Путь шамана или городской шаманизм

Будда Ларин
Содержание:


1. Введение
2. Глава 1: знакомство с шаманом
3. Глава 2: общение с шаманами, шаманские ряды
4. Глава 3: Шаман-рок
5. Глава 4: шаманы в горах и городской шаманизм
6. Глава 5: в обществе шаманов
7. Глава 6: как выглядят шаманы?
8. Глава 7: становление шаманом
9. Глава 8: взгляды шаманов
10. Заключение


 
Введение


Всем Доброго времени суток, уважаемые. Если к Вам в руки попал экземпляр этой работы, значит, мы с вами, тем или иным образом знакомы или, хотя бы, просто пересекались по жизни. Я, вкратце опишу суть этой работы, дабы все было сразу понятно.
Ну, начну я с того, что представлюсь. В музыкальной сфере, да и друзья тоже, уже привыкли называть меня Будда, поэтому, я решил, что и в этой работе, не буду отходить от этого псевдонима.
Я хотел сказать, что написано великое множество статей и книг по различным молодежным субкультурам. Я перечитал неисчислимое количество материала по этой теме. Но, есть такая субкультура, как шаманы. Это крайне интересная ячейка общества, о которой бОльшая часть общества даже не подозревает. К сожалению или счастью, это немногочисленное объединение (пока что) и все, что происходит в обществе шаманов, хорошо известно всем людям, причастным в той или иной степени к ним, но, у людей не посвященных, слово шаман и шаманизм в Питере вызывает недоумевание.
Я бы хотел поговорить и о тех шаманах, которые обитают в Сибири, на Алтае, на Байкале и т.д. Но, не менее важна для меня тема «городского шаманизма». Впрочем, именно ему, я и хотел бы посвятить эту небольшую работу. Я попал в это общество и плотно завяз в нем, поэтому, я хотел бы, чтобы, как можно бОльшая часть людей была посвящена в дела шаманов и, быть может, кого-то это заинтересует.
Наверное, такой работой должен заниматься какой-нибудь антрополог, культуролог или, хотя бы, философ. К сожалению, себя я не могу причислить ни к тем, ни к другим, ни к третьим. Ну, разве что, меня можно назвать недоделанным городским уличным философом, который ведет свою философию жизни. А вообще, эта работа обычного петербургского студента. Надеюсь, Вам будет интересно почитать и приблизиться к новой субкультуре.
Я искренне надеюсь, что Вы не пожалеете 40 минут своего драгоценного времени из жизни и прочитаете эту небольшую работу. Надо сказать, что эта работа носит сугубо информативный характер и предназначена для ознакомления и размышления. Вопрос критики я здесь даже не ставлю, ибо хочу просто поделиться с Вами голыми фактами, как они есть. Все, что Вы прочитаете ниже, является лишь сугубо личным опытом, как говорится «без цензуры и монтажа». Я думаю, что далеко не все знают о таких людях, как городские шаманы. Возможно для кого-то эта работа будет открытием и они не знали, что рядом с ними живут такие люди, возможно, для кого-то здесь написан полный бред, а для кого-то, уже давным-давно известные факты. В любом  случае, - настоятельно рекомендую просто ознакомиться. Приятного прочтения и ознакомления.


