О вере

Георгий Асеев
                С     верой      и    правдой    нигде     не    пропадёшь.
                Лучше     без      одежды,      чем       без      надежды.
                Любовь     кольцо,    а     у     кольца     нет     конца.
                Простота,  чистота,  правота  -  наилучшая  лепота

      Профессор И. А. Ильин в статье «О Православии и Католицизме» (1950 год),  рассуждая о значении православия в Русской истории и культуре,  особо выделяет:
      «Самобытность русского народа выражается в его особливом и своеобразном духовном акте. Под «актом» надо разуметь внутренний строй и уклад человека: его способ чувствовать, созерцать, думать, желать и  действовать...
      Русский национальный акт сложился под влиянием четырёх великих факторов: природы (континентальность, равнина, климат, почва), славянской души, особливой веры и исторического развития (государственность, войны, территориальные размеры, многонациональность, хозяйство,  образование,  техника,  культура)...
      Исповедание отличается от исповедания по своему основному религиозному акту и его строению. Важно не только то, во что ты веруешь, но ещё и то, чем, т. е. какими силами  души осуществляется твоя  вера...
      Православие и Католичество одинаково возводят свою веру ко ХРИСТУ, СЫНУ БОЖИЮ и к евангельскому благовествованию. И тем не менее их религиозные акты не только различны, но и несовместимы  по  своей  противоположности...    
      Первичное и основное пробуждение веры для православного есть движение сердца, созерцающей любви, которая видит СЫНА БОЖИЯ во всей ЕГО благости, во всём ЕГО совершенстве и духовной силе, преклоняется и приемлет ЕГО, как сущую правду БОЖИЮ, как своё главное жизненное сокровище. При свете этого совершенства православный признаёт свою греховность, укрепляет и очищает им свою совесть и вступает на  путь  покаяния  и  очищения. 
      Напротив у католика «вера» пробуждается от волевого решения: довериться такому-то (католически-церковному) авторитету, подчиниться и покориться ему и заставить себя принять всё, что этот авторитет решит и предпишет, включая и вопрос добра  и  зла,  греха  и  его  допустимости. Посему у православного душа оживает от свободного умиления, от доброты, от сердечной радости, – и тогда зацветает верою и соответственными ей добровольными делами. Здесь благовестие ХРИСТА вызывает искреннюю  любовь  к  БОГУ, а свободная  любовь пробуждает в душе христианскую  волю  и  совесть.
      Напротив, католик постоянными усилиями воли понуждает себя к той вере, которую ему предписывает его авторитет.
      Однако, в действительности воле подчинены всецело – только внешние телодвижения; в гораздо меньшей степени – ей подчинена сознательная мысль; ещё меньше – жизнь воображения и повседневных  чувствований  (эмоций  и  аффектов)...
      Православная душа ищет непосредственного приближения ко ХРИСТУ, во всём, от внутренней одинокой молитвы  до приобщения СВ. ТАЙН.  Католик смеет думать и чувствовать о ХРИСТЕ только то, что ему позволит авторитетный посредник, стоящий между ним и БОГОМ; и в самом приобщении он останется лишенным и умаленным, не приемля пресуществленного Вина и получая вместо пресуществленного  Хлеба  –  некую  замещающую  его  «облатку»...
      Далее, воля земного человека ищет власти. И Церковь, строящая веру на воле – непременно будет искать власти. Так было у магометан; так обстоит у католиков на протяжении их истории.  Они всегда искали в мире власти, так, как если бы ЦАРСТВО  БОЖИЕ  было  от  мира  сего; – всякой  власти:
• самостоятельной  светской власти для папы и кардиналов,  а  также власти  над  королями  и  императорами  (вспомним средние века);
• власти над  душами и особенно  над  волею  своих  последователей     (исповедальня  как  орудие);
