18. Заметки на полях сражений 426-450

Философский Саксаул
                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет.



426. Всё, множимое на нуль, равняется нулю. Может быть, именно поэтому мы боимся смерти, ведь живём мы всё время, а не умирали ещё ни разу…

427. Мы все живём так, будто черновик пишем и помарки наши никакого значения не имеют, - мы же потом всё перепишем набело! Но так не бывает. Так не бывает.
Жизнь одна человеку дадена, что бы там ни проповедовали кришнаиты, и день, который ты сегодня прожил недостойно, грязно, с помарками, таким навсегда и останется – перебелить его нельзя.
Но мы об этом совершенно не думаем. Мы думаем: вот завтра… завтра я заживу совсем по-другому. Но наступает это завтра… послезавтра… послепослезавтра… а мы всё пишем свой черновик и продолжаем обманывать себя…

428. И всё бы ничего, и можно было бы относительно безбедно прожить в СССР, да только одно было плохо: строили мы коммунизм в одной отдельно взятой (за горло) стране…

429.Странная всё-таки штука: человек может быть семидесяти семи пядей во лбу, притом специально заниматься философией и заслуженно считаться величайшим умом настолько, чтобы стоить в «Букинисте» диких денег за семь томов (я говорю об Иммануиле Канте), а на самом деле плохо понимать в своём предмете (я говорю о его изучении времени).
Смотрите, что несёт покойный философ: «Положение о том, что различные времена не могут существовать вместе, непосредственно содержится в созерцании времени и в представлении
о нём…»
Всё наоборот – «различные времена» именно могут «существовать вместе», а могут  и отдельно, и время живое и непредсказуемое – оно может расползаться, съезжаться и разъезжаться, и вообще вести себя так, как ему удобно.
А всё почему? Да потому, что время у всех разное. Оно вообще разное, как всё живое…

430. Недавно поймал себя на забавной мысли о том, что начинал писать свои юношеские стихи как бессознательный агностик, и вот теперь, по прошествии лет, повзрослев и помудрев, вновь пришёл к агностицизму, только теперь уже выстраданному и сознательному.

431. Для многих на Западе ещё много десятилетий СССР останется в памяти могучим Титаном, что свалил вековой лес Сибири, проложил в никуда БАМ, развернул реки Северного Ледовитого океана в цветущие сады и хлопковые поля Средней Азии, заразил чернобыльским атомом старушку Европу и одним могучим хлебком выпил воды Аральского моря, в одно мгновение стерев его с карты планеты Земля…

432. Интересно, почему библейский бог не наказал тех, кто приколачивал его сына к кресту? Где они, простые труженики Голгофы?

433. У Элиана в «Пёстрых рассказах» есть такая история: к Анаксагору, поглощенному беседой с друзьями, подошёл человек и сообщил, что оба его сына умерли. На что Анаксагор спокойно ответил: «Ну что ж, я всегда знал, что породил смертных…»
Прочтя эту историю, я добавил:
                Мир удивительно прост:
                детство, работа, погост…

434. Однажды в юности один знакомый старик-еврей объяснил мне, что человеку дано шесть наслаждений: пить и освобождаться от выпитого, есть и освобождаться от съеденного, познавать женщину и спать.
Но, повзрослев, я понял, что только у художников и поэтов в этом перечне добавляется
ещё одно наслаждение – наслаждение красотой мира и творчеством…

435. Философ – это такой человек, который думает и думает, но всё приблизительно…

436. Чудесные строки о доброте и милости господней нашёл я в библии – в Книге пророка Иезикииля:
Сначала 6:7 и 12:20 - «И будут падать среди вас убитые, и узнаете, что Я – Господь… И будут разорены населённые города, и земля сделается пустою, и  узнаете, что Я – Господь».
И ещё 8:18 – «За то и Я стану действовать с яростью; не пожалеет око Моё, и не помилую;
и хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, не услышу их…»
Особенно умиляют эти прописные – Я, Моё, Господь. Просто мания величия какая-то!

