19. Заметки на полях сражений 451-475

Философский Саксаул
                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет.


451. Давнишним моим изобретением является открытие персональных рая и ада. Слушайте:

смерть, считаю я, это безусловный и безвозвратный уход в вечность и в её неизменность. Это как иголочный укол, неизмеримый во времени за отсутствием всякой протяжённости.
И этот иголочный укол взрывается в неизмеримую бесконечность.
Твоё состояние в мгновение укола определяет для тебя Вечность. Если это сладость покаяния и покой, то и Вечность сладка и покойна, если же это ужас и злоба, то и Вечность будет ужасна и злобна. Это и есть рай и ад.

Поэтому так важен сам момент смерти и перехода, и поэтому совершенно не имеет значения вся предыдущая твоя жизнь. И для каждого, какова бы ни была его жизнь, остаётся шанс…

452. Великий немецкий композитор Иоганнес Брамс однажды написал музыкальное произведение, поразившее лично меня  своим названием. Лучший романтик того времени назвал его «Весело схожу я в могилу»! Дзен, полный дзен!..

453. Не сама ли библия даёт нам примеры того, что лучше быть трусливым притворщиком, чем рискующим героем? Вот как поступил, например, библейский Давид, попавший к Анхусу, царю Гефскому:
«И изменил лицо своё пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях (что? зачем? Молодец! – Ф.С.),и пускал слюну по бороде своей»*
Нужны комментарии?
* Первая Книга Царств, 21:13.

454. Как жаль, что мы так быстро и ненужно повзрослели…

455. Забавно, сколько времени мы потратили на то, чтобы вычислить законы, по которым существует мир. Сначала нам всё объяснил Евклид. Потом мы стали немного умнее, и его законы показались нам слишком простыми, слишком грубыми, слишком  тесными. На их место пришли законы Ньютона. Но и те просуществовали всего пару столетий. И вот уже атом – не самая маленькая частица! Нам стало понятно, что мир не укладывается и в эти законы: появилась теория относительности Эйнштейна. И будет совершенно не удивительно, что мир вскоре вырастет и из неё.

А мир всё ещё представляется нам механизмом. Сначала этот механизм выглядел просто,
как лебёдка, потом оказалось, что он сложнее – вроде автомобиля, а теперь и совсем
стал похож на компьютер.

Человек стал смелее и наглее природы. Мы не можем вычислить правила, так начинаем придумывать, почему не можем, но ни за что не признаемся в собственной несостоятельности, а лучше скажем, что мир – несовершенен.

А он и не может быть совершенным в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие. Он никогда не действовал, не действует и не будет действовать как механизм – простой ли, сложный ли, потому что все законы, которые, казалось бы, существуют, разрушаются одним свойством Любви.

Любовь имеет свойство прощать. А это значит, что дважды два не всегда будет четыре,
а за преступлением не всегда последует наказание.
Надежда?..

456. Каждый раз, садясь писать свою очередную миниатюру, с юмором думаю сам о себе:
«Иду в никуда. Но тщательно анализируя каждый шаг…»

В духовных семинариях России будущих попов заставляют порой наизусть (!) зазубривать весьма забавные вещи. Например, каждый семинарист как отче наш должен знать «десять свойств бога» (!), а именно:

Бог – это дух, вечный, неизменяемый, всемогущий, вездесущий, всеведущий, всеблагий, всеправедный (особенно! – Ф.С.), вседовольный (вот это точно! – Ф.С.) и всеблаженный.

Когда я узнал всю эту бредятину, на память сразу пришёл давнишний гарик моего старого друга Игоря Губермана (попробую воспроизвести без искажений):

                Всеведущ, всемогущ и вездесущ,
                окутан голубыми небесами,
                глядит господь на нас из райских кущ
                и думает: «Разъёбывайтесь сами!»…

457. Старость – это урна для воспоминаний…

458. И всё-таки главное в жизни – это счастье. Но просто счастья не бывает, оно –
понятие сложное. Настоящее счастье, например, состоит из трёх гармоничных частей: это
любовь,
красота
и правда.

То же самое происходит и с противоположностью счастья – несчастьем. Полное несчастье также состоит из трёх частей: это
ненависть,
уродство
и ложь…

459. У великого драматурга Фридриха Дюрренматта есть замечательные слова: «Любого человека, ничего ему не объясняя, можно посадить в тюрьму лет на десять, и где-то в глубине души он будет знать, за что…»

460. Почти все люди верят в то, что жизнь скроена на манер матросской тельняшки, то
есть полосами, и, соответственно, человек в процессе своего существования на этом свете, временно предоставленным ему т.н. богом, попадает то в белую, то в чёрную полосы.

В этой вере пребывает практически всё население нашего смешного шарика, с тупой покорностью принимающее свой «намеченный» срок. Вот только почему-то именно для большинства чёрная полоса становится всё шире и шире, превращая нашу жизнь из тельняшки
в непроглядно-чёрную колымскую телогрейку.

Надо ли говорить, что я никогда не верил ни в какие полосы, и всегда считал, что у человека такая полоса всегда одна – та, которую он сам себе рисует или, возвращаясь к аналогии с тельняшкой, шьёт. Сам, своими руками и мозгами, волей и желанием.

Дурак с детства не любит учиться, и он никогда не станет учёным – то есть звание какое угодно можно купить, а вот стать учёным, который собственным старанием объясняет потаённое устройство мира, - никогда!