• партийной власти  в современном «демократическом» государстве;    тайной орденской  власти, тоталитарно-культурной надо всем и  во  всех  делах  (иезуиты).
      Они считают власть – орудием к водворению ЦАРСТВА БОЖИЯ   на   земле...
      Тот, кто,  продумав эти черты католицизма, обратится к Православной  Церкви, тот увидит и поймёт раз навсегда, что самые глубокие традиции обоих исповеданий противоположны и несовместимы...
      Русский человек верил и верит любовью, молится сердцем, свободно читает Евангелие; и авторитет Церкви помогает ему в его свободе и научает его свободе, раскрывая ему духовное око, а не пугая    его    земными    казнями    во   «избежание»    потусторонних.
      Русская благотворительность и «нищелюбие» русских Царей – шли  всегда  от  сердца  и  доброты. Русское искусство всё целиком выросло из свободного сердечного созерцания: и парение русской поэзии, и мечты русской прозы, и глубина русской живописи, и искренний лиризм русской музыки, и выразительность русской скульптуры, и одухотворённость русской архитектуры,  и  прочувствованность  русского   театра.
      Дух христианской любви проник и в русскую медицину, c её духом служения, бескорыстия, интуитивно-целостного диагноза, индивидуализации пациента, братского отношения к страдающему; и в русскую юриспруденцию с её исканием справедливости; и в русскую  математику  с  её  предметной созерцательностью. Он создал в русской историографии традиции Соловьёва, Ключевского  и  Забелина. Он  создал в русской армии – традицию Суворова (от автора: всей душой чаю скорейшего прославления в лике святых этого «ангела-хранителя русского воинства»), а в русской школе традицию Ушинского и Пирогова. Надо увидеть сердцем ту глубокую связь, которая соединяет русско-православных Святых и Старцев с укладом русской простонародной и образованной души. Весь русский быт – иной и особенный, потому что славянская душа укрепила своё сердце в заветах Православия. И самые русские инославные исповедания (за исключением католицизма) восприняли в себя лучи этой свободы, простоты, сердечности и искренности (от автора: упомянем лишь некоторые имена «обрусевших иностранцев», связанные со столицей Российской империи – один из основоположников Российского военно-морского флота голландец Корнелиус Крюйс (1657 - 1727); первый обер-комендант Санкт-Петербурга шотландец Роберт Брюс (1668 - 1720); первый генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга португалец Антон Мануйлович Девиер (1682 - 1745); скульптор, творец «Медного всадника» француз Этьен Морис Фальконе (1716 - 1791); инженер-строитель Исаакиевского собора испанец Августин Августович Бетанкур (1758 - 1824); архитектор итальянец Карло Росси (1775 - 1849); первый Правитель Греции – страна получила национальную независимость по Адрианопольскому мирному договору от 1829 года – грек Иоаннис Каподистрия (1776 - 1831); композитор ирландец Джон Фильд (1782 - 1837); предприниматель, создатель первой железной дороги в России австриец Франц (Франтишек) фон Герстнер (1793 - 1843); генерал-лейтенант русской армии, государственный деятель финн Карл Густав Эмиль Маннергейм (1867 - 1951); архитектор, создатель гостиницы «Астория» швед Фредрик  Лидваль (1870 - 1945) ).
       Вспомним ещё, что всё наше Белое Движение со всей его государственной верностью, с его патриотическим горением и жертвенностью поднялось из свободных и верных сердец и ими держится  и  доныне. Живая совесть, искренняя молитва и личное «добровольчество» принадлежит к лучшим дарам Православия, и замещать эти дары традициями католицизма нам нет ни малейшего  основания...
     Так в «Гамлете» Шекспира – брат вливает в ухо своему брату-королю смертельный яд во время его сна. И если бы кто-то нуждался в доказательстве того, что есть католицизм и какими способами он захватывает власть на земле, то это последнее предприятие делает все иные  доказательства  излишними».

