10. Заметки на полях сражений 226-250

Философский Саксаул
                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет


226. Подручные средства священника просты так же, как у политика: общее притупление чувства жизни, дозированная радость, стадная организация, пробуждение чувства коллективной власти и, следовательно, заглушение индивидуальной досады при виде коллективного процветания…

227. Цитата от Марины Цветаевой: «Есть люди с жаждой занятости, они всегда ищут, чем бы им заняться. А есть с 
д  а  р  о  м   занятости – они всегда заняты …»

228. Старики хорошо помнят времена социализма. Считали ли они их добрыми, жалкие отбросы, выброшенные на обочину жизни вместе со своим тряпьём? Что познали они о жизни, что открыли в себе, что унесут в могилу, кроме изношенных тел?

Может быть, была в их жизни яркая вспышка любви? Может, познали они опьяняющий миг подвига, может, снизошло на них хотя бы раз божественное озарение? Или безропотно тянули они лямку жизни, и пили из чаши страдания, не ведая, что бездонна она и пить ещё до смерти и внукам, и правнукам их?

229. Сначала хокку:
                Я не знаю, как меня зовут,
                но ради названия
                зовите меня  д  а  о…

Это сказал много веков назад один из просветлённых будд даосский мистик Ко Шуань в своей книге «Классика чистоты».

Дао – это не бог, это просто принцип. Ему нельзя поклоняться, ему нельзя молиться – так же, как нельзя молиться гравитации или теории относительности.

Существование – не хаос, оно – упорядоченная система, а дао – это принцип, который связывает воедино всё существование. Дао – это гармония единого целого, не бог – гармония…

230. Есть три типа свободы.

Первая – это свобода  о  т. Это отрицательная свобода, свобода от всего.
Вторая – это свобода  д  л я. Это положительная свобода, свобода творения.
Третий, высший тип свободы, есть только на Востоке. Он называется  м о к ш а. Это свобода не против чего-то и не для чего-то, это просто свобода.

Сначала человек учится говорить «нет», потом учится говорить «да», а потом просто забывает обо всём…

231. Похоже, Данте нисколько не ошибался, когда с вгоняющей в оторопь откровенностью проставил над вратами своего Ада надпись:

                И МЕНЯ СОТВОРИЛА ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ…

232. Смешно, но в христианстве святой считается святым только тогда, когда церковь признает его святым... Мало кто знает, что английское слово «saint» (святой) происходит от «sanction» (санкция) – то есть церковь должна дать санкцию на святость конкретного человека!

233. Однажды Дарвин с корреспондентом французского журнала «Le Monde» вместе наблюдали игры гамадрилов. Дарвин при этом сказал:

«Сегодня они любят друг друга, а завтра сожрут. Вот что я называю естественным отбором, месье…»

234. К вопросу о том, как делается большая политика. Один из первых израильских премьер-министров Моше Даян, обращаясь к своим солдатам во время синайских событий, сказал: «Не бойтесь, даже самая последняя сволочь при случае может стать героем…»

235. С поражающей ясностью понятно: мы смертны – и любимые, и чужие, и великие, и малые, все станут восковыми куклами в театре ненасытного всевышнего Карабаса.

Формулируется чёткое откровение: коль смертен, надо изо всех сил, в любых обстоятельствах оставаться смертным, но человеком, а не тягловым скотом и не племенным рысаком, обречённым гордиться не стАтью, а седоком. Раз уж так вышло в этой нелепой жизни, надо стараться быть наездником, сжимающим узду, погонщиком, не жалеющим кнута, ведущим, тянущим за собой безропотного ведомого.

Только это даёт смысл в бессмысленном кружении к последней точке, за которой лишь огонь крематория или нелепый деревянный домик, наспех брошенный в могилу…

236. Никакие школы и университеты не могут сделать человека умным. В крайнем случае они сделают из вас хорошего врача или менеджера, хорошего сборщика налогов или журналиста, то есть дадут вам необходимые профессиональные знания.

Но все эти учебные заведения не дают человеку разума: того, что могут дать только писатели – для ума, и только поэты – для сердца…

237. Все наивные верующие думают, что т.н. бог разговаривает на их языке. Индусы считают священным санскрит, как единственный язык бога. Мусульмане считают, что бог понимает только арабский, иначе для чего он передал Мухаммеду коран именно на арабском? Для евреев язык бога – иврит, да и как же иначе? Уж они-то точно знают, будучи богоизбранным народом.

Я же думаю, что будь бог на самом деле, он знал бы только один язык – это язык тишины, тотальной космической тишины, тишины наших душ…

238. Я пишу потому, что люблю это делать. В этом я схож с литературным Портосом – он тоже дрался, потому что любил драться!