Глава 1: знакомство с шаманом


Начать свое повествование хотелось бы с такого момента: будучи музыкантом, меня пригласили выступить на одном квартирнике. Там проходили акустические бои музыкантов. Для меня был интересен сам опыт и я согласился. Так получилось, что меня столкнули лицом к лицу с очень интересным и неординарным молодым человеком, - Виктором (впоследствии, мы стали очень хорошими друзьями, но, об этом чуть позже).
Так вот, перед выступлением, мы впервые встретились и за сигаретой, обсудили все, что только было возможно обсудить. Наши энергетические поля, заряженные любовью и добром, взяли верх и мы нашли родственные души друг в друге. Придя на выступление, мы очень расстроили организаторов и сказали, что сегодня не будет боев, а будет искренность и радость в музыке, ничего кроме этого. Люди были озадачены, но мы наполнили эту квартиру искренностью и любовью в тот вечер. Творчество взяло верх над коммерцией.
Надо сказать, что я сильно увлекаюсь буддизмом и мой внешний вид, скажем так, не совсем ординарный. Я всегда любил носить короткие волосы и косичку сзади. Какого было мое удивление, когда у Вити, я увидел похожую прическу – он был полностью лысый,  а сзади красовалась длинная, худенькая косичка.
Витя, в тот вечер, сделал очень красивый и человеческий поступок и я был просо поражен его искренностью. В тот вечер я не понимал, кого я встретил. Для меня он был коллегой и крайне интересным музыкантом. Мне безумно понравилась его музыка и я решил отыскать его и его музыкальные записи.
С развитием современных технологий, это не оставило никого труда. Я нашел его на одном сайте и мы стали с ним переписываться, встречаться и общаться. Я стал посещать все его концерты, я познакомился с великим множеством людей, которые окружали Витю и его группу – «Катахреза». Со временем я стал понимать, что все эти люди, слушатели и музыканты, что все они, не просто люди, а что-то большее. Я начал плотно общаться по этой теме с Витей, со слушателями и людьми, которые посещают их концерты. Я наблюдал из раза в раз, на концертах, как музыка «Катахрезы» вгоняет в неимоверный экстаз их покорных слушателей. Со временем, я стал сам таким же. Я просто медитировал, под их музыку, а потом я, так же, стал ловить сумасшедший экстаз, который ни с чем не сравним и ни на что не похож. Их музыка творила неимоверные и очень странные вещи с сознанием людей. Я нашел определенную информацию в интернете и понял, что эти люди называют себя шаманами, а музыку свою – Шаман-рок.  Это было очень интересно для меня и эта тема меня крайне увлекла, я захотел быть в этом обществе, куда, благополучно попал и был принят с распростертыми объятьями. Надо сказать, что, когда не знаком с этими людьми, они кажутся очень странными и, немного угрюмыми, кажется, что они ни коим образом не идут на контакт. Но, после знакомства и общения с ними, мнение меняется абсолютно в противоположную сторону.


Глава 2: общение с шаманами, шаманские ряды


Витя открыл для меня необъятные просторы шаманизма и пригласил в этот непознанный, пока что, для меня мир, в котором я почувствовал себя, как рыба в  воде.
Надо сказать, что для меня вообще всегда был диллемой, вопрос моей социальной принадлежности. Ни одно общество, ни одна субкультура, полноценно не могла удовлетворить мои взгляды и позиции, я везде находил что-то свое, но, полноценно, нигде не было отдушины. И вот, в один прекрасный день, Витя открывает для меня таинственный мир Шаман-рока. Я приближаюсь к их культуре и понимаю, что вот он рай для меня, меня здесь устраивает, ровным счетом, все! я чувствую, что комфортнее общества и места, для себя, я не смогу найти и полностью, окунаюсь с головой в Шаман-рок. Я отбрасываю то творчество, которым я занимался до этого 4 года, бросаю все, до последней нотки и начинаю все с чистого листа, я начинаю писать более осознанные тексты и интересную музыку, на которую меня вдохновляют шаманы. И, надо сказать, что каждая песня, написанная под влиянием шаманов и шаманизма, на мой взгляд, выглядит более достойно, чем все то, что я делал до шаманизма, все, вместе взятое. Это меня крайне порадовало и дало новые силы и новое направление, в котором мне доставляет удовольствие двигаться.
Надо сказать, что Виктор мне очень сильно, как никто помог в плане творчества. Когда я отрешился от всего ого, что было до этого и встал на новый путь, я спросил и Вити, - «Витя, а ты не будешь против, если теперь, я буду называть свое музыкальное направление «Шаман-рок»?». На что он улыбнулся и сказал, - «Конечно же не буду. Мне будет только приятно!» Но, все оказалось не так просто… (об этом чуть позже).
Мы очень часто встречались с Витей и беседовали, ездили по городу, я приезжал к нему в магазин и мы проводили часы за беседами и игрой. Для меня он был и до сих пор остается крайне интересным человеком и личностью, которым я очень заинтересован и я безгранично рад, что он ко мне очень тепло относится. Он дал мне новый толчок в музыке и помог с приобретением прекрасного инструмента, который он, после приобретения одобрил своей шаманской энергетикой и подписал ее. Вообще, он очень много сделал для меня, а сейчас, как-то загадочно пропал. Он дал мне то, что должен был дать, я верю, что так и должно было быть. Теперь у меня есть все, чтобы самостоятельно двигаться дальше, не смотря ни на кого, что я с удовольствием и делаю. Я встал крепко на ноги и двигаюсь сам, невзирая ни на что и ни на кого.
Из самых сильных городских шаманов я могу выделить для себя – Виктора Катахрезу и Веронику ВВС.
Вообще, вот небольшой список, людей и групп, причастных к этой субкультуре:
группа «Катахреза»,
группа «КонсилиумЪ»,
группа «ДенегНет»,
группа «Ейла»,
группа «Kakaokamkami»,
Юля "Крыса" Котельникова,
Ништяк,
Виктор aka Катахреза,
Илья aka Бог,
Сергей Родионов,
Вероника «ВВС»,
Будда Ларин,
Группа «Задвиги Поплавского»,
Группа «Полынь»,
Михейка Рубацкий.

