Размышления - ноябрь 2009 г

Яков Шафран
Сейчас необходимо как можно больше Любви, чтобы создавалось как можно больше духовной ткани, чтобы обогреть и спасти как можно больше людей, чтобы возродить наш Народ и нашу Страну. Для этого нужно следовать завету Христа и стать как дети на злое, то есть не проникаться злом, не заражаться им, не становиться самому злым. И чем больше будет Любви, тем больше и злые начнут становиться хоть чуточку добрее.
Если Бог дал человеку способности к осмыслению, постижению и творчеству, то, как бы он много ни работал, занимаясь другим более простым делом, даже, если говорят, что это очень полезное дело, всё бессмысленно. И Бог промыслит, как остановить человека в его деятельности, чтобы направить его в нужном направлении.
01.11.09 г.
Так повелось, что одни люди являются преимущественно оптимистами, другие пессимистами, для одних всё становится лучше и светлее, для других – хуже и темнее. Условно одних можно назвать людьми восходящего или утреннего, а других, соответственно, людьми заходящего или вечернего солнца. Первые двигаются к духовному свету, вторые – в темноту. Фактически первый вид движения и есть Любовь, а второй – её антипод.
Те люди, кто жалуется на этот мир и на жизнь, бездуховны, у них нет света в душе. Разве будет становиться вокруг светлее, если в большинстве будут люди с тёмными душами. И, наоборот, чем больше будет людей с внутренним светом, тем более будет меняться к лучшему всё вокруг.
Так устроено, что изменить мир, можно только изменив свои души.
Но и здесь есть подводные камни.
Когда человек говорит, что он верит в Бога, то необходимо убедиться, не сотворил ли он божество из себя. Если да, то это будет гипертрофированной любовью к себе, или антиподом Любви. А его «вера» будет ни чем иным, как дорогой во тьму, или разорением.
Истинная же вера – это свет, который будет освещать, и согревать всё вокруг себя, и это самое главное богатство!
04.11.09 г.

Логика и вера несовместимы ни на количественном, ни на качественном уровне. Один верит, как младенец и спасается, а другой познал всё богословие и погиб от гордыни. Познавая Бога, мы всё более понимаем, что Он милостивый, любящий, прощающий, но никогда не расчётливый. Поэтому «купить» каким-либо образом спасение невозможно. Одно единственное доброе намерение может быть весомее в глазах Бога, чем гора грехов. А череду добрых дел может перечеркнуть одно единственное слово или взгляд. Посему рассчитать человек ничего не может. Он может и должен во всякий момент жизни быть готовым явить в себе Христа.
06.11.09 г.
Человеку необходимо освободиться от своих грехов, сбросить их, как змея сбрасывает свою старую кожу и радостно жить в настоящем, думая о будущем. Жить нужно в свете и радости даже тогда, когда плохо, даже при смерти. Основная масса людей, не зная света, страдает и трудится, вместо того, чтобы радоваться и работать. Смотрите: в словах «страдание» и «труд» общее – «тр», а в словах: «радость» и «работа» - «ра»!

Христианство должно быть активным, а не пассивным, и во всех сферах жизнедеятельности человека предлагать ответы и решения со своих позиций, чтобы люди всегда ощущали рядом плечо Друга и Его руку. И, если речь идёт о конкретных случаях, то всё должно делаться из любви к человеку, и чтобы не навредить ему.
07.11.09 г.
Хранить гармонию и лад вокруг себя – это миссия от Бога. И тот, кто это делает, от Бога.
Россия на протяжении всей своей долгой истории выполняла в мире такую функцию, сдерживая, усмиряя, а порой и понуждая к капитуляции любого агрессора. Среди них – шведский король Карл ХII, Фридрих Прусский, Англия, пытавшаяся задушить морской блокадой молодые США, Наполеон, Османская империя зверствовавшая на Балканах, немецкий кайзер и Гитлер.
И так, как это делала Россия, ни одна держава в мире сделать не может и не сможет, так как не обладает миссией миродержавия.
Посмотрите, как вели себя русские войска на вражеской территории. Ни насилия, ни грабежей, ни массовых убийств, ни акций, ни мародёрства, ни уничтожения городов и мирного населения.
Миссия миродержавия, наряду с другими достоинствами, делает Россию историческим шедевром.
