Пауза

Александр Юяй
Пьеса без определенного начала и столь же неопределенного конца. В основе ее жанра СОСТРАДАНИЕ.

Действующие лица:
1-й музыкант,
2-й музыкант,
Пауза,
случайный Гость.

Сцена – студия: музыкальные инструменты, аппаратура, экран.
Музыканты настраивают инструменты. На экране трансляция симфонии №2 Альфреда Шнитке. Зал заполняется зрителями. Выключается звук трансляции. Экран немеет. 1-й музыкант настраивает свой микрофон.

1-й музыкант:
-Дальше…дальше…дальше тем…
Дальше тем, испитых в страхе,
Перевалом через ХАОС
Движим ДУХ ЛЮБВИ во мраке
В ЦАРСТВО сокровенных пауз,
Не согласных обличаться
Ни печальным дымом глаз,
Ни возможностью ласкаться
К дням, не верующим в нас.

Мир безмолвных растворений
Всех размеров и цветов…
Леденящее скольженье
В глубь неначатых стихов.
Отсыпающийся Некто –
Промежуточный Никто –
Опознание объекта,
Унесенное в ПОТОМ.

Варианты всех звучаний
В абсолютной ТИШИНЕ
Нот незримыми ключами
Молча тянутся ко мне,
Как к хранилищу предельно
Сжатой страхом  пустоты.
Взрыв его же во вселенной -
Жизнь без Я и смерть без ТЫ

Совершенных откровений
Паузой рожденных муз.
Мир, покинувший сомненья,
Одолевший перегруз
Одиночества лихого,
Времени и места мель,
За ЦЕЗУРОЙ,как за шторой,
Тайно обретая цель....
………………………..
Задуматься ты хочешь навсегда? (Обращается ко второму музыканту.)

2-й музыкант:
-О чем? Не знаю…Возможно, да…
«Навсегда» полагает лишь царство мысли
Вне малейших касаний реальной жизни?
«Навсегда» как итог одиноких странствий,
Где материя примет лишь вид абстракций,
Где любая вещь утратит чувства,
Нами данные ей, нам же данные свыше?
«Навсегда» - это мир, где никто не дышит,
Восприятие мыслью, запредел искусства?

1-й музыкант:
-Или лед пустоты, то есть просто безумство-
вание – полый корпус сознанья.

Роковое скольженье в глубину молчанья,
В полное НАВСЕГДА, где предельно пусто.

2-й музыкант:
-Так зачем мне туда? Я не вижу смысла.

1-й музыкант:
-Там?

2-й музыкант:
-Да, и там, и в самом процессе.

1-й музыкант:
-Да, ты прав, тщета. То ли дело -  числа.
Смысл жизни в размере ее и, конечно, в весе.

2-й музыкант:
-«Смысл жизни»… Звучит банально…
В любых устах, на любом языке.

1-й музыкант:
-А если под языком, то есть сублингвально? (Кладет 2-му музыканту в рот таблетку, потом – себе.)
И если не на устах, а предположим, в руке? (Делает соответствующий жест, намекая.)

2-й музыкант:
-Ты начинаешь колоться.
Я в том смысле, что ты начинаешь колоть.
Вообще…я о том…

1-й музыкант:
-В любом смысле...  сумел я… Я сумел  побороть
Этот жуткий недуг. Продолжаю бороться
С тем наследством его, что стремится в ПОТОМ.

2-й музыкант:
-…Браво!!! Остро! И велик! И борец!
Но НАЧАЛО едва ли встречает КОНЕЦ.

(Во время диалога на экране беззвучно транслируемая симфония Шнитке сменилась картиной: так же беззвучно (беспрерывно) о чем-то говорит незнакомая музыкантам девушка. 1-й музыкант замечает ее появление на экране первым.)

1-й музыкант:
-ПАУЗА ?! (Глядя на девушку.)

2-й музыкант (так и не обратив внимания на экран):
-Да…Пауза…Да…

(1-й музыкант включает экранный звук и слышит слова, произносимые девушкой.)

Девушка:
-Можно просто: Танюша.

