Мария Петровна. Другая сторона души

Роза Госман
  Да, конечно, наша учительница математики, Мария Петровна Белкина, была женщиной очень бестактной.  Но это та черта, которая лежала на поверхности.  А была в ней и духовная красота, которую, увы, она тщательно скрывала от посторонних глаз. Убедиться в этом мы смогли, учась уже в десятом классе.  Дело было так: Готовился очередной классный праздничный концерт. Шла обычная репетиция, на которой присутствовала и Мария Петровна. Ясно, пока шла репетиция, ребята позволяли себе быть несколько свободными  и шумными, на что Мария Петровна особого внимания не обращала. Но тут дошла очередь до меня. Готовила я к тому концерту номер  необычный – исполнение на баяне  хорошо всем известного «Полонеза Огинского» Необычен был номер тем, что я была единственной девочкой в школе (и во всём селе), умеющей играть на баяне.  Расположившись с инструментом на стуле перед классом, я стала старательно выводить потрясающее своей красотой и величием музыкальное чудо. Я играла. Мои одноклассники меня, естественно, не слушали. Вели себя довольно шумно, с полным безразличием к великому композитору. И лишь Мария Петровна внимательно слушала меня (как мне казалось) с замиранием сердца. Вдруг, в какое-то мгновение я заметила необычный блеск её глаз. В следующую же секунду я поняла, что блестят в глазах Марии Петровны слёзы. Настоящие, человеческие слёзы. Я до того была ошеломлена  сим фактом, что тут же сбилась с нот и прекратила игру:
 «Ребята, - тихо и печально заговорила Мария Петровна,  - вы ведёте себя скверно уже потому, что своей болтовнёй и хихиканьем мешаете проводить репетицию. Вы мешали всем. Вы совершенно не слушали и то, что играла сейчас Роза. А кто из вас знает кто такой Огинский? Когда и в связи с каким событием в своей жизни он написал это прекрасное, потрясающее, покорившее весь мир произведение?»
 Класс мигом затих и десятки любопытных ребячьих глаз устремились, на какую-то странную сегодня, Марию Петровну. А она, ничуть не стыдясь бегущих уже по щекам слёз, продолжала: « Знаете ли вы, что настоящее название этого полонеза «Прощание с Родиной»?
 Никто из ребят, естественно, этого не знал. И Мария Петровна, с поразительным знанием вопроса, красивым, завораживающим языком поведала нам  всё о графе, композиторе Михале Огинском. Не буду пересказывать её рассказ, скажу только, что после этого случая, мы стали относиться к нашей учительнице математики совсем по иному. Ибо увидели её совершенно с другой стороны. Она настежь открыла нам свою нежную, остро чувствующую красоту, способную сострадать, понимать и восхищаться прекрасным, душу.
  А я тогда повторила игру удивительного произведения. Но играла его уже с таким трепетным чувством в душе. Пальцы, будто лаская, легко скользили по кнопкам баяна, извлекая из него плавно и печально льющуюся первую часть полонеза, прощание с Родиной - ЛЕГАТО. А затем взрыв несогласия с судьбой, и вера Огинского в своё возвращение , рвущее неравнодушное сердце – СТАККАТО. И слушали меня теперь ребята без единого звука.
  А из глаз Марии Петровны всё текли и текли искренние, светлые слёзы.

ЛЕГАТО:  переход от одного звука к другому без перерыва: плавное, слитное звучание
 
СТАКАТТО: отрывистое исполнение звуков, при котором они чётко отделяются один от другого.

     Германия  16.10. 09.