     Под величественными сводами средневековой базилики Сан Марко в Венеции – этой «царице Андриатики» и «невесте морей»  у задушевного лирика К. Р. (Константин Константинович Романов,1858 - 1915) рождаются благоговейные, умиротворяющие строки:
       И   стал  молиться   я  спокойный   и   безмолвный.
       Орган  откуда-то с незримой вышины
       Звучал торжественно,  и  стройных звуков  волны
       Лилися     среди     мёртвой    тишины.
                В них слышались и слезы, и стенанья 
                Скорбь   за    утраченные   небеса,
                И    неземные    воздыханья,
                И   райских   песен   голоса.
      Прозрачный,  лёгкий   дым  каждений  благовонных,
      Струясь   вкруг   мраморных   столбов,
      Скользя по плитам стен, вдоль сводов закопчённых,
      Вился    и    таял    в    мраке    куполов,
      Молитвой     и     веками    освящённых.

      Зато набожная крестьянская душа Сергея Александровича Есенина  (1895 - 1925) полна восторженного ликования от «райского» русского вольного раздолья:
      Гой  ты,  Русь,  моя  родная,
      Хаты  –   в    ризах    образа...
      Не   видать  конца   и   края –
      Только   синь   сосёт   глаза...
                Если  крикнет  рать святая:
                «Кинь ты Русь, живи в раю,
                Я  скажу: «Не   надо  рая,
                Дайте     родину     мою».

       А скольких ещё талантов взрастила Рязанская земля, среди них: мореплаватель, писатель, вице-адмирал Василий Михайлович Головин (1776 - 1831);  поэт, прозаик Яков Петрович Полонский (1819 - 1898); писатель-сатирик, вице-губернатор Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 - 1889); географ, путешественник, статистик, государственный деятель Пётр Петрович  Семёнов-Тян-Шанский (1827 - 1914); художник, гравёр, академик Иван Петрович Пожалостин (1837 - 1909); полководец, генерал от инфантерии, национальный герой Болгарии Михаил Дмитриевич Скобелев (1843 - 1882); физиолог, первый в России Лауреат Нобелевской премии (1904), академик Иван Петрович Павлов (1849 - 1936); биолог, селекционер Иван Владимирович Мичурин (1855 - 1935); учёный-мыслитель Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935); оперные певцы (басы), братья Григорий Степанович Пирогов (1885 - 1931) и  Александр  Степанович  Пирогов  (1899 - 1964).

      Экологически чистоплотная, аккуратно-рачительная и гуманистическая западноевропейская цивилизация вызывает чувство заслуженного уважения и понятное желание перенять полезные достижения  и  хозяйственный  опыт. Но не будем пренебрегать мудрым изречением незабвенного обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода Православной Кафолической Восточной Церкви К. П. Победоносцева(1827 - 1907): «Наша страсть к подражаниям, к перенесению на свою почву тех учреждений и форм, которые поражают нас за границей внешней стройностью. Но мы забываем, при этом, или вспоминаем слишком поздно, что всякая форма, исторически образовавшаяся, выросла из исторических условий и есть логический вывод из прошедшего, вызванный необходимостью».

      «Гуманизм, – определяет русский духовный писатель, прошедший путь от толстовства к ортодоксальному Православию и причисленный к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания, Михаил Александрович Новосёлов (1864 - 1938), – возникшая  в эпоху Возрождения система взглядов, возвеличившая натурального,  языческого человека, который считался добрым по своей природе искажаемый лишь неблагоприятными внешними условиями; улучшение последних, восстанавливая естественное (от автора: «преисполненное страстной похотью») состояние человечества, приведёт его, по этим воззрениям, к полному счастью, отсюда вера в бесконечный прогресс,   всемогущество   науки   и   тому   подобное.  Основным пороком гуманистического воззрения является его отрицание учения о первородном грехе, что в конечном счёте ведёт к подмене БОГОЧЕЛОВЕКА человекобогом, свободы–своеволием и так далее».