1-й музыкант ( вновь выключает звук и обращается ко 2-му музыканту):
-Посмотри на экран!
 Будем зрить?! Будем слушать?! (Включает экранный звук.)

Танюша:
-Вы как две параллели, что несчастны тем больше,
Чем усердней и чище их попытка сближенья.

1-й музыкант ( выключает экранный звук):
-Но и дальние взоры дарят нам отраженья…

2-й музыкант:
-Но все меньше желанья видят в них свою рожу.

(1-й музыкант включает экранный звук.)

Танюша:
-Все, должно быть, зависит от того, с чем вникаешь
В параллельного мира глаза, в эти дали.
Если с тем, в чем себя самого упрекаешь,
То и в них проступают отраженья печали.

(1-й музыкант выключает экранный звук.)

2-й музыкант:
-А если я неведомо вникаю
Для самого себя: с какою целью, для чего?
И никогда мне не понять того,
В чем я себя печально упрекаю.
И если я, исполненный любви,
Как кажется в тот миг мне…Так и что же…
Я вижу в отражающей дали
Все ту же жалкую, свою же то есть, рожу!

1-й музыкант:
-Ты слишком тяготишься своим ликом?
Иль это напускное? Не пойму.

2-й музыкант:
-Я тягощусь тобой, кичливым психом. (Выхватывает пульт у первого музыканта и включает звук.)

Танюша:
-Война и мир. Миры затеяли войну.

(1-й музыкант возвращает себе пульт и выключает звук.)

2-й музыкант (обращаясь к беззвучно говорящей Танюше):
-До твоего прихода, к счастью,
Он предлагал прогулку. Но куда?!

1-й музыкант:
-Я не оставлю… Не оставлю без ответа,
Вторично вопросив: «Задуматься ты хочешь навсегда?»

2-й музыкант:
-Задуматься ты хочешь навсегда, Танюша?
Ты только вникни в смысл, в  этот бред…

1-й музыкант:
-Бред! Пусть. Но СМЫСЛА, как сказал ты прежде, в ЭТОМ нет!

2-й музыкант:
-Но если точным быть, то я сказал,что я ЕГО не вижу.
А ты от смысла оного, гляди, похеришь уши.

1-й музыкант:
-Мой друг, давай скорей покинем эту жижу
Конкретики неслышимой и выползем на сушу!
(Смотрит на экран.)
Так что же, ПАУЗА, попробуешь пролиться
Своим звучанием на сей неясный вздор?
И, может быть, в нем что-то прояснится,
Когда ты бросишь на предмет свой чистый взор.
(Включает звук.)

Танюша:
-Концы представлений о сущем
Уходят примерно туда,
Где нам, от рожденья идущим,
Не удастся оставить следа,
Что продолжил бы путь представлений,
Но уже о неведомых нам
Объектах иного движенья,
Не идущих по чьим-то следам.
Те края, говоря по-земному,
Вряд ли воздух, едва ли вода,
Но к ним можно притронуться словом.
Назовем это слово «ВСЕГДА».

2-й музыкант ( выключает экранный звук):
-Она о концах каких-то представлений…

1-й музыкант:
-Да-да, она взяла с конца
Вопроса, самого его строенья.
А ты оправился от глупости лица?

2-й музыкант:
-Послушай. Ты…

1-й музыкант:
-Я слышу все. Со слухом   все в порядке.
И видел все, на что сейчас смотрели.
Тебя ж прошу: уйди ты с этой грядки
Проблемы внешности, которую « похерил».
(Включает звук.)

Танюша:
-Метафизика плача
Есть БЕССМЕРТИЕ слез,
Когда жизнь под откос,
Полетом на сдачу
Бесценнейших дней,
Дней опозданья
На праздник желания
Жизни моей.
Это опережение
Своевременной яви
Машиной желаний
На пути постижения
Пространства вне времени-
Кайфовая блажь,
Где струится мираж
Желанья без семени.

2-й музыкант (выключает звук):
-Вот объясни мне, что значит
«Желанье без семени»?
Нет, конечно, понятно, здесь, как есть,
Символизм:
Приливы, отливы серебряного времени.
Но во времени оном
Раскрой мне сей смысл.

