6. Заметки на полях сражений 126-150

Философский Саксаул
               

                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет


126. Четыре вопроса стоят в течение жизни перед каждым человеком:

что в жизни святого?
для чего мы живём?
зачем нам дан разум? и
почему мы должны умереть?

Чаще всего просто не верится, что можно найти хотя бы один ответ – настолько различны обстоятельства, уготованные нам судьбой, а порою задача с четырьмя неизвестными решается необычайно легко и просто, словно кто-то подсказывает и нашёптывает на ухо, льстиво уверяя в правоте.

Но чаще всего, лишь погрузившись в негаданное несчастье или переборов искушение, начинаешь постигать истинный смысл своего существования на земле…

127. Дени Дидро сказал: «Гений пренебрегает общепринятыми нормами и устанавливает их только для себя». Откуда он это знал?!

128. Мой тёзка Максим Горький когда-то сказал очень советские слова: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта».

Прожив уже немало лет на земле, я предпочёл для себя несколько иную формулировку: «Человек – это постоянно действующая фабрика для переработки продуктов природы в говно». Поспорите?

129. Наблюдая за мышиной вознёй вокруг выборов, вижу, что вся современная политология превосходно уместилась бы в десятитомник Салтыкова-Щедрина – не убавить и не прибавить, ибо ничего не изменилось со времени жития гениального сатирика на российском пространстве.

И, в принципе, только очередной петровской палкой можно расшевелить это болото, да где взять очередного петра после того единственного, великого?

130. Рассуждать иногда не только полезно, но даже и вредно, а порой и вовсе не имеет смысла. То, что иногда происходит в жизни, - увлекательнее любого романа. Просто надо уметь читать между строк свою непростую судьбу…

131. Человечество – это примерно одна тысячная от общей экосистемы Земли. Океаны и суша, животные и птицы, деревья и травы живут без т.н. бога, без священников, без церкви. Зачем же они человеку?

Подозреваю, что бог и религия – это заговор против человеческого сознания.

132. Каждый человек – родина своего подсознания…

133. Не так давно прошла акция «Имена России». Не смотрел, не следил, ибо глупостью посчитал неимоверной. И именно за то, что оценки в виде sms посылал т.н. простой народ. Не историки, а именно народ.

Хотелось бы спросить лучших представителей этого народа, многие ли из них знают о том,  что князь Александр (тогда ещё не Невский), прозванный потом великим и признанный потом святым (?), ездил в своё время в ханскую ставку Золотой Орды и заключал там договоры с супостатом – один тяжелее другого для Руси?..

134. Помните старую русскую приговорку: «У кого что болит, тот о том и говорит»? А ведь именно она кратко и точно излагает всё вымученное учение старика Фрейда…

135. Были, всё же были умные люди и в те времена, когда весь мир изгибался под гнётом религиозного невежества. В 1050 году (!), то есть почти тысячу лет назад арабский поэт-философ Абу-ль-Ала Ахмед ибн Абдулла, который называл себя аль-Маарри, написал свои диваны* «Послание о прощении» и «Послание об ангелах». А ведь это была изящная и очень тонкая сатира на традиционные мусульманские представления о загробном мире.

Преклоняюсь!

* В персидском языке это слово означало поэтический сборник одного автора,
построенный в строго обусловленном порядке стихотворных форм (касыды,
газели, рубаи и т.п.) и в алфавите последних букв сквозных рифм. Сейчас так
не пишут – Ф.С.

136. Глядя на некоторых людей, вспоминаю слова великого Эйнштейна: «Есть две бесконечности – Вселенная и глупость. Впрочем, я не уверен насчёт Вселенной…»

137. Зигмунд Фрейд, молодой и красивый, ещё не знаменитый, впервые услышал фразу Фридриха Ницше: «Бог умер», и после этого что-то навсегда сдвинулось в голове этого неординарного человека.

Он пошёл чуть дальше, чем Ницше, проводя свой анализ человечества под другим углом, изобретя психоанализ. Но вскоре оказался в таком же затруднении, что и Фридрих. Он не сошёл с ума, но почти коснулся границ. Он понял, что поскольку бога больше нет, смерть стала единственным, к чему человек движется всю жизнь. И он стал бояться смерти и даже жалеть об открытии Ницше, ведь т.н. бог как-никак гарантировал безопасность – хотя бы на том свете.

