16. Заметки на полях сражений 376-400

Философский Саксаул
                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет.


376. Удивительный парадокс СССР: по мере укрепления социализма, о чём ежедневно вещали с трибун его верховные вожди, росла и численность репрессивного аппарата, что, согласитесь, само по себе противоречило законам общественного развития, согласно которому у возмужавшего строя должно было не расти, а неуклонно убавляться число внутренних врагов…

377. Иногда мне кажется, что стихи вообще нельзя читать вслух. Чувствую, что нельзя немую полноту их звучания искривлять одним только озвучиванием…

378. Василий Васильевич Розанов, русский философ, как-то где-то обмолвился, что половые органы мужчины и женщины сами по себе безобразны, но в момент соития, слияния их безобразие   с н и м а е т с я.  Что он имел в виду? Жалко, что я не помню всего рассуждения, говорил ли он что-то ещё, пояснял ли свою мысль, поэтому придётся додумывать самому.

По логике Розанова безобразие,  и з ъ - я н – это по точному смыслу  н е п о л н о т а, и при совокуплении,  ц е л о –куплении, наступившая полнота целого превращает безобразие в красоту. Хотите поспорить?

379. Чтобы выиграть наверняка, чтобы поставить именно выигрыш в цель игры, надо сбросить всю ментальность, весь ненужный мусор из головы, и   в л о ж и т ь с я  всему, до пронзительности всему, просто и неслыханно. Надо впасть в игру, как в ересь. Тогда – победа…

380. Вспомним, как сказано у старца Силуана*:

                Держи свою душу во аде и не отчаивайся…

Вот точка отсчёта ясного видения. Правда, попробуй жить «во аде», не отчаиваясь, когда отчаяние и есть первый предикат ада! Силуану это, возможно, и благодатно, а вот другим?!

* Силуан Афонский (в миру Семён Иванович Антонов - монах Константинопольского патриархата русского происхождения, подвизался на Афоне. Почитается в православной церкви как святой в лике преподобных – Ф.С.

381. Поймут те, кто играет в Russian Poker (русскую кочергу). К середине партии всегда можно оценить и глубину игры, и подлинный трагизм ситуации, и накал страстей, и высоту идеи. Шекспиру английскому и не снилось – куда ему, худому?

382. Как в своё время близнецами видел Маяковский партию и Ленина, так теперь видятся абсолютными близнецами внешне непохожие друг на друга Московская православная и римская католическая церкви. Т.н. бог-то один, да провайдеры разные…

И та, и другая церкви в годы войны запятнали себя коллаборационизмом, и хотя о себестоимости такой запятнанности ещё можно поспорить, но факт есть факт. И Русь православная, и гордый Рим так и останутся родственниками-близнецами со всеми своими составляющими и вытекающими, да с неустанной борьбой с разными видами масонства и экуменизма, под которую подводится любая попытка поговорить-обсудить-устаканить хоть что-то с инославными, но непризнание того, что у них есть хоть чему-то поучиться…

383. Что в церкви, что в тюрьме – каждый мотает свой срок, каждый претерпевает послушание. Вот только итог один: пара кубометров родной планеты – forever!..

384. Если, говоря о знании, мы будем иметь в виду только некую процентовку, то в плоском смысле стопроцентности нельзя даже знать, что дважды два – четыре. Евклида, чтобы он был поскромнее в своём древнегреческом величии, когда-то же потеснил Лобачевский, так и арифметику когда-нибудь потеснит какая-то другая арифметика (может, моя родная марсофметика?), когда дважды два окажется минус два или вообще квадратным корнем категорического императива!

Кажется, Дэвид Юм как-то за ужином сказал мне, что если до сих пор каждый день заканчивался закатом, то это совершенно не указ верить, что завтра непременно произойдёт то же самое. Кстати, подобная мысль была высказана не философом, а уж совсем джазменом-авангардистом Орнетом Колмэном в названии его альбома «Tomorrow Is A Question» («Завтра – это вопрос» - Ф.С.)