1-й музыкант:
-Она его и не скрывала.
Но будем проще. Разъясним.
Винт, ЛСД, марихуана,
Грибная тема, героин,
«Спиды», энд экстези, энд транквалайзер,
Нейролептическая сень,
ДОБ, китамин…Пожалуй, хватит
Перечисленья на весь день
Названий данного порядка,
Но все сойдется лишь в одном:
Что, сколь бы красочно и сладко
Ни пребывалось в мире том,
В самой идее пребыванья
Есть нежелание желать
Путем природного желанья,
Которое нельзя понять,
Не сохранив живого семени –
Исходной точки естества.
Желанье без него – опережение
Желанья жить, и суть его пуста.

2-й музыкант:
-Ну…Что-то где-то прояснилось…
Начало ясное: наркотики есть вред.
Но с середины объяснение куда-то покатилось,
К концу же вовсе был потерян всякий след
Того, благодаря чему, вникая честно,
Я смог бы все понять, но вот не смог.
И, думается мне, весьма уместно
Заметить, что у вас с ней смутный слог.

1-й музыкант:
-Да, видимо, ты прав, раз так мутнеешь
От слога такового. Без него
Ты смог бы докопаться до всего
Бессложно, то есть так, как ты умеешь:
Чрез постиженье лика своего.

2-й музыкант:
-Послушай. Ты…

1-й музыкант:
-Я говорил уже, что слышу.

2-й музыкант:
-Ты отошел от темы без лица!

1-й музыкант:
- По просьбе милой простоты,
Я буду тише,
Но теме следовать я буду до конца.

2-й музыкант:
-В конце концов! Ты на себя смотрелся?
Скажу не в отмщенье (то не месть),
Ты, собственно,.. ты что такое есть?Тот, кто забылся в двух шагах от «поиспелся»,
Кому никак не съединить «себя» и «здесь»?!

1-й музыкант:
-Вот откровение невинного героя
Побед, надуманных и деланных Москвой.
Ты снова прав: я ничего не стою.
Поскольку  цели или суммы нет такой
У мира ЭТОГО, чтобы купить пустую,
Но верную своей же пустоте
Посудину, ведущую впустую
Служенье никому не нужной чистоте.
Но только, может, в ПАУЗУ вернемся?
Она нас ожидает, посмотри…

2-й музыкант:
-Давай-давай…воды ее напьемся,
А после вновь мой лик разгадкой оботри.
(Включает звук, но ПАУЗА молчит.)
Но отчего ж она не продолжает
Развития ответа на вопрос?
Что, кроме слов «всегда», «желать», она не знает
Такого слова, как «задуматься», всерьез?

1-й музыкант:
-Я думаю, она так отвечает.
Ты только вслушайся в молчание ее…
Ты слышишь музыку, что к нам перетекает
И капает с невидимых краев?

(Музыканты вслушиваются в мелодию молчания и не спеша, как бы подбирая капли нот, начинают играть. Так из тишины  образуется  ПЕСНЯ.)

ПЕСНЯ.

Ото дна, от окна
Черной крови тени…
Ты мечта дотемна.
Ты в ночи СМИРЕНЬЕ.

Или выйдет только тело,
Или тишина-а…
Или Та, что пела:
«Свет мой – моя вера.
Свет мой, только ты одна и …
Свет мой…»

Вот она…Во-о-от ОНА!
На покой ледяна…
И не так, и-и-и не та-а-а
У-у-у съедена.

Танюша:
-Для целого все непригодней чаще.
И чаще шум из ничего.
И то, что после, до того,
 Что будет после…Черный ящик –
Наследство падшего, и в нем
Картины вечного полета:
Молчание и возгласы пилота,
Мечтающего в небе о своем.

(Экран превращается в серое, почти бесцветное пятно. Исчезает девушка-пауза.)

1-й музыкант:
-Срок, паузой отмеренный вдохновенному, в нас
Оказался недолог…Вдохновенно недолог.
Хотя важен ли срок? Им ли ты мне был дорог,
Когда я отражался в красоте твоих глаз?