        P.S. 12 ноября 2013 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с кардиналом Анджело Сколой, архиепископом Миланским. Гостя сопровождали ординарий архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци, сотрудник Апостольской нунциатуры в Российской Федерации Джованна Паравиччини. Во встрече также участвовал заместитель председателя Отдела внешних церковных связей архимандрит Филарет (Булеков).
        В слове к кардиналу Анджело Сколе Святейший Владыка констатировал, что и Русская Православная Церковь, и Римско-Католическая Церковь обеспокоены тем, что происходит сегодня в духовной жизни Европы и других стран: «Вызывает глубокую озабоченность положение христиан в мире, и не только там, где они физически страдают, как, например, на Ближнем Востоке, в Африке, в Азии, но и там, где происходит скрытое давление на христиан под лозунгами толерантности и мультикультурализма — где изгоняются христианские символы, запрещают употреблять слово "Рождество", а людям невозможно прийти на работу с крестом на шее якобы потому, что это обижает людей неверующих и приверженцев других религий. И при этом мы видим, как люди неверующие открыто реализуют свой взгляд на мир, в том числе и заполняя практически все информационное пространство той философией жизни, которая никак не связана с верой». Как отметил Предстоятель Русской Церкви, хотя информационный поток, в котором находятся современные люди, по большей части не предлагает прямой пропаганды атеизма, однако, за редкими исключениями, несет в себе образ безбожной цивилизации.
      «Сегодня вопрос о сохранении христианской Европы, сохранении источников христианской цивилизации является нашей общей задачей, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. — Думаю, никогда у двух наших Церквей не было столько важных причин к тому, чтобы работать вместе, как сегодня. Мы приветствуем позицию Его Святейшества Папы Франциска по многим из этих вопросов».
      Предстоятель Русской Православной Церкви также упомянул о совпадении позиций по вопросу о положении христиан на Ближнем Востоке, и, в частности, по сирийскому кризису. «Вы знаете, что я ездил в Сирию в самом начале войны и имел возможность увидеть жизнь людей. Уже тогда я слышал заявления, что гражданский конфликт в стране, который грозил перерасти во что-то совсем другое, обернется разрушением межрелигиозных балансов, созданных в этой стране. И это, действительно, имеет место сегодня», — продолжил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он напомнил о судьбе двух христианских иерархов, похищенных в Сирии в апреле. Несмотря на предпринятые усилия, в том числе обращения к руководителям ряда стран, до настоящего времени не удалось добиться их освобождения.
      Святейший Владыка положительно оценил позицию позиция Папы Франциска по сирийской проблеме. «Надеемся, что и дальше мы будем работать вместе для того, чтобы на Ближнем Востоке и в Сирии водворился мир и были обеспечены религиозные права меньшинств», — сказал Предстоятель Русской Церкви.
      Его Святейшество напомнил об общих вызовах, которые стоят ныне перед христианами, отметив также усилия Католической Церкви про ведению пастырской работы в Европе, несмотря на новые трудности, которые сопровождают ее служение. «Мы хорошо все это понимаем, — подчеркнул Патриарх Кирилл, — потому что сами пережили трудные годы в нашей церковной жизни в XX веке».
      Со своей стороны кардинал Анджело Скола отметил глубокое понимание Святейшим Патриархом Кириллом ситуации, в которой ведется сегодня христианская проповедь в Западной Европе. «Ваше Святейшество, Вы очень точно указали основные точки развития конфликта, который переживает сегодня общество в Европе и не только», — сказал он, упомянув, что ныне многие не понимают значения религиозной свободы. В связи с этим он вспомнил об отмечающемся в нынешнем году 1700-летии Миланского эдикта, провозгласившего веротерпимость в Римской империи.
      «Мы знаем, что мы сегодня живем в обществе различий, — продолжил кардинал А. Скола. — Мы, разумеется, не хотим никого заставлять, но, с другой стороны, хотим свободу для нас и для всех, свободу возможности проповедовать, благовествовать о христианстве в его совокупности и в его конкретности, потому что Сын Божий воплотился. Наша религия — это религия Бога, Который вошел в историю, Который хочет сопровождать людей в их конкретной жизни. Поэтому мы считаем, что важны венчание, семья. Поэтому мы хотим признавать зло и грех, называя их по имени. Поэтому по мере возможности хотели бы быть свидетелями милосердия Божия».
      Он признался, что сохранил в уме и сердце воспоминания о лекции Святейшего Патриарха Кирилла, которую Святейший Владыка (тогда еще митрополит) прочел в Венеции в 2007 году. Лекция была посвящена социальному учению Русской Православной Церкви. Подчеркнув общехристианское значение затронутых в лекции вопросов, он отметил: «Для нас религиозная свобода является вершиной свободы совести. Запрет на публичное выражение веры недопустим. Наоборот, надо способствовать таким выражениям, чтобы были свободный диалог, встреча».
      Кардинал Анджело Скола подчеркнул значение усилий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска по умиротворению ситуации в Сирии и поддержке христиан, живущих в ближневосточном регионе. Католический иерарх также выразил глубокое сожаление в связи с тем, что до сих пор ничего не известно о судьбе похищенных в Сирии митрополитов. «Очень многие христиане в этом регионе претерпевают мученичество: их изгоняют из домов, их храмы разрушают. По-моему, мы на Западе слишком мало говорим обо всем этом», — продолжил гость.
      В ходе беседы архиепископ Миланский кардинал Анджело Скола отметил как позитивный факт деятельность общин Московского Патриархата на территории его епархии и выразил готовность оказывать содействие в решении различных вопросов устроения их приходской жизни.
 