239. В жизни гораздо больше плохого, тяжёлого и неприятного, чем хорошего, лёгкого и приятного. И это не неправильная жизнь – просто она так устроена, таково мироздание.

С этим трудно примириться, но, чтобы не отравлять себе существование, сделать это необходимо. Поэтому не следует отчаиваться, сталкиваясь со страданиями, и думать, что тебе не повезло, и что на тебя сыплется всё дерьмо господне, и что небесный дедушка наказывает тебя неизвестно за что.
Неприятности – это нормально. И страдания – это нормально. А вот всё хорошее нужно уметь видеть, ценить и радоваться этому, сколько есть сил, радоваться каждую секунду, понимая, что по законам мироздания завтра может начаться чёрная полоса, и надо успеть насладиться счастьем сегодня и запомнить это чувство надолго…

240. «Религии не были способны преобразовать человека», говорил Фридрих Ницше, «а были способны только отравить его радости…»

Как он прав, единственный будда XIX  века! Все наши радости – пища для церковного остракизма: еда, одежда, музыка, театр, секс…

241. Гениальность – самая трагическая сторона таланта. На стыке гениальности и таланта образуется страшная бездна – потому что дальше идти некуда…

242. Глупость сохраняется веками потому, что мы, будучи зомбированы глупостью своих предков, повторяем эти глупости своим детям, абсолютно не задумываясь о смысле сказанного. Это происходит потому, что мы передаём детям знание, а не мудрость.

Но знание – это нечто заимствованное, и потому оно никогда не сможет стать истиной для человека. Истинна только не привнесённая извне мудрость, а вскормленная тобой самим, понятая тобой самим.

Но и здесь важно не перестараться, ибо если ты передашь свою мудрость ребёнку, то для него она станет просто знанием, а значит, очередной глупостью…

243. Настоящая литература – это всегда игра с печалью.

244. Почему церковь так не любит разумных людей, почему любая религия направлена прежде всего на людей с ограниченным сознанием? Да потому что разум человека – радикален, мятежен, революционен. А это самая опасная вещь для тех, кто делает бизнес на людской глупости.

Поэтому церковь стремится сделать так, чтобы душа человека с самого детства была парализована и искалечена – для того, чтобы в дальнейшем было легче манипулировать его так и не окрепшим сознанием, его легко подавляемым недоразвитым разумом.

Кстати, эту технологию взяли на вооружение и политики. Сравнительно недавно русский психолог Иван Павлов открыл условный рефлекс, показывающий, что человеком можно управлять настолько сильно, что он начинает работать как машина.

Вспомните теперь, когда Павлова провозгласили отцом русской психологии. В царское время? Нет, с приходом к власти большевиков, которые и следовали его идеям больше 70 лет…

245. Русское слово «зачем» абсолютно метафизическое, имеющее совершенно другую энергетику, нежели «зачем» английское или немецкое. Вслушайтесь: зачем мы живём? зачем мы пьём? зачем мы женимся?..

246. Любого человека можно расположить к себе или оттолкнуть, заставить почувствовать свою значимость или бесконечную свою ничтожность, даже если нет на самом деле ни значимости этой, ни ничтожности.

Смотрите: пришли в гости, а там не привычная картошка с мясом, а устрицы! И как прикажете с ними обходиться, если до этого дня вы их в глаза не видели? Ножом эту скользкую паскуду расковыривать или ногтем большого пальца попробовать?!

247. Ещё студентами мы (как сейчас говорят, для прикола) переводили битловскую «Can’t Buy Me Love» как «Любовь нельзя купить, но можно улучшить исходные позиции для торга». Откуда мы  т о  г  д  а  знали о коммерциализации жизни и рыночных отношениях?!

248. Молитва – вовсе не благодарность т.н. богу. Молитва – это, прежде всего, жалоба: почему мне не было дано большего? Ты был несправедлив ко мне, ведь другие имеют больше, другие более здоровы, другие более богаты, у других есть дети, а у меня нет – почему?!

В самом популярном шлягере христианской церкви «Отче наш» есть ключевые слова – «Даждь нам днесь», то есть, боженька, дай нам ежедневно – неважно, что, но дай …

249. Цитата от моего друга Ошо:

«Ум в качестве раба по отношению к сознанию – прекрасный слуга. Ум в качестве хозяина сознания – очень опасный хозяин»

250. Насколько глупо слово «спасибо» по сравнению с правильным «благодарю». Сравните корни: «спаси, бог» и «дарю тебе благо»…