2-й музыкант:
-Ты помнишь, как она об отраженьях отзывалась?
И, если ты заметил красоту в глазах моих,
Она была твоей. Ты просто ей проник
В меня, и суть твоя моею отражалась!
Но почему все оборвалось так внезапно?

1-й музыкант:
-А почему все так внезапно началось?
И все ль должно случаться поэтапно?
Возможно, что случайность – это ОСЬ,
Что нас ВПЕРВЫЕ так СОЕДИНИЛА,
Как умысел пера с бумагой единит чернила.

2-й музыкант:
-Но ПАУЗА исчезла. Что теперь?
Так распахнулась и закрылась дверь…

1-й музыкант:
-Покинув нас, объявится, должно быть,
Там, где теперь еще воюют полюса,
Не знающие, как так сделать, чтобы
Из самого молчания сплетались голоса.

2-й музыкант:
-А как ты думаешь, она нас будет помнить?
Или у ПАУЗЫ воспоминаний нет?

1-й музыкант:
-Смотря, как видно, чем ее наполнить,
Какой пытаться в ней оставить след.
Ты разве не почуял в ней живое,
Как мы с тобой, живое существо,
Имеющее право выбирать, что помнить стоит
И с чем ей чуждо памяти родство?

2-й музыкант:
-Живое… Да, она живая бесконечно…
И если помнить будет нас, то помнить вечно!

(На сцене НЕКТО СЛУЧАЙНЫЙ, СЛУЧАЙНЫЙ НИКТО. Он сосредоточен. Он внимательно вслушивается в диалог музыкантов.)

НЕКТО:
-Тук-тук, как говорится,
Тук-тук-тук…
Я верю, вы позволите внедриться
Мне, прежде чем осмелюсь извиниться
За, так сказать, нарушенный досуг?

Всему виной мое неравнодушие
К делам звучаний. В общем, ко всему,
Что ластится ко слуху моему,
Насколько чуткому, настоль и непослушному.

Извольте знать, по правде, все как есть:
Для слуха моего я лишь прислуга.
Он никогда не видел во мне друга,
А лишь того, кто должен его несть.

Куда б его капризы ни тянули,
Я безупречно (и не смея трепетать!),
Ему послушный, обречен шагать
В неведомую высь, назад, вперед, ко дну ли…

Так суждено мне кочевать повсюду,
Где хоть малейший он учует интерес.
И я не знаю: кто он – АНГЕЛ или БЕС.
Но я всегда с ним был, и есть, и буду.

Мне часто от такой нелегкой ноши,
С которой я скитаюсь наяву,
Что и во снах диктует телу моему
Свои законы, доводящие до дрожи,

Приказывая быть настороже,
Во всякий миг готовым быть для пробужденья
(Чуть-чуть заметно звука приближенье
Для слуха моего, готового уже

К броску, в объятия едва рожденной ноты,
К захвату в плен мелодии и слов.
О! Да, мой слух – бесстрашный звуколов,
И суетный подчас почти до рвоты…),..

Мне слишком нелегко даются ритмы роли,
Раз присужденной. Вероятно, навсегда.
Вы понимаете, о чем я, господа?
Спасение мое теперь всецело в вашей воле.

Молю вас, не пугайтесь моей просьбы:
Спасти меня не стоит вам труда… 
Вам, ведающим тропы в НАВСЕГДА,
Вам, искушенным в терминах добра и черной злобы,

Вам, кто постиг всех отражений тайны,
Кому в самом молчанье слышен звук,
Я буду преданный и терпеливый друг,
Хоть может показаться, что случайный.

Хотелось бы вам пояснить подробней,
В чем сущность предпочтений в сфере ТОЙ,
В пределы коей мчит мучитель мой
На мне верхом, велев быть расторопней.

(С самого начала монолога СЛУЧАЙНОГО-НЕКТО-ПРОХОЖЕГО музыканты впали в какое-то состояние полумистического оцепенения. НЕКТО оказывается между музыкантами. Резким движением он устремляет к себе оба микрофона.)

