скупость палитры. Да, нарисовано, с виду, скупо. Но ведь именно в этом концептуальный замысел актера. И высший пилотаж. Что доказывает любовь народа. Если бы Штирлиц был всего лишь холодный «сталактит» и даже типовой «айсберг в океане», он не выделился бы, не остался  в истории, не лег на сердце миллионам в нескольких уж коленах. И образ этот ни за что не стал бы нарицательным. Конечно, на фоне шедевральной эксцентрики коллег (Табаков, Евстигнеев, Плятт, Броневой, Дуров, Куравлев), Тихонов-Штирлиц смотрится одиночкой (но не выглядит). Так он же и был таковым – разведчик во стане врагов. Один как ледокол. Ледокол можно не признавать тонким, изящным или горячим. Ему-то что?! Против него ведь все равно не попрешь, тем более, если тебе не дано понять, из каких тонких деталей и сложных приборов он состоит. Как осторожно, миллиметр за миллиметром, нащупывает и отвоевывает он путь в  торосах, - и разве это не скрупулезно просчитанное, выверенное маневренное изящество? Как, наконец, горяч тщательно сокрытый от посторонних глаз его внутренний «реактор»? Зато как красив и величествен ледокол на удалении: совершенство конструкции, медленность сокрушительной силы и неудержимый прорыв сквозь белое безмолвие, когда упрямые льды смиренно расступаются! Но большое видится на расстоянии.
В молодости актер был импульсивнее («Жажда», «Мичман Панин», «Дело было в Пенькове»), в старости, как и положено, - мудр.  Редкое, между прочим, качество в профессиональной среде. Многие поднаторевшие в лицедействе мастера все свои заслуги, достижения  и авторитет смазали в одночасье, разведясь на деньги, премии, и, самое непростительное, на политическую конъюнктуру. Только ведь мода баба изменчивая: и конформизм крайне редко подолгу ходит в «князьях».
Тихонов же был честен, красив и никогда не разменивался.

Великая утрата. Не из тех, про которые слова: незаменимых не бывает. Они есть. Пока есть ОНИ. Это мы сегодня и ощутили.