Хорошо быть дождём

Галина -Юморина
Эссе
Хорошо быть дождём,
   где тебя кто-то ждёт, не дождётся,
Хорошо быть дождём,
 приходящим на землю, как благодать,
Среди снежных заносов,
   среди жаркого лета и солнца
Прямо с неба земле
      бескорыстную руку подать…
(Феликс Кривин)
Март не просыхал от дождя уже четвёртые сутки подряд. Дождь вёл себя по-разному: то лил, как из ведра, то моросил, напоминая мелкую сечку, то просто шёл размеренной походкой целый день. К вечеру слегка задрёмывал и, отдохнув за ночь, снова продолжал путь с небес на землю.
Такое поведение дождя заинтересовало, и мне захоте-лось посмотреть на его породу изнутри: почему он такой разноликий и работает под настроение? Что ранит его сердце и вызывает грусть, какие земные проблемы за-стают врасплох и как ведёт себя человек, испытывая при-косновение дождевых капель?
Ответы на риторические вопросы я попробовала найти в лирике поэтов прошлых лет и моих современников. При-глашаю читателей прогуляться под дождиком лирических зарисовок. Надеюсь, прогулка для вас будет приятной, полезной и интригующей…
Многим знакома такая картина: грянул гром, искромёт-но сверкнула молния – и из-под нахмуренных густых бро-вей туч посыпались крупные капли дождя. Ветви деревь-ев вздрагивали, изгибая тонкие станы, склонялись книзу, орошая землю крупными каплями. Земля радостно вздох-нула от прилива небесных сил и улыбкой встретила вес-ну.
Итак, весна!.. Растаяли метели.
Распухли реки, сокрушая лёд.
Рассыпал март весенние капели,
И солнце по-весеннему встаёт.
Плуг режет грунт легко, как лист бумажный,
Разваливая землю на пласты.
Не отставая, чёрный грач отважно
Шагает вдоль глубокой борозды.
(Павел Матюхин, стих. «Весеннее»)
После таких возвышенных напевных строчек незабы-ваемого поэта Павла Николаевича Матюхина, уверена, настроение читателя поднялось, душа помолодела, глаза зажглись игривыми огоньками… Природа ожила и дождик тоже. Добрый по натуре, он не мог отказать просьбе влюблённых и назначил им встречу в беседке.
Поиграй со мною, дождик, поиграй,
В капли-капельки-струёчки поиграй.
Подставь лужицу-подножку – обнови,
От беды меня от лютой отведи.
Шквальным ливнем пыл горячий охлади,
Мелкой рысью серебристой проводи
И в беседке с милым душу услади…
Поиграй со мною, дождик, ПОМОГИ!
(Галина Порублёва, «Игривый дождик»)
Поэзия, по словам Марины Цветаевой, – это вознесе-ние, устремлённость вверх, к Богу. Чтение – это такой же огромный, самоотверженный труд, как и само творчество. Это равнозначные вещи. Каждый читатель должен нахо-дить своего; поэта.
И он находит. Мысли обоих совпадают, они стремятся навстречу ветрам и морским чайкам, видят одни и те же образы, поют любимые песни…   
А сердцу хочется дыхания Весны,
Дождей и грома, криков журавлиных,
Поездки к морю... с другом печь блины,
Палить костёр  и под гитару песен длинных.
(А.Шамов, сб. «Явь видений»)
Читатель не забыл и о дождике, особенно в Купальскую ночь, как не забыл об этой ночи и сам поэт Анатолий Ша-мов:
Дождь косой на ночь Купала
В тихий вечер золотой.
Шьёт мечты вкось дождь устало,
Душу штопает… собой.
Нить дождя и так, и этак,
Только навыки не те.
Да и где дождю то ведать,
Что душа несёт в ступе?
В силе культ славянской веры,
Веды Рамы в дождь нас ждут.
Пусть душа не знает меры,
Нить дождя – до Неба путь.
Оказывается, дождь и косым бывает, и усталым, и што-пать может душу своей волшебной нитью, и может многое поведать землянам о таинственных небесных силах… И всё-таки дождь для человеческой души остаётся вечной загадкой…
А вот удивительный разбег руки и мысли, чётко срабо-танная сфера подсознания поэта Александра Коротко – и мы с вами гуляем уже под дождиком сюрреализма:
Дождь стоя спал,
И лошадиная тоска
С глазами, мёртвыми от слёз,
Везла ночей тяжёлый воз
Сквозь тишину, сквозь наши сны,
И этот немощный союз
Вела Всесильного рука,
И сердце детское луны
Лежало камнем на пути.
И кто-то с радостью немой
Назвал его «червонный туз».
«Поэзия, – говорит Александр Коротко, – требует от чи-тателя таких знаний, которые накапливаются только на досуге и в размышлении… Поэзия – это язык страстей, и всегда находятся люди, которые читают в своё удоволь-ствие».
И всегда находятся поэты, избранники Неба, которые создают образы, возможно, не всем сразу доступные, но они существуют, зовущие, будоражащие, потому что рож-дены сердцем, душой и ви;дением поэта.         
… Быть сегодня дождём –
         это так неразумно… И всё же
Мы с тобою идём.       
Мы иначе не можем. 
Кто-то выставит руку в окно,
о погоде справляясь.
Нет дождя!..
Это нас с тобой нет, понимаешь?
Нет совсем, нет нигде,
не существует в природе.
Пусть уж лучше мы зря,
пусть некстати приходим,
Пусть не вовремя и не туда упадём –
На какой-нибудь дом,
на трамвай, на дорогу…
Мы идём, моросим…
Не судите нас строго.
Мы и так слишком скоро пройдём.
(Феликс Кривин, «Дождь осенью»,
 сб. «Круги на песке»)   
Дождь приходит и уходит… как приходят и уходят вре-мена года. Но на смену им приходят новые дожди и новое мышление. Неизменной остаётся только настоящая, не-гасимая Любовь, которой никогда, ни при каких обстоя-тельствах, никакой дождь помешать не сможет. Вот о чём поведал читателю  известный поэт ХХ века Эдуард Аса-дов в стихотворении «Под дождём»:
Солнце и гром отчаянный!
Ливень творит такое,
Что, того и гляди, нечаянно
Всю улицу напрочь смоет!..
В шуме воды под крыши
Спряталось всё живое.
Лишь в скверике, где афиши,
Стоят неподвижно двое.
Сверху потоки льются,
Грозя затопить всю улицу.
А двое вовсю смеются
И, больше того, целуются!
Шофёр придержал машину
И, сделав глаза большие,
Чуть приоткрыл кабину:
– Вы что, – говорит, – дурные?
Те, мокрые, но смешливые,
Только заулыбались:
– Нет, – говорят, – счастливые! –
И снова поцеловались…
Вот такой он, наш герой – Дождь! Маленький и проливной, тёплый и живи-тельный, шаловливый и спокойный, за-думчивый и сонный, беззвучный и музы-кальный, игривый и отчаянный, грозный и ласковый, влюблённый и бессмерт-ный… как сама Природа!

Экскурсовод под дождиком –
        Галина Порублёва
Март, 2009 г.