08.11.09 г.
«Пространство города наполнено рекламой, которая направляет сознание человека только в сферу потребления. А поскольку рекламы много, то можно говорить о тотальном её действии, она везде, всегда и во всём…
Рекламируемые продукты питания полны химией и генномодифицированными компонентами…
Традиции разрушены и ценности заменены. Семьи распадаются, рождаемость на нуле. Кругом, куда ни кинь взор, разврат…»
Знакомо? Конечно, очень знакомо!..
Что же предлагается?
Нужно достичь прекрасного будущего, где всего этого не будет. Там будет «рай, все люди - братья, гармония во всём, работать не надо – всё создаётся новыми технологиями, знания приходят мистическим путём, вопросы полов решены – всё у всех есть и достаточно, и впереди бесконечная и вечная жизнь в этом земном раю. Для того, чтобы достичь этого, нужно только одно, вступить в общество посвящённых и просветлённых «Свет зари», и под руководством Учителя, который является прямым потомком Христа, Будды, Магомета и Конфуция, за совсем небольшие членские взносы, встать на путь спасения и продвижения в светлое и такое прекрасное будущее.
Ни больше, ни меньше. Знакомо? Да, знакомо, только под разными личинами. Но ведь не в личине дело, а в сущности, которая за ней!
А потом будет всеобщее потребление, всепроникающая химия и клонирование, общие жёны и дети, однополые браки, тотальный секс и полная опустошённость, тоска и уныние, и двери души, настежь открытые для «иных хозяев»…
09.11.09 г.
Гордыня требует не просто признания, а поклонения, не просто уважения, а подчинения, не просто любви, а боготворения перед ней. И, когда она этого не получает в той среде, где находится человек, то опускает его до того уровня, до той среды, где находит и поклонение, и подчинение, и боготворение.
Годыня есть мать страстей.
А ещё есть зависть. Если человек чувствует, что что-то не его по своей сути, зачем он тогда завидует? Но, нет, признаться в том, что завидует, человек не может. Поэтому сознание подсказывает нечто другое – ненависть. Да, безусловно, далеко не всё нажито своим трудом. Как верующий человек должен к этому относиться? Завидовать или ненавидеть? Нет! Самое главное богатство верующего – это его душа. Поэтому загрязнять её такими чувствами он не будет. Его задача – наполнять душу благодатью, а это возможно только, если жить по заповедям Христовым. Богат человек? – слава Богу! Нажил нечестно? – Бог судья! Есть я и Бог, есть мои способности и таланты. И дай Бог реализовать их в жизни, и не грешить самому. А удастся донести до неправедных что-то, и хорошо, и слава Всевышнему. А от зависти и ненависти ничего не прибавится в жизни, только тоска и уныние, да и время потеряно.
И ещё хочется сказать о том, что у нас не просто атрофируется понятие греха, но идёт целенаправленное культивирование его, скрывая под невинное развлечение, и прикрывая утверждениями, что личность вправе делать то, что она хочет. Таким образом, из нас пытаются сделать и делают моральных уродов.
10.11.09 г.
Почему многие не признают Христа? Признать Его, это значит признать необходимость Его жертвы, признать, что Он – Спаситель. А это значит признать, что я грешен!
А какой самый большой грех? Одни скажут одно, другие другое. Но самый большой грех, это, когда человек знает, но не делает, думает одно, а делает другое, заглушая голос совести.
Любовь к малой и большой родине, любовь ко гражданам и соотечественникам – это великий дар Божий, Его благодеяние и является важной составной частью счастья человека. Без этого он не чувствует себя полностью счастливым.
12.11.09 г.
Вот говорят Российская империя, и многие пугают ею других. А ведь на протяжении всей истории не было в мире такой империи. Где бы колонии жили намного богаче митрополии! Российская империя (и Советский союз, в том числе) бала всегда как заботливая мать для всех и вся, позволяющая своим детям раскрывать свою индивидуальность и сохраняться как индивидуальность, не препятствуя при этом отдельным людям избирать собственную принадлежность к той или иной народности, сословию или группе.