Низом во все стороны… В чужое…
Чистая мысль – порождение черного!
Рвотные массы захлебов собою…
Во всем, что наглядно, ничего нет бесспорного.
Голое зрение. Севшие на воду
Птицы забвения ласкают предел…
Душа отпустила черную бороду,
Скрываясь от тел,
Скрываясь от дел звуков черных молчания,
Верящих в хоть какой-нибудь свет.
Так, пытаясь спастись от ЖАЖДЫ ОТЧАЯНЬЯ,
Мир стоит старой шлюхой между слов «да» и «нет».
Дым без огня – черный дым одиночества.
Ледяная возня вьется черными струнами.
Светло-дымное ЭХО того, чего хочется,
Заменяется черного дыма фигурами.

(Вторая часть монолога СЛУЧАЙНОГО ГОСТЯ сопровождается хаотичной, рваной игрой музыкантов.)

НЕКТО:
-Осторожно, ТРЕВОЖНО ТАЯСЬ,
Все же целая,
Не нарочно, БЕЗБОЖНО БОЯСЬ,
Страхом белая,
Заклиная НИЧТО подождать
Дня покорного,
Жизнь не хочет вот так умирать –
Как есть черная.
Линяют в бесцветное взгляды
НАВСЕГДА.
И меняются нервно наряды –
Города,
Где спасительной перемены
Краток миг,
Где мертвеют любые темы
Самых мудро священных книг.

(Зрительный зал заполняется ором-кличем НЕКТО.)
Черно…Пусто…
Черно…Мели…
Нет ни цели,
Ни искусства…
Очищаться
Слишком поздно…
Хоть вдвоем, втроем, хоть розно.
Может статься…
Перезрели
Гнилью заживо.
Дух у каждого
Не при теле, не при деле.
Там черно-о-о-о-о-о-о,
А здесь бесцветно.
Незаметно
Все летит на дно,
Дно бездонное.
Вниз с поклонами,
Вечно голые, вечно полые
Суки сонные,
Твари сонные!
Песье племя,
Свора, жадная
До ОТРАДНОГО –
БЕЗЗАТРАТНОГО…

(Музыкальная импровизация во время монолога НЕКТО – диалог музыки и слова. Рождение песни закономерно. Ее исполнение сопровождается видеофрагментами из личной жизни главных героев – музыкантов. В кадрах записи герои общаются с НЕКТО как со  старым и общим другом.)

Песня.

Потому ли ты между,
Потому ли я мимо,
Потому ли и …где-то ОН…
Потому ли, что…

Припев.
Как оно не то…И ластится белая
В одного без слов, без ТЕБЯ.
Званое не в счет,а не зван – не у дела я.
Так не  потому ли ты…Так не потому ли я…

Вызревшее семя в пух и в прах, без очевидцев
(Небывало легковесно на паденье и подъем)
Миновало параллели, сходство рук, цвета и лица.
Одиночество со всеми. И безличный водоем.
Не потому ли, что…

Припев.

С кем и как бы ни роднить голову,
А стеречь ее снутра нет родных…
Да и с кем ее стеречь, полую?
Пустота ее тесна для двоих.
Не потому ли, что…

Припев.

(Состояние музыкантов, завершающих исполнение песни, можно сравнить с состоянием блуждающего в бесконечно одинокой пустоте духа печали. Постепенно обретая реальность, они замечают, что СЛУЧАЙНОГО-НЕКТО нет. Он исчез. На экране картина П. Брейгеля (старшего, или  «мужицкого») «Падение ангелов».)

2-й музыкант:
-Вот и еще одна внезапности ось,
Что нас вторично (да и как!) соединила,
«как умысел пера с бумагой единит чернила».
ОН (что же) тоже ПАУЗА?

1-й музыкант:
-Скорей ее могила…

2-й музыкант:
-Но как же так! Ведь пауза живая бесконечно!

1-й музыкант:
-А ОН есть то, что в нас ее хоронит вечно.