      Коммюнике конференции «Православные и католики вместе в защиту семьи» (Ватикан, 13 ноября 2013 г.)
 
      Папский совет по делам семьи и Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата провели в Риме 13 ноября 2013 г. конференцию на тему «Православные и католики вместе в защиту семьи». Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и председатель Папского совета по делам семьи архиепископ Винченцо Палья своими докладами открыли конференцию.
      Выступления докладчиков показали совпадение позиций в главных вопросах, относящихся к теме семьи. Общим является беспокойство о состоянии семьи в глобализированном мире, которое выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с архиепископом В. Пальей в Москве 7 декабря 2012 г., подчеркнув, что и православные, и католики в настоящее время сталкиваются с тревожными тенденциями разрушения института семьи в современном обществе, которые многими оцениваются как неконструктивные и опасные.
      Участники считают, что конференция ознаменовала важный этап в совместном стремлении обеих Церквей защищать и укреплять семью, которая, по выражению Папы Франциска, является «двигателем мира и истории».
      С обеих сторон был проанализирован глубокий кризис, который ныне переживает семья. Гегемония индивидуалистической и потребительской культуры, идущая в ногу с глобализацией рынка, имеет последствием сначала ослабление, а затем уничтожение семьи и, вместе с ней, любой прочной формы общественной жизни. Сегодня множатся так называемые альтернативные формы «семейной жизни». Все более общепринятым становится убеждение, что индивидуумы могут «образовывать семью» самими различными способами, важна мол «только любовь». Семья не отрицается, а ставится в ряд с другими формами совместной жизни, которые представляются совместимыми с ней, а на деле лишают ее смысла.
      Сегодня особенно необходимо, чтобы христианское наследие влияло на современную культуру. Уничтожение понятия о сексуальной принадлежности, на которое нацелена новая, гендерная культура, ждет от нас однозначных и четких ответов. Брак, являющийся союзом мужчины и женщины, реализует дифференцированную культуру без унификации того, что различно. Брак соответствует требованиям человеческого бытия и является Благой вестью для сегодняшнего мира, в частности для дехристианизированного общества.
      Тема взаимоотношений между поколениями приобретает особую важность в обществе, в котором стремительно растет количество пожилых людей. Она затрагивает обширную сферу прав семьи, куда входят права детей, пожилых людей, больных, право на труд, отдых, и т.д.
      Конференция укрепила наше убеждение в общей ответственности за то, чтобы брак и семейная жизнь были путем к святости для христианских семьей. Обращаясь к сокровищнице богословского, духовного и культурного наследия наших Церквей, мы делаем наше христианское свидетельство о ценности брака и семьи еще более действенным и актуальным.