Солженицын, удивляясь, писал о том, что Российское государство часто применяло вооружённые силы в помощь другим странам, не получая и даже не требуя для себя никаких выгод. Он не мог понять того, что миродержавие является одной из основ жизни России. Именно миродержавие делало страну способной направлять свои усилия, руководствуясь голосом совести и добродетелью, независимо от соображений корысти, а часто и вопреки им. Таким образом, Россия вела себя как благородный рыцарь. Найдите ещё такую страну в истории! «Не лучшая ли политика для великой нации именно эта политика чести, великодушия и справедливости, даже, по-видимому, и в ущерб её интересам (а на деле никогда не в ущерб)? Политика чести и бескорыстия есть не только высшая, но, может быть. И самая выгодная политика для великой нации, именно потому, что она великая. Политика текущей практичности и беспрерывного бросания себя туда, где повыгоднее, где понасущнее, изобличает мелочь…» - писал в своём «Дневнике писателя» Фёдор Михайлович Достоевский. Тем самым ещё раз подчёркивая, что у России какая-то особая судьба, нравственный характер, она всегда старалась поддержать слабых, несправедливо обиженных, угнетаемых…
14.11.09 г.
Важны не деньги сами по себе, а как они пришли и как человек ими распоряжается. Богатство от Бога придёт только к созидающему человеку, обладающему высокой нравственностью и живущему по Его заповедям. В противном случае это будет богатство не от Бога, несущее в себе, и умножающее вокруг себя социальное зло.
Религиозное чувство и вера могут и должны развиваться.
Терпимость это не только уважение к другим людям и их убеждениям, но и ограничение своей воли. Без терпимости невозможен баланс и гармония в социуме.
Всё, что привносится из-за рубежа, не должно входить в противоречие с традициями страны и народа.
Свобода только тогда пойдёт на пользу, если будет основана на нравственности и самоограничении.
Большой ум это ещё не признак сердечности, а большая сердечность – ещё не признак ума. У развитого человека должно быть и то, и другое.
Тот, кто уходит от истины и прячется за иллюзию, постепенно и неуклонно теряет самого себя.
Нельзя избегать обстоятельств, перед которыми ставит человека судьба. Тот, кто избегает, по кусочку теряет свою душу.
15.11.09 г.
Можно взять из Евангелия хорошие правила поведения, хорошие жизненные примеры. Можно не брать всё то, что кажется людям «неправдоподобным»: жертву Христа, Его воскресение и вознесение, а также чудеса, наше искупление, и так далее. И построить на этих правилах и примерах свою жизнь во всех её аспектах…
Но вся беда заключается в том, что человек будет бессилен самостоятельно поддерживать свои душевные силы для такой жизни. Кто укрепит его в этом? Душевные силы человека всё более и более расходуются, несмотря на то, что человек старается всё более и более сам себя усовершенствовать в нравственности. А подкрепление не приходит. Ибо не одной только пищей и физической любовью получается энергия.
Для духовного возрастания нужна совершенно иная энергия, энергия, которую может дать только благодать Божья. И единственно Кто может возродить и укрепить человека – Бог. Только с Его помощью мы можем получить искупление наших грехов, что позволит получить благодать и начать вести ту жизнь, которую мы желаем вести. Сам человек это сделать бессилен.
16.11.09 г.
Человеку кажется, что он сам воспитывает себя. На самом деле человеческую душу воспитывает Бог. Однако без активного участия в процессе самого человека это невозможно.
Болезни являются неприятной, но часто необходимой составляющей такого воспитания. Когда до человека не достучаться, когда он ушёл далеко и надолго от Бога в своих страстях и грехах, то они причиняют вред телу, который вначале выражается в болезненных ощущениях, а затем и в болезнях. И не будь этих болезней, человек бы решил, что он уже такой, каким должен быть.
Исходя из вышесказанного, человек должен оставаться учеником Бога, несмотря на свой возраст. И поскольку человек живёт в социуме, то он воспитуется через социум в процессе своего труда, общения, семейных и дружеских отношений, творчества. Здесь Бог действует через людей, через различные обстоятельства жизни. Но у Бога есть ещё и другой инструмент – внутренний голос совести человека.
Бог действует на человека через людей, но по-разному, в зависимости от уровня духовного развития человека, в зависимости от его греховности, то есть близости или отдалённости от Него. В любом случае это будет помощь, но она может выражаться как в поддержке, так и в воспитательной работе или в различных негативных воздействиях от людей. Аналогично обратной связи через тело – здоровье, болезненные ощущения и болезни.