2-й музыкант:
-И как легко расправился он с нею…

1-й музыкант:
-Не с ней расправился, а с нами случай-гость.
Он просто-напросто нас зашвырнул в идею,
На сей раз отразив нам нашу злость.

2-й музыкант:
-Так, и за что такие перепады?
Зачем сквозят меж нами чередой
То светло искреннего вдохновенья взгляды,
То вдохновенья искренности злой?

1-й музыкант:
-А почему  меня вопрошаешь ты?
Разве я оказался хоть чем-то мудрее
Тебя, твоей злости, твоей красоты?
Отвечать тебе после всего я не смею.

2-й музыкант:
-Ты сказал сейчас «после всего».
И я вспомнил слова нашей гостьи:
«…И то, что после, до того, что будет после…»

1-й музыкант:
-Мы врем всегда. И мы всегда несчастны.
Но, сколь же более несчастен, кто не врет.
Представь себе: какой кромешный лед
(Лед отчуждения) над ним всецело властен!..
В отсутствии надежд, что кто-нибудь поймет.

2-й музыкант:
-Я соглашусь с тобой, но все же очень странно
Смотреть на правду с безопасной стороны
Как на иллюзию, ползущую с экрана.
В сравненье с нами ПАУЗА и СЛУЧАЙ-ГОСТЬ честны.

Выходит, мы всего-то лишь ведомы.
Мы чьих-то откровений матерьял.
Что наша ложь? Что правды нашей стоны?
Итог того, что кто-то выбросил, а может, потерял,

А может, подарил нам, просто сжалясь
Над обитателями чуда-тупика,
Чьи доброта и ненависть -  все та же наша зависть
К истоку музыки, к дарителю стиха.

1-й музыкант:
-Все и вся упирается в нашей мудрости знания,
Даже если то мудрости высочайший полет…
На такой высоте, где весь список желаний
Мы читаем с конца, то есть наоборот.

И, казалось бы, нам незачем дожидаться
Объяснений ТОГО, кто затеял игру,
С кем тогда лишь возможно на равных общаться,
Когда мы преступаем наших знаний черту.

И, казалось бы, чем так пугает свобода
Выбирающих сон…как скольжение к краю…
Ведь и сон, и скольженье, и край - суть природы.
Отчего же так страшно ее прикасанье?!

2-й музыкант:
-Мы же предали природу. Сбежали
В восприятие мыслью, в запредел искусства.
Без задумываний НАВСЕГДА нам предельно пусто.
Да и сам смысл жизни мы вне жизни искали.

Я теперь знаю то лишь, что все мы устали
И что жизнь хоть близка, но не дружит с покоем.
Если ж ПАУЗА вновь нас коснется устами,
То, быть может, и жизнь хоть чего-нибудь стоит.

1-й музыкант:
-Ты думаешь, что ПАУЗА
На нас с тобой в обиде?
Или ей горько опускаться
В нашу жизнь?
Да нет же, она просто
Нас не видит,
Тех, кто смирился и
В смиренье видит смысл.
Она живое порождение искусства.
А у искусства нет желания СМИРЯТЬ.
Ему важны лишь крайности,
Как то « предельно пусто»…
Или в которых можно слишком много
Потерять!
И вот еще… что кажется мне
 Верным…
Что ПАУЗА и СЛУЧАЙ-ГОСТЬ
Дружны:
Она, как ты заметил,
Нас посещает первой,
А он – в момент, когда
Еще нежны
Воспоминания о ней, прозрачно- светлой,
Когда надежды вновь пытаются дышать…
Он кутает нас в черное, уходит незаметно,
Даруя нам возможность подождать.

(Первое появление НЕКТО было скромным, неприметным, сверхъестественным. Второе появление НЕКТО похоже на то, как если бы один сосед по лестничной клетке заглянул бы к своему соседу по какому-нибудь житейскому вопросу.)

НЕКТО:
-Тук-тук…
Я только на минуту извиниться,
Что, вдруг уйдя, совсем забыл проститься…
 И преминул поблагодарствовать за чудо,
Мне явленное вами во спасенье.
И, если вас интересует мое мненье,
Делиться с вами ИМ я счастлив буду.

