Возраст бесконечности

Елена Анелень
    Сегодня я ей сказала, что она достигла возраста абсолютной бесконечности. 88. Пришлось объяснить, что в математике есть такой значок - "лежачая" восьмёрка. "А у тебя их две!"
    Как же мне дорог этот человек! Самая лучшая на свете бабушка! Добрая и воспитанная. В ней есть какая-то тёплая скромность, даже когда она от души смеётся. Не знаю, может я и была любимой внучкой, но мне кажется, она любит нас всех. Просто, может, гостила я всегда недолго, и мы не успевали друг от друга устать.
    Она так всегда радуется нашему приезду. Мы крепко обнимаем друг друга и наши глаза искренне светятся от понимания, что рядом по-настоящему родной, близкий и любящий тебя человек. Непременно, из кухни уже пахнет пирогами с капустой и яблоками. Или нос пощипывает от чесночного аромата запекающейся в духовке курицы.
    Кажется, эти руки могут всё. Аппетитно нажарить картошку с луком и теми несколькими грибами, которые мы с сестрой принесли из ближайшего лесочка. Или испечь пышную сметанную коврижку, которую так вкусно запивать смородиново-малиновым компотом! Вырастить нашим дождливым летом сладкую клубнику, вкусную(не то, что в магазинах) морковочку и пупырчатые хрустящие огурчики, которые так здорово съесть сразу на грядке, найдя их, как сюрприз, где-то в парнике в зарослях колючих листьев.
    В её доме всегда чисто и опрятно. Отсутствие ванн,горячей воды и стиральных машин никогда не пугало это поколение людей, переживших войну. Бельё полоскали на речках, прудах, занимая очередь на скользких мостиках. И оно не пахло хлоркой... Крашеные деревянные полы каждый день подметаются влажным веником, с надетым на него куском капроновых колготок, чтобы прутики не рассыпались. Пышно взбитые подушки, как пирамиды построены на кровати, красиво спрятанные под кружевными накидками.
   Она немного ворчит, когда я сплю почти до обеда, нагулявшись накануне под пение соловьёв до поздней ночи ( или скорее уже раннего утра). Но разве можно расстаться  с такой уютной периной, так пушисто взбитой её уверенными и заботливыми руками. И какой-то воистину огромной и очень сонной подушкой, пропитанной моими волшебными снами.
   Для нас, "современных" девчонок, иногда весело и забавно звучит её воронежский выговор некоторых слов. И мы с младшей сестрой, подкалывая  и повторяя их по-своему, до слёз хохочем. Она не обижается. Спрашивает, посмеиваясь, а как же правильно, но всё равно каждый раз говорит их, как привыкла.
   Забавно вспоминать, как мы ходили на коровник за навозом. Почему-то тогда это было не очень стыдно. Все ходили. Надо же чем-то было в посёлке удобрять огороды! Бывало, нагрузит под мои иронические комментарии тележку сухими лепёшками, а я помогаю это безобразие везти. Такая вонючая нужность.)) Зато огородные растения потом пропитываются правильным энтузиазмом развития!
   Каждый вечер перед сном она читает молитву, обратясь к иконе. Распустив длинную косу, заколотую днём простыми железными шпильками и заколками, тихонько произносит странные для меня тогда слова. На Пасху приносит из церкви невкусные просвирки, которые обязательно надо съесть сразу после сна. А уж потом, собравшись все за большим столом, мы разговляемся пахнущими изюмом и ванилью куличами, и стучимся попками крашеных в луковой шелухе и натёртых подсолнечным маслом куриных яйц. Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
   Почему я это вспомнила сейчас? Просто так давно её не видела, а сегодня, приехав со своими дочками, как всегда в конце сентября, к ней на день рождения, увидела, что эта сильная и добрая женщина стала такой невесомой... Почти прозрачная кожа. Руки, как пушинки, ноги плохо ходят, и одна палочка уже не спасает - приходится держаться за любую другую опору. "Бабушка, тебя можно носить на руках!"- стараясь её развеселить, звонко говорю я. И она улыбается, поддерживая моё настроение. И усталость и затаенная грусть в глазах сменяются искорками радости. Нет, она не живёт одна. Две её дочери помогают справляться с домашней работой и заботятся о матери. Но уже так давно она потеряла мужа... потом сына... Всё же трудно нам, женщинам, без мужской поддержки и тепла, и иногда так трудно справляться с отчаяньем...
   Она спокойно говорит о смерти. С детсва слышу "вот помру...". И про себя, каждый раз, думаю - "Нет, ЖИВИ! Ты нам очень нужна!" И хоть может она и верит, что Там она встретится со своими любимыми мужчинами, но старается держаться. И только в молитве всё чаще позволяет себе слёзы...
   Не знаю, что она теперь чувствует и о чём думает. Память уже не держится за бегущие дни и события. Она живет мыслями о прошлом, узнавая нас, когда мы рядом, и забывая и места и людей где-то в лабиринтах своей старческой памяти. Радует, что тем не менее, она остаётся весёлой и "не заморачивается", если можно так сказать, на ежедневных проблемах.
   Периодически ругаю себя за то, что редко звоню, что не приезжаю почаще в гости. Так много этот человек подарил мне душевного тепла, любви и заботы... Я могу лишь всей душой бесконечно её любить. Мою такую маленькую теперь бабулечку... Достигшую возраста бесконечности...
Р.S А сегодня она ушла в бесконечность... 18.10.09... Реву, но знаю, что она наконец их встретит...