Помощь на уровне воспитательной работы ясна. Но ещё важнее помощь человеку, получающему негативные воздействия от других людей. Здесь помощь должна быть воспитующей. Помогая нужно объяснить человеку значение того, что с ним произошло или происходит, чтобы он изменил свою жизнь.
19.11.09 г.
По-настоящему верующий человек следует зову души к деланию добра. Ему даже заповедей не нужно. Однако в мире страстей и греха заповеди нужны как ориентир, как письмена Божьей воли. Человек неверующий подчинён своим желаниям: телесным, чувственным, желаниям своего ума, своей воли.
Получается, что каждый человек кому-то подчинён – либо воле Бога, либо своим желаниям. Но первого мы называем свободным в Боге, так как он имеет свободу воли отказаться от своих зависимостей. А второго – рабом своих страстей и грехов, так как он не имеет ни воли, ни сил отказаться от них.
И тот и другой идут по одной дороге жизни. Только один идёт в одном направлении, а другой в противоположном. Для одного одни ориентиры, для другого иные. Вот почему нужны заповеди, они служат ориентирами к спасению.
Так и с народом. Если народ не имеет чётко сформулированных смыслов своего существования, он превращается в массу, живущую своими потребительскими желаниями, страстями и грехами, то есть в развращённое месиво. Но дайте народу смыслы-ориентиры, соответствующие его сути, его традициям, и вы не узнаете этот народ, насколько он обретёт своё благородное лицо, насколько он приблизится к Богу.
21.11.09 г.
Много ли мы видим светлячков или падающих звёзд в ночи? Ну, максимум несколько и не более того. А звёзд на небе неизбывно много. Светляки – это земное. Падающие звёзды – метеориты и кометы, более исключение, чем правило. Неизмеримое количество звёзд на небе говорит о величии, бесконечности и вечности Божьего творения. Глядя на небо, понимаешь насколько велик, бесконечен и вечен Сам Бог, если Его творение таково. И этот Великий Бог любит меня – песчинку в океане космоса! Это осознание помогает выдержать и мрак, и холод, и зло, и ненависть, и неблагодарность – всё, чем, порой, бывает так богата земная человеческая жизнь. Это осознание побуждает нести, несмотря ни на что, молитву благословения всего окружающего, радость и любовь всем. Свет, хотя бы чуть-чуть подобный свету звёзд.
24.11.09 г.
Любовь к побеждённому, уважение к союзнику, веротерпимость и толерантность к обычаям меньшинств – вот стиль российского поведения во все века. Сравните с прошлым колониальным стилем поведения западных стран – презрение к побеждённому, двойные стандарты по отношению к союзнику, нетерпимость к вероисповеданиям и обычаям меньшинств, и к ним самим, вплоть до их полного уничтожения.
И сейчас, прикрываясь общечеловеческими ценностями, гуманизмом, правами человека, проявляя ложную терпимость до поры до времени, они только ждут часа, когда смогут показать своё истинное лицо, преследуя свои сугубо эгоистические интересы. И мы это видим в мировой политике на каждом шагу.
Эта разница имеет очень глубокие корни, идущие ещё в глубокую древность. Эта разница имеет очень глубокие духовные корни. Не следует закрывать глаза на то, что на Земле есть два человечества – одно произошло от Сифа, не только по крови, но и по духу брата Авеля, а другое - от Каина, нераскаявшегося убийцы брата Авеля.
Эти корни лежат в основе и выделения католичества из единой Православной Церкви, и в основе возникновения протестантизма.
И в любом народе есть и то, и другое человечество. Мы это видим на каждом шагу нашей жизни, во всех её обстоятельствах. Есть люди честные и нечестные, порядочные и непорядочные, верующие и неверующие, добрые и злые, преступники и слуги закона…
Всё дело в том, какие корни имеют преобладание.
И ещё очень важно понимать, что любой человек, любой народ, могут отречься от ложных корней, и припасть к истинным – прийти к Богу, и тем спастись.
27.11.09 г.
В основе всех человеческих запросов и амбиций, в основе отхода от Бога в атеизм, материализм и другие «-измы», в основе всех искажений истиной Христианской веры, всех войн, технократической и потребительской цивилизации, в основе уменьшения любви, доброты и порядочности в отношениях между людьми, в основе распада семей, разврата, наркомании, индивидуализации и деградации лежит только одно – безмерный человеческий эгоизм. И сейчас во всём мире эгоистические потребности стали кумирами людей.