2-й музыкант:
-Мнением вашим о чем
Вы были бы рады делиться?


НЕКТО:
-Об услышанном, то есть о вас,
Если сказать попрямее.

1-й музыкант:
-От мнения ВАШЕГО мы, по-ВАШЕМУ, станем мудрее?
И не скучно ли было сюда из-за мненья о нас
Возвратиться?

НЕКТО:
-А я не столь уж далеко успел, вас покидая, удалиться.
Нет, мне не скучно, а скорей легко… Я как планирующая по небу птица.
Простите за напыщенность сравнений.
Так, как насчет моих о вас досужих мнений?

2-й музыкант:
-Да как-то, знаете ли, все и так понятно
О качествах и свойствах звуков тех,
Что мы, спасая вас, топтали беспощадно
Вдали от мнений и расчетов на успех.

НЕКТО:
-Значит, мой дружеский отзыв
Вам, вижу я , безразличен.
Все без меня…Все поняли…
Поняли сами. Отлично!
Я для вас пыльная проза…
Да-да-да…Все во мне прозаично.

1-й музыкант:
-Заранее желая извиниться
За лично к вам направленный вопрос,
Спрошу: «Что бы могло случиться,
Когда бы все задумались всерьез?»

НЕКТО:
-Я полагаю, вы о думах «навсегда»?

1-й музыкант:
-Ну да, конечно… Ну, конечно, да?

НЕКТО:
-Как я понимаю данный вопрос?
Как и чем я могу на него ответить?
Не сочтите за гордость,но я перерос
Себя самого в этом низком предмете.
Вы спросили: «А что бы случилось,
Когда бы дума обуяла навсегда
 Всех разом и в единое сложилась?»
Отвечу просто: «Разрослась бы ПУСТОТА.»

1-й музыкант:
-А пауза и пустота одно и то же?

НЕКТО:
-И да, и нет. Ведь пауза – частица пустоты.
К ней, как на свалку, тянут… кто что  может,
В то время как она желает красоты.
К тому же… пауз много, а пустота одна.
Еще у паузы есть очертанья времени,
Хотя итог ее – все та же пустота, слиянье с пустотой и единенье.

1-й музыкант:
-Хочу еще спросить вас об одном…

НЕКТО:
-Да-да, конечно, вопрошайте смело.

1-й музыкант:
-Мне интересно знать: возможно ль то,
Что пауза, храня в себе всецело,
Чего она отвергнуть не сумела,
Сумела бы внести в свой вечно полый дом?

НЕКТО:
-Иными словами, имеет ли право
Она, заходя в общий мир пустоты,
Проносить в себе чью-то печаль, чью-то славу,
Чей-то голос и чьи-то мечты?

1-й музыкант:
-Да.

НЕКТО:
-В общем, нет. Разве что контрабандно.
И такое, к несчастью, бывает, когда паузой движет любовь,
А возлюбленный с ней в пустоту посылает
Пустоте так ненужную человечию новь.

2-й музыкант:
-За что пустота не любит человека?

НЕКТО:
-Причины разные, к тому же вы назвали
Всего лишь «нелюбовью» взгляд великой пустоты
На человека: радости его, его печали,
На идеалы человечьей красоты…
И то, что вы назвали «нелюбовью»,
Я б заменил «презреньем» пустоты
К тому, кто сам себя едва ли стоит,
Но и вселенной говорит: «Иду на ТЫ.»

2-й музыкант:
-А что же случается с тайно внесенным
В непостижимое царство, в предел пустоты,
С возлюбленным ПАУЗЫ и в нее же влюбленным,
Что его ожидает за пределом черты?

НЕКТО:
-В родительском доме пустоты у пауз нет отличий друг от друга.
В миру их отличает длительность и то, с чем связана она,
А, растворяясь в пустоте, цезура растворяет в себе спрятанного друга,
И пауза, и друг ее в итоге – пустота.

2-й музыкант:
-То есть все уходит в ничто,
То есть, что ты ни делай,
Расширяет и полнит только одно –
Пустоту бесконечной вселенной.

