4. Заметки на полях сражений 76-100

Философский Саксаул
                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет


76. Герцен говорил про утекающие сквозь пальцы мгновения.
Что их омрачает? Что съедает нашу жизнь? Не работа и не люди, не худой сервис и не товарный голод, и даже не нездоровье и ноющий зуб. И уж тем более не время и не ускользающие годы.
Жизнь нашу омрачают и поедом едят заботы. Их много – разных, мелких, глупых. Из-за них-то душа и неспокойна. А нет душевного покоя, нет и счастья.
Стать выше забот – не в этом ли смысл жизни? Или проще: не есть ли это условие счастья?

77. Человек, который уступает, когда он не прав, - мудрец.
Человек, который уступает, когда он прав, - женат…

78. Чувствую, что с каждым прожитым годом становлюсь всё свободнее. Ни суеты, ни режима, ни ненужных гостей, ни условностей. Понял, что свобода заключается в полном отбросе ненужной кучи предрассудков и условностей.
Только познав тщету пустяков, становишься мудрее. Ни мне ничего лишнего не нужно, ни я, лишний, никому не нужен. А скоро стану ещё свободнее, поскольку освобожусь от последней своей условности – жизни…

79. Церковь рассматривает жизнь как мотивированную цель – достижение рая. Я же вижу её как переливающуюся немотивированную энергию с приоритетом не на желания, а на само бытие.
Кстати, не это ли имел в виду Иисус, когда говорил: «Ешьте меня, пейте меня…»?

80. У человека жизнь проходит дважды. Сперва земная, натуральная или, как сейчас говорят, в режиме on-line. А потом она же – ещё раз, повторно, в воспоминаниях…

81. Всё нами крепко забываемое уходит из памяти, но не из сознания. Оно, нами забываемое, сперва превращается в жизненный опыт, а затем в нечто неизмеримое и тончайшее, зовущееся интуицией. Не есть ли интуиция концентрированный жизненный опыт?
Говорят, что авиаконструктор Туполев как-то поглядел на готовый самолёт и сказал: «Нет, не полетит». И не полетел…

82. Почему наш мир зовётся подлунным, а не подсолнечным, коли мы живём именно под солнцем? Наверное, потому что луна всё-таки ближе…

83. Что же значительного и поучительного произошло с нашей литературой за последние 25 лет, когда была объявлена т.н. перестройка?
Главное – это навсегда ушёл оценочный «закон контраста», которым раньше, как универсальной отмычкой, можно было открыть что угодно. Помните: физик или лирик, старый или молодой, реалист или андерграундник, русский или еврей?
Сегодня ни одна здравая голова этим примитивным тестом не пользуется. Время показало, что есть, в сущности, только одно противопоставление: главное это или фуфло?
А как определить настоящее? Умом. Образованностью. Сердцем. Это совсем не лишние качества – ни тысячу лет назад, ни сейчас…

84. Несчастье практически любого человека в том, что он ждёт от жизни всего или ничего, и не умеет делить свои желания на «больше» и «меньше»…

85. Люди могут просить т.н. бога о чём-либо только в относительном благополучии или в относительной сытости.
Когда не хватает денег на кусок хлеба, поневоле приходится или идти работать, или идти воровать. А уж при приступе аппендицита в церковь вообще не ходят…

86. Декабрист Никита Муравьёв однажды сказал:
«Горе стране, где все согласны…»

87. Восточный учёный Шарипутра, знавший Веды наизусть, однажды попросил Будду: «Дай мне нечто большее, чем знание, потому что я уже пресытился ими».
Будда ответил: «Разучись. Отбрось знания, и то, что превыше знания, произойдёт с тобой…»
Кроме прочего, я веду среди молодых людей семинар по изучению русского покера, с покером европейским не имеющим ничего общего. И первым делом втолковываю им, что ПОНИМАНИЕ игры важней самой игры, важнее удачи, важнее знания правил и их применения!

88. Разве Адам и Ева совершили грех? Я думаю, что т.н. бог просто спровоцировал их съесть плоды Древа познания и вечной жизни. Запретить – это и значит спровоцировать неискушённый жизненными коллизиями мозг. По-моему, добрый боженька заранее начитался книжек мудрого Зигмунда.
Второй вопрос: почему он вообще запретил собственным детям есть эти плоды? Кажется очевидным, что любой отец хочет, чтобы его дети стали как можно более мудрыми. И почему отец должен мешать детям съесть плод, который даст им вечность и бессмертие?
Создаётся впечатление, что т.н. бог на первых людях просто тренировался в садизме, чтобы впоследствии также некрасиво поступить ещё с одним парнем, которого  он также называл своим сыном – Христом?