Конечно, без известного эгоизма нет личности. Но эгоизм должен быть ограничен, и в определённые моменты люди должны уметь встать над своим эгоизмом, как, например, родители, когда этого требует безопасность и здоровье их детей.
И, если бы это было общепринятым, то мы бы наблюдали бережное отношение к земле, к окружающему миру, к собственной душе, осознанность жизни и умение тратить время на главное.
Но для того, чтобы произошли такие перемены, нужно, чтобы каждый исправил сам себя, или, по крайней мере, начал этот процесс. Ибо свобода – это личное право каждого человека встать на позиции добра и оставаться по эту сторону фронта. А наиболее важно воспитать будущее поколение в правильном духе, в духе православной веры и традиционных ценностей, чтобы всё встало на свои места. Жизнь для спасения души - путь Авеля, а жизнь ради самой жизни, как бесконечного потребления, а чуть что топор, революция, атомная бомба – путь Каина.
28.11.09 г.
Потребить и наследить
Лучше всего можно судить, насколько силён потребительский дух в людях, по тому, как они относятся к мусору. Он бывает двух категорий – чужой и свой. Мусор, который оставляют другие, нам всегда неприятен. А вот как насчёт своего? Здесь всё зависит от того, как мы видим себя на земле, в природе, в городе, в обществе, в семье и, вообще, как мы видим самого себя.
Стоит зайти в любую зелёную зону в черте города, только не в парк и не в сквер, где территорию убирают по нескольку раз в день пред очами начальства. А в те места, которые не имеют официального статуса. И там мы с вами увидим, что люди едят, пьют и чем вообще занимаются на лоне природы.
Но дело не в этом. Люди всегда ели, пили и развлекались, как умели. Всё дело в том, КАК они это делают. «А вот с этого места поподробнее», - скажете вы и будете правы.
Процесс еды – это искусство, священнодействие. Недаром раньше перед едой читалась молитва, создавался особый настрой и во время еды. Как это происходит, мы можем увидеть в монастырях и в домах верующих.
Вы не подумайте, здесь никто никого не призывает уверовать и молиться, если этого нет в душе. Хотя никому бы это не повредило. Речь идёт о том, что у верующих вырабатывается совершенно особое отношение к продуктам, к сотрапезникам и к земле, как к творениям Божьим, и соответствующее поведение. Это и есть истинная культура, которая не позволяет ни грамма грубости, скотства, хамства, неблагодарности и глумления, и всего того, что мы наблюдаем с вами в неофициальных зонах отдыха и о чём говорим сейчас.
Другим ничем не возможно объяснить то, почему семья или друзья с приятелями, устроив пикничок в очень красивом и приятном месте, отлично отдохнув, вкусно покушав и выпив, насладившись зелёной шелковистой травой, чистой энергией деревьев и матушки-земли, прекрасными видами природы, солнцем, свежим воздухом, и омыв тела очищающей влагой речки или пруда, оставляют после себя неубранными груды мусора.
Это объедки, грязные пластмассовые тарелки и стаканы, всех мастей бутылки, часто разбитые (!) и так далее. Я думаю, любой любознательный человек может продолжить этот список сам. Но, что интересно, рядом валяются пакеты, да, да, пакеты и часто даже с ручками! Это те самые пакеты, в которых и было принесено всё, что требуется для пикника.
Любой человек согласится, что в пакеты можно сложить все отходы, которые неминуемо образуются после любого отдыха на природе. А если у пакетов есть ещё и ручки, то весь мусор можно легко унести, тем более, что он весит гораздо легче, чем исходные продукты и принадлежности.
Но оказывается, что для того, чтобы отнести эти отходы в мусорный ящик, который, как это ни удивительно, всегда находится по пути к дому, к остановке, к метро, в зависимости от того, в каком городе и в каком месте находится приятная зона отдыха, нужно нечто неосязаемое. Что же это такое?
Нет, не подумайте, это не что-то сверхъестественное, эфемерное и невозможное. Это просто душа! Да, да душа, которая предполагает уважение к самому себе, уважение и любовь к людям, сыновнее отношение к земле, благодарность жизни за радости, которые она даёт.