385. Каждый из нас плывёт по воле житейских волн, как герой «Старого морехода» Колриджа, который говорил о себе, что он as idle a painted ship upon a painted ocean (как нарисованый корабль в нарисованном океане – Ф.С.)

386. Видел на днях выступление нашего саксаульского президента товарища Назарбаева, посвящённого уже набившую оскомину идее евразийства. Не хочу хаять умного человека-политика, но мне эта идея представляется просто абракадаброй. Объясню. Прежде всего считаю, что нельзя построить евразийскую  ц и в и л и з а ц и ю, и там, где она есть, где людям не отрубают головы и руки, даже если они и проворовались, где цена человеческой жизни – не копейка, где личность неприкосновенна, а общественное мнение, во-первых, есть, а, во-вторых, заставляет с собой считаться, - там в основании лежит на сегодняшний день только одна цивилизация – современная цивилизация Запада со всеми её развитыми институтами и самосознанием суверенного человека, а если на это накладывается местная ментальность и обычаи, если при этом сохраняется своя культура, то и слава аллаху!

Только я ни разу не слышал, чтобы японец или южный кореец величали себя евразийцами. Подумайте только: они принимают горячий искусственный душ, бреются электробритвой, готовят завтрак на газовой плите, садятся за компьютер, то есть каждую минуту своей жизнедеятельности используют плоды изобретений, завоеваний, борьбы ненавистной им «романо-германской цивилизации», но одновременно продавливают свои технические, культурные и политические ноу-хау всюду в мире, так что даже араб-террорист вынужден учиться компьютеру, чтобы не отставать – и вот это и есть евразийство?!..

387. Согласно учению некоего Григория Нисского о апокатастасисе*, после некоторого количества, условно говоря, лет вечности очистительного огня адских мук спасутся всё равно все! Так что горе – не беда…

* Богословское понятие, использующееся в значении «восстановления» и в значении «восстановления всего», когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении- Ф.С.

388. Есть у меня специфическое марсианское умение убегать в интересные сны, всегда сюжетные, а также иногда в книги и фильмы. Я могу уходить туда без остатка, как у Александра Грина в рассказе «Фанданго» человек уходил внутрь картины.

Живя вольнолюбивой душой в неприемлемом «совке», скользя по ленте моего друга Мёбиуса, неощутимо-своевременно переходя с одной половины плоскости на другую, я оставался цел (пусть и не невредим) в довольно кровоточащих передрягах практически незаметной борьбы с властью. Короче, что я хочу сказать? Опора на иллюзию давала мне силу пережить реальность…

389. Зачем нужна поэзия? Цветаева, однажды пойдя по словам Бодлера, ненароком облегчила мне работу по формулированию собственных чувств. Поэтому сегодня я могу сказать так: поэзия если для чего и нужна, говоря современным языком, пользователю, так это для того, чтобы облегчить ему работу по переживанию жизни, правда, облегчить парадоксально: не упрощая, а усложняя её…
 
390. Вообще вся библия могла бы уместиться в одну строку:

                ВСЯК ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ЛОЖЬ, И ЛОЖЬ ЕСТЬ МИР…

391. Вы думаете, случайно в дурдомах и трудгруппах в психбольницах клеят картонные коробки? Ведь только психам не грозит рехнуться, продуцируя коробки при русской ментальности.

Кстати, поэты – те же психи, но они такие ненормальные психи, которые могут рехнуться по второму разу. Правда, не исключено, что при этом они станут нормальными людьми, а могут – и психами в квадрате. Но в любом случае они перестанут быть собой, то есть поэтами…

392. Мандельштам – особняком среди прочих. Стоит себе в чёрном бархате всемирной пустоты, в элизиуме теней. Стоит от начала до конца в царстве сухости, без живой влаги. Интересно, сам он осознавал это противоречие собственного опыта и опыта своего кумира Данте, в аду которого хлещет ледяной дождь?

