3. Заметки на полях сражений 51-75

Философский Саксаул
                Данные «Заметки…» - плод многолетних размышлений
                автора, а также его придирчивого отбора среди мегатонн
                словесного мусора, наводнившего русскоязычный интернет


51. В молодости нам кажется, что родителям сносу нет и они если не бессмертны, то уж точно будут жить долго-долго, а потому их присутствие рядом казалось таким естественным, как глоток воды или чистого воздуха.
И лишь когда они уходят в мир иной, ты начинаешь понимать, какие неисчислимые сокровища сердечной доброты и мудрости потеряны навсегда. Никто и никогда не будет любить нас так, как наши родители…

52. Во всём мире русских считают щедрыми пьяницами.
А мы просто терпеливые лодыри!

53. Добро и зло не имеют и вообще не должны иметь чётких определений. И дело здесь вовсе не в пресловутой эволюции взглядов и относительности понятий и представлений.
Дело в другом. Каждый человек в каждом конкретном случае сам прекрасно понимает, что есть зло и что есть добро. Просто один находит в себе силы следовать тому, что считает добром, а другой – нет…

54. Вообще-то сапёр ошибается дважды. Первый раз – когда подписывается на эту странную работу…

55. Как часто бывает, что хорошие отношения портятся вроде бы из-за чепухи, из-за пустяка. Вспомним «Анну Каренину»: жила себе Анна с мужем, и неплохо жила, и вдруг заметила, что у Вронского некрасивые оттопыренные уши. С этого всё и началось, а закончилось под колёсами поезда…

56. Как бы вы назвали человека, который бросил молодую жену с маленьким ребёнком на руках, престарелого отца, ответственный пост, раздал всё нажитое семьей состояние абы кому  и свалил, чтобы ничего не делать? Или дураком, или подлецом – правда?
Но всё-таки какие мы все разные! Индусы, например, назвали его Буддой…

57. Великого Даниила Хармса я всегда называю первым русским хоккуистом *. Чем, как не хокку, можно назвать эти его строки:

Я мелкая птичка,
залетевшая в клетку
к большим, неприятным птицам…

* © Философский Саксаул, 2009

58. Кстати, ещё в «Повести временных лет» некоего Нестора, впоследствии за сносное владение родной речью прозванного в народе летописцем, сказано о Руси так:
«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…»  И что изменилось с XXII века?

59. Что такое интуиция? Трудно сказать. Как ни объясняй, всё равно ничего понять нельзя. Есть такое чувство – и всё! В умных книгах об этом явлении пишется примерно так: интуиция – это способность постижения истины без доказательства.
Пришла тебе в голову в голову какая-тот нелепица, и ты думаешь, что такого просто не может быть, а внутренний голос, этот беззвучный предвестник интуиции, капает и капает на мозги: ни хрена подобного, всё, о чем ты сейчас размышляешь, должно случиться, или, что ещё хуже, уже случилось.
И чем бы ты ни занимался, куда бы ни шёл, интуиция поворачивает тебя в другую сторону – туда, где по идее тебе и делать-то нечего…

60. В старом русском языке для обозначения одного человека применялось красивое слово «един». И только много позднее стали говорить «один».
А вот производные всё расставляют по своим местам: от слова «един» произошло «единство», а от «один» - «одиночество»…

61. Забавно, но в одном из старинных русских церковных канонов написано, что если кто обличает священника в неправде, и будет уличён тот священник, всё равно обличитель отлучается от церкви.
А не трогай наших!

62. Удивительную фразу прочёл я у Ницше:
«Нет, - отвечал Заратустра, - я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден…»
Что означает эта фраза? Если кто-то не даёт милостыни потому, что он недостаточно богат, то это понятно, по крайней мере, с позиции чистой логики, хотя пожертвовать несколько грошей может и небогатый человек.
Но как недостаточная бедность препятствует доброму делу? И может ли бедность быть недостаточной?

63. В стране, где народ доволен жизнью, о патриотизме не слышно ни слова. Так, например, живут в Таиланде….