Кто-то может возразить, мол, у всех есть душа. Да, это так, хотя некоторые об этом могут и не знать. Но не будем о них. Да, душа есть у всех, только вопрос в том какова она, какого качества. Вот в чём вся соль – в качестве души, в том к чему человек стремится. К тому, чтобы, употребив еду, питьё, бытовые блага, развлечения, женщину, деньги, жизнь, отбросить отходы. Или к тому, чтобы, живя и радуясь всему тому, что даёт жизнь, в благодарность созидать вокруг себя ещё большую радость, добро, благо и красоту.
Для первых всё равно, что день, что ночь, что утро, что вечер, для них жизнь – это непрерывное потребление, потребить и наследить, потребить и наследить… Их лозунг –«Возьми от жизни всё, а после хоть потоп».
Для вторых каждый день – это маленькая жизнь. И вечером, перед сном, в час общения с самим собой, со своим внутренним «Я», со своей совестью они спрашивают себя: «Что я сделал сегодня доброго, какой след оставил я сегодня на земле?»
Чем больше будет ТАКИХ людей, тем чище станет наша земля, да и в целом жизнь!
© Яков Шафран
29.11.09 г.
Ярлыки

   Как твоё имя? От того, какой дух внутри, зависит, что за человек перед нами. Чем больше в человеке Божьего, тем меньше земного, и наоборот. Так было всегда и всегда будет. Люди, у которых земного практически ноль, это святые, а те, у кого земное значительно преобладает над духовным – потребители.
   Потребительский дух имеет очень много обличий. Многое зависит от внешних условий. Но его носителя не спутаешь ни с кем и никогда, ибо он смердит. Многие скажут, что это чересчур громко. Нет, не громко, так как имеются в виду запахи духовного мира.
   Когда мы говорим о потребительском духе, мы ни в коем случае не имеем в виду массу милых, обаятельных людей, которые любят поесть, попить, развлечься, любят комфортабельный обустроенный быт, хороший отдых, деньги и прочая, прочая, прочая. Боже сохрани! Люди всегда это любили. Главное, чтобы они в своём потребительстве не мешали другим людям и не портили внешний облик наших городов и посёлков, парков и скверов, улиц и лужаек. 
   Но есть те, которые не только являются носителями потребительского духа, но и навязывают этот дух другим, усиливают его в людях, всё более вытесняя в них дух Божий.
У них также много личин и инструментарий их значителен.
  Энергия и кровь потребительства – деньги. Если нет денег, какое может быть потребительство. Но и без денег нет жизни,  даже в монастыре нужны деньги для ведения хозяйства. Вопрос не в деньгах, и не в их количестве, а в качестве и в том, на что деньги и то, что с их помощью приобретается, направлены. О качестве денег, то есть, как они добыты, говорить не будем, у нас сейчас другая тема.
   Итак, на что направлены наши деньги? Если они направлены на обеспечение жизни для реализации своих способностей и талантов, для созидательной деятельности во имя людей, для воспитания и образования детей, помощи родителям и благотворения, тогда в том, кто так распоряжается данными ему средствами, живёт дух Божий.
   Если же деньги направлены только на потребление, бесконечное и безразмерное потребление, и, что самое главное, на бесконечное и безразмерное развитие этого в других, то в таких людях властвует дух мамоны. Повторяем, дело не деньгах, не в их зарабатывании и не в их количестве.
   Цель мамоны – всех обратить в свою веру, веру в идола потребления без конца и края, вплоть до погибели души. Поэтому всякий, кто не живёт для  этого, является для адептов мамоны врагом. Всякий, кто не ставит на первое место потребительство, а направляет деньги на бескорыстное  служение в области духовности, благотворительности, искусства, вдохновлённого Богом, считается таковыми адептами иждивенцами, тунеядцами, паразитами и даже ворами. И они будут делать всё, чтобы навесить на  таких людей вышеуказанные ярлыки.
   А теперь представьте «паразита» Льва Толстого, «иждивенца» Николая Гоголя, «тунеядца» Александра Солженицына и в качестве «вора» сына богатого семейства, который роздал свою долю состояния монастырям и церквям, и ушёл молиться в скит…
   Думаю, дальше продолжать не стоит, всё и так ясно.
 
© Яков Шафран

30.11.09 г.