437. Только для себя, исключительно для себя должен создавать творения свои настоящий художник – будь то поэт, живописец или скульптор. Если он начинает думать о человечестве, он сразу же умирает как художник…

438. Знаки препинания играют очень важную роль в жизни человека. Вот смотрите: старая мерзкая песня, но с правильно расставленными знаками превратилась в собственную обратку:
                Я – другой. Такой страны не знаю!
                Где так вольно дышит человек?

439. Изучая отечественную историю, не раз говорил, что с такими отцами-правителями нашу родину-мать давно надо было лишить материнских прав…

440. Весь мир знает, что интеллигент – понятие российское. Не Западе есть «белые воротнички», копфарбайтеры, образованные люди, интеллектуалы, работники умственного труда, но нет интеллигентов. Вывожу формулу нашего интеллигента:
приоритет совести перед разумом;
сосредоточенность на метафизических проблемах бытия, то есть на их приоритете по отношению к практическим вопросам;
преданность идее мировой справедливости;
отсутствие вертикали в межличностных отношениях и их построение исключительно по горизонтали;
чувство ответственности за мир и всё происходящее в мире;
и, наконец, гуманность…

441. Из моей никогда не написанной анкеты:
                - Цель жизни?
                - Оправдание местожительства…

442. Природа исключает достоверное предсказание. Лев Гумилёв как-то заметил: предсказать, во что выльется современный процесс, невозможно потому, что ещё не совершены все те поступки, которые определят будущее.
В нашей же стране предсказания имеют ещё одну степень сложности. Так, на  вопрос «Какое будущее нас ожидает через пять лет?», можно уверенно ответить только так: «Неизвестно даже, какое через эти пять лет будет наше прошлое…»

443. Жизнь есть саморазвитие белка путём обмена веществ.
Культура – саморазвитие духа путём обмена духовными ценностями.

444. Одну и ту же идею мировой справедливости и совершенства развивали как Достоевский и Толстой, призывающие к непротивлению злу насилием и к внутреннему самосовершенствованию, так и их антипод Чернышевский, во имя совершенства и справедливости звавший Русь к топору; как Флоренский, стремившийся к социальному умиротворению и духовному очищению людей, так и охранник ГУЛага, стрелявший в затылок Флоренского, полагая, что устраняет очередного врага всеобщего счастья…

445. Спиноза как-то заметил: «Счастлив не тот, кто хорошо живёт, а тот, кто считает себя счастливым…»

446. Человека нельзя обрекать на жалкую участь кариатиды, поддерживающей террасу, на которой когда-нибудь другие будут танцевать. Цель каждого поколения – оно само. Гуманна лишь позиция, признающая самоценное значение личности, утверждения прогресса не вопреки и не за счёт человека, а во имя него.
К сожалению, эта истина оказалась неизвестной или неинтересной ни коммунистическим строителям далёкого «светлого будущего», ни шоковым терапевтам-строителям рынка, ни приватизаторам, ни нынешним демократам, набивающим карманы за наш с вами счёт…

447. Великий пророк своего времени Осип Мандельштам как-то обмолвился: «Достаточно трёх поколений безмолвия, чтобы нация перестала существовать…»
Прав был поэт: три поколения – 75 лет. СССР просуществовал 73 года. Мы просто вовремя успели встать с колен…

448. Первым поэтом был тот, кто сравнил женщину с цветком.
Первым прозаиком стал тот, кто сравнил женщину с другой женщиной…

449. Мировоззрение советского человека Сталин определял как диалектический и исторический материализм. По этому поводу в СССР была популярная шутка: «Чем отличается диамат от мата? Все знают мат, но делают вид, что не знают. Никто не знает диамат, но все делают вид, что знают…»
Сегодня незнание никому не нужного диамата заменили наспех приобретённым полузнанием библии…

450. Вся история религии – это красивая убедительная неправда. Или даже не так – красивая и неубедительная неправда. Примерно как в «Анне Карениной» Толстого.Насколько шокирующе точен был Лев Николаевич в каждой главе, в каждом повороте, в каждой мелочи, и насколько стал беспомощен, неуклюж, угловат и, главное, неубедителен в последней главе, когда решил вдохнуть в свой роман мёртворождённую идею новой веры…