НЕКТО:
-Важно понять, что же есть ПУСТОТА.
Вот я вновь исчезаю… Всех вам благ, господа.

(Музыканты исполняют песню.)

Песня.

Мне все твоя любовь…
Мне все твои глаза…
В них моя мечта…
Чего же боле?

Тише. Тише к боли.

Как бы ни бежать,
Как бы ни брести,
Все твоя любовь…
Чего же боле?

Тише. Тише в боли.
 Тише…


(ПАУЗА, как в свое время НЕКТО, незаметно появляется вблизи музыкантов, спасающихся хрупким откровением своей песенки, и тихо, светло, безмолвно единится с ними. Когда песня окончена, ПАУЗА поворачивается спиной к зрителям, лицом к экрану и, наблюдая на нем картину П. Брейгеля (старшего) «Обезьяны», читает эпилог.)

ПАУЗА:
-Оно, успевшее привыкнуть к ожиданьям
Игры без слов,
В мечтах, составленных сознаньем
 Из катастроф,
Из черно-белых сновидений,
Где желтый дым
Лишь иногда питает тени
Своих картин.
Оно, сходящее внезапно
На званый пир
С высот, зашторенных закатом,
Из черных дыр,
Блуждает чуждым откровением
Среди гостей -
Постыдного столпотворения
Планеты сей.
Оно не смеет обнажаться
Лавиной вслух
Той боли, коей испытаться
Намерен дух,
И, воплощенное в молчании
Узлом пророчества,
Оно глядит на свет нечаянно
Из одиночества.
Оно, рассеянное взглядами
Чужого времени,
В безвременную почву падает
Подобьем семени,
Где неподвижность не сулит покой:
Распадом движима
Укрытая тяжелой мглой
Смиренья хижина.
Оно не морщится от одури
Дней духоты,
Когда судьбе судьбою проданы
И я, и Ты.
Мудрей всего, что было сказано,
Сотворено
Душой ли, телом или разумом,
Мудрей оно.
И тем добрее, чем бесстрастнее,
И тем живей
Предчувствие иного праздника
Его кровей.
От пробуждений между строк,
Невнятно явленных,
От упиранья в потолок
Стихов испарины,
От вылета в бесцветный сад
Воображения
До пойманного наугад
Стихосложения
Оно, проникнутое всем,
Не многим ведомо,
Ушедшим от бессильных схем
Того и этого
Миров, сужающих простор
Бескрайней истины
В карикатурный коридор,
В котором мыслимы
Лишь переходы от телес
Былого сущего
К тому, что  потеряло вес
И ввысь упущено.
Оно не чудо из чудес,
Не плод фантазии,
Не то, что НЕ БЫЛ, БЫЛ, ИСЧЕЗ…
И снова НА ТЕБЕ.
Обрисовать никак нельзя…
Все представления
О Нем друг другу только льстят
Тем вдохновеннее,
Чем ярче образ тупика
В сердцах, стремящихся
Постичь ЕГО издалека,
Из НАСТОЯЩЕГО.
Оно, нечуткое к словам,
Словами мучимо,
Что подойти ко всем мирам
Своей уключиной
Спешат, как к грубому веслу,
Чтоб в аккурат
Свести к единому числу
И рай, и ад
И выплыть, обретя контроль
Над всем, что есть,
Сквозь УЛЫБАЮЩИЙСЯ НОЛЬ
В «БЛАГУЮ ВЕСТЬ».
Оно даровано собой
Своей же верности,
От трения хранящей с той
Свой звук поверхностью,
Чье прикасание внесло б
В звучанье истины
Все то же бренное число
И, лавра листьями
Цепляясь к горе-ярлыку
«Царя природы»,
Тянуло бы КУ-КА-РЕ-КУ,
Как клич свободы.
Оно всего лишь постоянство,
Связь, где кончалась
Длина разрозненного царства
Дыханья пауз.
И, упакованное мыслью,
В пустом конверте
Кружит над полной страха жизнью
ОНО – БЕССМЕРТИЕ.