И так во всём. Сам, только сам, потому что никто и никогда, никакой т.н. бог не принесёт на блюдечке с васильковой каёмочкой и приятной надписью сусальным золотом «Вагон-ресторан»…

461. Старики редко понимают шутки. Наверное, живя долго и успев насладиться своей жизнью, они уже просто разувериваются в том, что на свете есть что-то смешное. А может быть, с годами юмор становится настолько тоньше, что исчезает совсем?

462. Сдержанность и спокойствие – вот что должно стать привычкой мужчины, переступившего 50-летний порог. Это особенный возраст, когда в человеке начинаешь ценить не какие-то особенные таланты, обострённую чувственность или неординарные душевные качества, а элементарную порядочность. Причём, не ту порядочность, которую старались посеять в тебе родители, в порядочность основательную – в виде приобретённой с годами привычки. При этом, увы, не особенно надеясь встретить её в каждом новом встречном.
Вероятно, именно поэтому я в конце концов и стал писателем…

463. Думаю, что все эти дуэли в XIX веке были как-то не до конца продуманы. Например, Пушкину надо было стреляться не с каким-то там Дантесом, а с Лермонтовым. Тогда хотя бы один великий поэт обязательно остался бы жив!

464. Наверное, у каждого человека в жизни есть свой   п о д л ы й   день. Одним совершенная подлость мучает беспрестанно, заставляет каяться и просыпаться среди ночи, другие забывают о ней через неделю, но она нет-нет да и напомнит о себе, может быть, через год, может, через пять, а может, и вовсе догонит за десять минут до   к о н ц а.
Но то, что догонит, можно не сомневаться. Как говорят французы, le mort saisit le vif*…

* Мёртвый хватает живого – Ф.С.

465. Все, абсолютно все в этой жизни, утверждаю я, идут в рай. Ад бывает только на земле…

466. Мир вокруг нас изменился окончательно и бесповоротно, а мы всё пытаемся жить как раньше. И мало задумываемся над тем, что живём мы не в стране, не в государстве, а на каком-то «постсоветском пространстве». А ведь на пространствах никаких законов не существует, как нет и никакой морали.

Мы отара овец, заблудившаяся в степи. Идти некуда, волки постепенно истребляют нас,
и мы всё теснее жмёмся друг к другу.

На нашем пространстве не может быть нормальной медицины, науки, культуры – вообще
ничего. Пространство можно только пересекать, и только на джипах – пешком бессмысленно. Те, кто на джипах, будут лечиться за границей, а те, кто пешком, - подыхать здесь от простого аппендицита, туберкулёза и сальмонеллы.

Когда-то мы смотрели фильм «Планета обезьян» и думали, что это увлекательная фантазия.
Но вот пришли те самые обезьяны и взяли нас в заложники, а ещё немного и сделали бы нас рабами. И никакой фантастики – только реальность…

467. Может быть, само понятие «совесть» придумали злые люди для того, чтобы она мучила добрых?..

468. Помните, в конце каждой молитвы надо обязательно сказать «аминь»? Все знают, что
это такое, не был бы я Философским Саксаулом, если бы разделял общее мнение! Итак, аминь. Молитва, она сами знаете кому адресована, поэтому в конце и говорят волшебное слово «аминь», что просто означает «отправить сообщение»…

469. Меня постоянно спрашивают, зачем я так много пишу? И я отвечаю им так: литература для меня не хобби и не бизнес, литература для меня – алиби…

470. В соревновании с природой человек несовершенен. Наверное, именно поэтому он и придумал себе спорт и другие нагрузки: покажу, мол, на что я способен.

Но представьте разочарование, когда выясняется, что любой, самый проверенный и надёжный боец рухнет вдруг от одного удара медвежьей лапы, а любой легкоатлет-спринтер будет не в состоянии догнать страуса обыкновенного. А какой мужик в сексе может соперничать с кроликом?

Вот и выходит, что люди гордятся тем, что они слабы и даже ничтожны. Какую бы мускулатуру ты не накачал, а рядом с бегемотом всё равно кажешься былинкой. Обидно, но факт.
А всё почему? Да потому что природа создала человека не сильным, а для того, чтобы он  якобы мыслил, рассуждал, обмозговывал, прикидывал, в общем, загружал свой мозг как
только мог.

А мы до сих пор делаем всё, чтобы ум у нас был на последнем месте…

471. История человеческой глупости поразительно совпадает с всеобщей историей человечества…

472. В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия Мао Цзедун провозгласил кампанию под названием «Пусть расцветают все цветы…». Но когда доверчивые учёные и художники выговорились в своих произведениях и дискуссиях, Мао дополнил: «…кроме вредных». Теперь оставалось только прополоть сорняки, что позже перешло в разгул «банды четырёх» и шабаш культурной революции.

Этой тактике великий кормчий научился у товарища Сталина, который в своё время на предложение закрыть дискуссию с оппозиционерами, возразил: «А как же мы узнаем, о чём
они думают?»…

473. Кстати, призывая паству к скромности, церковь как-то позабыла, что Христос, если верить одной книжке без картинок, не только раздавал страждущим хлебы и рыб, то также
и благосклонно принимал осанну в свой адрес…

474. Достоевский как-то заметил, что красота спасёт мир. Но мне кажется, люди поняли
его неправильно и примитивно: дескать, красота и гармония спасут человечество. И неведомо нам, глупым, что красота и гармония с человечеством вообще не совместимы.

Я считаю, что красота и гармония, присущие великой природе, обязательно спасут мир, -
но не для человека, а от человека!

475. Самые поразительные и пронзительные строки о любви я прочёл все-таки у битлов –
в их гениальной песне «Because» («Потому что»):

                Love is old,
                Love is new,
                Love is all,
                Love is you…*

*Любовь стара, любовь нова, любовь – это всё, любовь – это ты – Ф.С.