89. Правды всегда мало и, как правило, её очень трудно разглядеть среди нагромождений мировой лжи. Правда – она как изюм в пасхальном куличе.
Кулич большой, а изюма кот наплакал. И если хочешь достать его, то имей терпение выковыривать…

90. Многие думают (да и в советских учебниках было написано), что «Дон Кихот» - это сатирическая комедия. Нет, «Дон Кихот» - это величайшая трагедия человека, который знает, каким должен быть справедливый мир, но который в конце концов осознаёт, что изменить действительность ему не под силу.
Сродни полусумасшедшему старику Дон Кихоту были и Коперник, и Джордано Бруно, и Галилей, и Франциск Скорина – все эти донкихоты и загасили костры инквизиции и стали предвестниками Возрождения…

91. Счастье или несчастье порождаются причинами, поэтому они приходят и уходят.
Вечна только сама жизнь, бытие, бессознательный путь…

92. Убёждён, что мы победили в Великой Отечественной войне не потому, что были мощнее немца. Просто к 1942 году народ (как нация) понял: да, ужасно, что мы живём как в тюрьме, да, Сталин – главный враг народа. Но порабощение и уничтожение ещё хуже…
Матросовы и Маресьевы жертвовали собой не за коммунизм, а за спасение нации. Сама генетика народа осознала  угрозу его биологическому существованию. И тогда он поднялся и стал бить врага.

93. Народ плачет не потому, что страну грабят, а потому что с ним не делятся…

94. Всё, что человек делает, - это работа. Не какой-то придуманный американцами бизнес, а просто работа – то есть вкладывание труда во что-то ради получения результата.
Человеческие отношения не рождаются и не поддерживаются сами по себе, из ничего. Они результат определённого труда – душевного, интеллектуального, эмоционального и даже физического. Ведь вкладываем мы конкретный физический труд в то, что заботимся о человеке, покупаем ему продукты, стираем, убираем, лечим, когда он болеет – мы понимаем, что без этого не будут выстроены отношения.
Разве это не работа? А прощать, мириться с недостатками и слабостями, легко, что ли? Тоже работа, да ещё какая трудная. А беспокоиться, а тратить нервы? А тратить время на то, чтобы часами выслушивать то, что тебе не интересно, и при этом не раздражаться? Тоже работа, без которой опять же не будет нормальных отношений…

95. Короткий анекдот. Чем отличается маленький розовый хомячок от огромной злобной крысы? С точки зрения физиологии – ничем. Просто у хомячка пиар лучше…

96. Помните мать Терезу? Воистину святой человек, всю жизнь бескорыстно помогающий страждущим. Но как было не заметить вопиющую безграмотность и примитивность суждений этой славной женщины. Когда её спросили, что такое ад, она ответила: «Ад – это место, где дурно пахнет и никто никого не любит…»

97. Счастье – это временное психическое расстройство, вызванное избавлением старых проблем с помощью новых…

98. Кстати, Восток знает три религии, в которых нет никакого бога – это джайнизм, буддизм и даосизм. Все они кажутся мне более здравыми, чем религии, происшедшие от иудаизма – то есть сам иудаизм, христианство и ислам.
Они кажутся более здравыми, потому что там нет бога с самого начала. И им не приходится возводить глаза к небу, пытаясь отыскать нечто на облачке, им приходится смотреть внутрь себя – единственное место, что все мы должны отыскать свою истину. Это называется красивым словом «медитация»…

99. Человек понимающий не может обещать ничего, потому что кто знает о следующем мгновении? Все обещания идут от невежества…

100. Знаете, почему Пушкина не могут понять на другом языке, хотя есть прекрасные переводы?  У него за словами – мелодия, запах, дух, а это не транслируется.
Даже Маяковского, говорят, переводят весьма успешно. А вот атмосферу Пушкина – нет.
Наверное, именно поэтому Пушкин для нас – наше всё…


Иллюстрация: Интернет-копилка