Верховным шаманом, общепринятым и бесспорным является Виктор Бурнашев.
Для меня, из шаманов, был знаком только Витя. И, надо же, было так подфартить, что он и оказался самым важным и главным из петербургских шаманов. Постепенно, я вливался в общество городских шаманов и знакомился со всеми, причастными к этому действу, людьми. Сейчас, я знаком с каждым из них, что меня неимоверно радует. Все они, каждый из них – наиприятнейший человек, с которым можно очень тепло и душевно пообщаться. Я благодарен Вите и всем, окружающим его людям за ту доброту и тепло, которые они дарят мне и всем, окружающим их, людям.
Однажды, когда мы катались с Витей по городу, я помогал ему с продвижением Катахрезы, мы ехали в метро и я достал из сумки книгу «Шаманы: кому служат духи» и протянул ее Вите. Он посмотрел ее внимательно и сказал: «Интересно…но ты лучше почитай Кастанеду! Вот там самый настоящий шаманизм, просто с ума сойдешь!»
Меня это крайне заинтересовало. И я не мог не воспользоваться советом Вити…



Глава 3: шаман-рок


Я скажу буквально два слова по поводу Шаман-рока. Упомяну только, что это течение было образовано, примерно в 2000м году в славном городе Санкт-Петербург. Единственными и бесспорными отцами-основателями его, является группа «Катахреза», во главе с ее бессменным лидером – Виктором Бурнашевым. А, чтобы мне не соврать и более точно описать, что это такое, я обращусь к, часто цитируемой мной фразе о Шаман-роке, которая принадлежит тому самому Виктору:

«Новый культурный проект, объединяющий людей, занимающихся творчеством ради творчества, или искусством ради искусства. Не преследует собой никаких коммерческих целей. Не занимается классовой, политической и прочей борьбой, ибо направлен на «любовь к любви». Люди, принимающие в нем участие, вступившие в это сообщество, очень разные и не соединены одним стилем жизни, воспроизведения своих душевных нитей, подачи себя публике. Их объединяет следование чувствам, молодость тонкой материи, неиспорченность форматами, умение и желание «жить» и творить, как дышать.

Шаман-рок – это первый проект, в котором нет смысла. В названии проекта заложена его суть. Не более того. В России, как известно, проживает великое множество умных и талантливых деятелей искусства, как признанных в обществе, так и признанных только самим собой. Люди вступают в данное культурное сообщество ни зачем. Они вступают в него просто так, ибо считают, что творят искусство ради искусства. Им надоел формат, им надоело то, чем их кормят с экранов телевизоров и динамиков радиоприемников. Они не против этого. Они просто хотят вступить в данное культурное сообщество. Ни зачем.