Не потому ли великий основатель психоанализа сам никогда не проходил его, не потому ли, что сам внутри кипел теми же подавленными желаниями, что и мы все?

138. Ницше говорил, что само слово «правда» звучит кичливо. Я добавляю: «Слово «правда» в устах человека всегда звучит неискренне…»

139. Попса стала одним бесконечным шоу открывающих рот людей, перекроенных под одну гребёнку всесильным пластическим хирургом мистером Долларом, и замаскировавшихся пошлыми заявлениями о дальнейших «творческих» планах. Короче, джага-джага, муси-пуси…

А народ? Наш народ по-прежнему снисходительно-туповат и любит всё, что хоть как-то дышит и передвигается по сцене.

140. Надо относиться  к жизни философски. Если уж смерть неизбежна, то не стоит  устраивать из этого грустного шоу – с проездом на лафете и проношением железных медалек на подушечках. Лучше всего не думать об этом и не омрачать себе всю оставшуюся жизнь…

141. Позднесоветский средний класс людей можно было определять как чёрта – по трём шестёркам. У него непременно были: 6-я модель «Жигулей», 6 соток дачной земли и 6-метровая кухня…

142. Небезызвестная строка из пролетарского гимна

                «…до основанья, а затем
                мы наш, мы новый мир построим…»

содержит в себе глубокий смысл, ведь новые цивилизации восходят на прахе предыдущих. Эволюция – самообман, протест высокоразвитого коллективного бессознательного перед неизбежностью смерти…

143. Поэзия – это ответ гармонии на дисгармонию бытия.

144. Я никогда не думаю о загадке смерти, я точно знаю только то, что это – предел. Из-за этой грани ещё никто не возвращался. И стоит лишь раз замереть на её краю, ощутив неумолимый зов пустоты, и ты сам начинаешь подгадывать свою смерть, каждым шагом, каждой мыслью ты ведёшь себя к краю.

Остаётся только выбрать место – последний сознательный акт, последняя возможность самому доделать свою судьбу, не дать нелепой случайности размазать тебя у самого порога, перешагнуть через него, как и жил, свободным…

145. Самое негуманное оружие массового поражения людей – время.

146. Не склонный к выстраиванию теорий, я тем не менее отмечаю, что разум или, шире говоря, сознание – это некая стеклянная полупроницаемая стена, отделяющая человека от того, что мы называем душой, витающей в природе и изредка бьющейся, как птица, в это непробиваемое стекло в тщетной попытке предупредить, предостеречь, предотвратить. Но чем прочнее разум, чем здоровее психика, тем меньше у души шансов быть услышанной…

147. Далеко не каждый человек может похвастаться тем, что мечта его детства исполнилась. В самом деле, кто из нас не мечтал стать космонавтом, танкистом и милиционером. В тех далёких годах, в коих прошло наше детство, никто и не заикался о том, что станет коммерсантом, президентом или депутатом.

Всё в той стране, от которой остались одни воспоминания, было учтено наперёд и расписано – никаких глупостей. И все возможные перспективы укладывались в ёмкую формулу «Всяк сверчок знай свой шесток»…
               
                Страну познав до глубины сибирских руд,
                поймёшь: у нас почётен всякий труд…

148. Церковь – величайший конформист. Она подлаживается под любую власть, лишь бы не трогали её саму и давали одурачивать ещё неодураченных…

149. Однажды у Каверина в «Освещённых окнах» я прочёл о том, что медленно пишущий араб отличается от быстро пишущего, как неграмотный от грамотного. И с тех пор считаю, что читающий человек отличается от не читающего точно так же…

150. Давно, когда я ещё не был женат, случилась вот такая забавная история. Однажды на улице какая-то старушка предложила купить мне цветы для жены.

- Да я не женат, - признался я.
- Ну тогда купите для возлюбленной, - настаивала старушка.
- Да у меня и возлюбленной нет, - открестился я.

И тогда старушка произнесла волшебную фразу, после которой я купил у неё большой букет и торжественно водрузил его на свой рабочий стол. А сказала эта мудрая женщина мне буквально следующее:

- Ну тогда купите в честь того, что у вас такая счастливая, беззаботная жизнь…