64. И всё же не совсем нормальны те люди, кто главной целью своей жизни считают деньги, деньги и деньги. Расхожая фраза говорит о том, что деньги – несомненное зло. Но, добавляя я, зло необходимое, без которого добро будет немного пресным.
Ведь если не будет богатых и бедных,  и все станут равными в правах и возможностях, любое доброе дело превратится в простую вежливость воспитанного человека. Представляете, скольких филантропов такое положение вещей сделает несчастными?

65. Ассоциации – штука вообще ненадёжная. Например, практически любой человек на вопрос о цвете берёзы  вслед за Есениным ответит «белый», хотя на её стволе очень много чёрных узоров, да и тонкие ветки этого красивого дерева тоже чёрные…

66. У меня никогда не было проблемы, о чём я спрошу у т.н. бога при нашей личной последней встрече. Наверное, это будет тот же вопрос, какой задают ему за последнее тысячелетие многие и многие миллионы напрасно сгинувших душ:
«Скажи, всемогущий, за что ты взвалил на нас такую беду?»
А, может быть, это будет обычный личный вопрос: чего же он так распорядился единственным сыном – как-то по гестаповски?

67. В серьёзных отношениях мужчины и женщины не должно быть ничего недосказанного. Всё должно быть предельно просто и ясно: или – или!
Формулу таких отношений ещё в 1978 году определили великие «Uriah Heep» в концерте «Fallen Angel»*, назвав одну из своих композиций «Love or Nothing»**…

*«Падший ангел»
** «Любовь или Ничего»


68. «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью…»  - точнее о народе, населяющем нашу несчастную страну, не скажешь.
Раньше Кафка мне не очень нравился – слишком всё у него было препарировано, и вместо живых людей чудились мастерски написанные муляжи.
Но с наступлением «благословенного» капитализма вдруг показалось, что окружают нас те самые муляжи или белковые роботы, запрограммированные на уничтожение себе подобных…

69. Австралийцы говорят так: делать добро выгоднее, чем зло, ибо и то, и другое возвращается подобно бумерангу…

70. Человеку, даже умному, свойственна вера в чудеса, хотя он и точно знает, что чудес не бывает. Тогда он вспоминает студенческие годы, когда «проходил» т.н. диамат, то есть  диалектический материализм. Ну никак не согласуются с диаматом все идеалистические евангельские чудеса: непорочное зачатие, хождение по воде, воскрешение из мёртвых!
Но с научной точки зрения чудом считается и наступление вполне материалистического события, вероятность которого практически сведена к нулю: крупный выигрыш в рулетку, рождение восьмерых близнецов, благополучного падение трезвого человека с десятого этажа.
Например, на месте битвы при Ватерлоо археологи нашли некий крестообразный предмет,
при изучении которого оказалось, что это две пули встретились в воздухе и одна пронзила другую…

71. Напрасно церковь настаивает, что в т.н. царствии божием будет лучше, чем здесь, на земле. Смерть ничем не лучше жизни, и в царстве мёртвых наверняка будет так же скучно, как на собрании одураченных пайщиков «МММ»…

72. Ничто так не даётся человечеству, как поиски истины. А знаете, почему она так упорно ускользает от человека?
Потому что людей больше привлекает счастье, а не истина. Счастья ищут люди, счастья. А счастье с истиной – родственники дальние…

73. Осень – моё любимое время года. Я люблю её за какую-то мудрую грусть, и думаю, что если применимы к природе людские понятия о духе, то осень – время философское.
Хотя какая в городе осень? Ознобный ветришко, плоская лужица на асфальте да капли, размазанные по стёклам очков…

74. Страдаем и думаем, как бы отстрадать. Болеем и думаем, как бы отболеть. Работаем и думаем, как бы отработать.
Мы все чего-то ждём и куда-то спешим. И спешим бессознательно, генетически. Значит там, за горизонтом, что-то есть? Ведь если мы хотим прожить эту жизнь быстрее, то, выходит, надеемся, что есть другая? Там, куда мы так спешим…
И, наверное, поэтому нашу первую мы проживаем так по-дурацки.

75. У мистиков есть красивый постулат о том, что мы, дескать, не умираем, - это время берёт нас в свои загадочные пучины.
Я всегда утверждаю обратное. Над нашим телом время, в сущности, не властно. Тело просто разлагается и переходит  в другую форму материи – траву, землю, вещества какие-то. А вот человеческая личность, единственная и неповторимая, умирает навсегда.
А жаль…