393. Огромный процент мужчин и женщин имеют скрытые, вытесненные влечения разного рода, вплоть до самых неблагообразных. Опровергнуть это после дедушки Фрейда, конечно, затруднительно, а учитывая, что влечения эти скрыты от самих носителей, и вовсе невозможно.

Спасает только то, что все мы живём в мире видимостей и (чтобы не давать работы бритве новоявленного Оккама) это наша норма. Например, куда как более приятно есть не одному, а вместе с кем-либо и с удовольствием глядеть в глаза сотрапезника, нежели представлять себе незримый, и оттого малопривлекательный путь, который пища необходимо проделывает по пищеварительному тракту нашего эфирного существа.

То есть, говоря словами умнейшего из немцев – Ницше (из уважения к нему на его собственном языке), ближний интересует нас не как Ding an sich*, а как Erscheinung**

* вещь в себе, ** явление – Ф.С.

394. Жениться по любви… В этой вечной анонимной фразе явно пропущены не дошедшие до нас слова, могущие, однако, быть восстановлены. Что я для вас и делаю:

                Жениться по (НАПРАВЛЕНИЮ К) любви…

395. Почему время нашего иллюзорного мира всегда течёт вперёд и никогда назад? Какая мирозданию разница: сегодня оно могло бы разыгрывать партию так, а завтра или вчера иначе в им же созданном мире?

Обычное квазимистическое представление: за занавесью изученных, нормальных явлений, подчиняющихся обыденным явлениям природы, скрывается странный, загадочный мир истинной реальности. Тогда как, напротив, уже сам этот зримый мир якобы изученных феноменов – он-то и странен в высшей степени! Это ли не диво?

С какой стати из миллиардов возможных комбинаций выбрана одна – и выбрана притом неотменимо и непреложно, до скончания эона? Это значит только одно: зримый мир серьёзен, он наделён фундаментальной реальностью.

Но ведь он же и иллюзорен! Помните: вчера мне нравилась девушка в белом? Сегодня же я не люблю девушку в белом. А завтра я сам в белых тапочках…

Как у такого мира может быть связная история? И, тем не менее, она налицо!

396. У Кафки есть замечательные слова: «Всё, что возможно, происходит. Но происходит лишь то, что возможно…»

397. Считаю, что поэта надо иногда (в интересах самой же поэзии) ставить в жёсткие прозаические обстоятельства. Считаю, что как пишущий стихи вовсе не есть ещё поэт, так и поэт вовсе не тот, кто рифмует что ни попадя. Бывают, конечно, совпадения: Пушкин или Джамбул какой-нибудь.

А вот представьте: Пушкин бы всю жизнь не писал ничего, но был бы внутри себя – эдакий Пушкин в натуральную величину, консервы «Пушкин в собственном соку». Перестал бы он тогда быть поэтом?

398. У покойного битла Джорджа Харрисона есть сверхэкуменистическая песня «Мой сладкий бог», где есть поразившие меня слова: «My sweet Lord, Hallelujah, Hare Krishna…»

399. Ещё раз, с вашего позволения, вспомню моего друга Осипа. Попалось однажды мне на глаза мандельштамовское стихотворение про ласточку. Как же я был поражён! То слепая она у него, то живая, то мёртвая, а то она и вовсе хилая, разучившаяся летать. Но почему-то именно ей следует отдать строгий отчёт, да ещё не за себя, а за некоего Лермонтова Михаила. И только тогда она якобы влетит в мою душу, да ещё и со   с т и г и й с к о й   нежностью. Это же просто дзен какой-то!

Чтобы окончательно не свихнуться, я наконец придумал для себя объяснение: мандельштамовская ласточка – это та самая, которая чуть позже у Булгакова влетела под крытую колоннаду дворца Ирода, чтобы потом нам вместе с Пилатом Понтийским жизнь мёдом не казалась…

400. Раз-любить, пока любишь, вообще нельзя. Можно только от-любить – вычерпать весь объём чувства, но при этом непременно переживая континуум утекания любви…