Шаман-рок хотел бы быть сборищем шаманов. Объяснения считаю лишними и не нужными – шаманизм у каждого свой. И в этом его сила и неподдельность.

Шаман-рок – это шаман-рок. И в нем нет ровно никакого смысла. Это просто вселенная, населенная шаманами и колдунами чувственных переживаний любых видов искусства. Я не знаю, и никогда не буду и не захочу знать, зачем он существует. Но он есть. И это абсолютное и достаточное условие для того, чтобы считать его живым и растущим.
Шаман-рок предполагает просто вступление в ряды Шаман-рока и больше ничего. Рядов Шаман-рока не существует. Есть только мысли и чувства. Ещё идеи. Как, например, фестивали и культурные вечера. Или пьянки. Или посиделки на крыше. Или нахождение в квартире в полном почти медитативном похмельном одиночестве. Это тоже Шаман-рок.
Виктор aka Катахреза.
Пишите, и вы будете Шаман-рок.

Основатели движения ШАМАН-Рок - группа «КАТАХРЕЗА»»

Надо сказать, что вступить в ряды Шаман-рока не представляет, ровным счетом, никакой сложности, но вот, добиться признания шаманов, это стоит дорогого. Могу сказать на собственном примере, что я уже относительно давно приписывал себя к Шаман-року, с устного соглашения и одобрения Вити. Но, он никогда не называл меня шаманом. Однако, несколько месяцев назад, Витя изъявил желание послушать меня и предложил мне отыграть с ним совместный концерт. После этого концерта, он назвал меня «брат-шаман». Вот, ради этих слов, стоило заниматься упорно музыкой и работать над собой. Я очень долго к этому шел и всего два слова были самой ценной наградой для меня. Я добился чего хотел, теперь, я полноправный участник городского петербургского шаманизма.
Вообще, любой музыкант, который решается взять на себя музыкальную направленность «Шаман-рок», должен подумать как следует и решиться на этот, по-настоящему, большой шаг. Быть Шаман-роком, значит нести большую ответственность перед собой и перед слушателями, это подобно тому, как нести крест. Человек всегда дожжен оставаться верен себе, он дожжен излучать добро и любовь, он всегда, каждую секунду, должен быть искренним и открытым, но, в то же время и загадочным для публики. Человек должен забыть про всяческого рода коммерцию и делать музыку ради музыки, творчество ради творчества и искусство ради искусства. Человек должен делать это для души и эмоций, настоящих, неподдельных человеческих эмоций, чтобы люди, слушая, чувствовали всем телом, каждым сантиметром тела, всей душой то, что автор хочет донести до них, чтобы людей брала дрожь, слезы или улыбка, когда они слушают. Эта музыка должна быть живая, самая живая и живее всех живых. Шаман-рок это крайне не простая вещь, но с другой стороны, - придумать что-то проще невозможно…
Быть шаманом можно несмотря ни на что и ни на кого, как сказал Витя, - «Шаманизм у каждого свой…», но, вот получить одобрение, помощь, поддержку и напутствие других шаманов, которые здесь уже давно, не так то и просто. Так же, не очень просто добиться уважения шаманов, чтобы они приняли тебя в свой круг. Хотя, для этого нужно лишь быть всегда искренним и честным, не важно что и как ты делаешь, главное – искренность. Но, к сожалению, это не всем под силу…
 

Глава 4: шаманы в горах и городской шаманизм


Услышав впервые слова «шаман», «шаманизм» и «Шаман-рок», невольно, я начал проводить параллели с теми шаманам, которые живут в горах и не нашел ничего общего, после прочтения и осознания, на первых парах. Городской шаманизм, конечно же, отличается от того, что происходит у шаманов-эвенков или сибиряков, но, общие моменты и аспекты, все же есть.
Надо упомянуть, что, как только я попал в эту среду, я посетил сотни сайтов в интернете, на которых искал любую информацию, которая может меня заинтересовать, по этой тематике, я прочитал определенное количество литературы и многое для себя уяснил и вынес.
Во многом, в изучении мировоззрения шаманов, мне помог замечательный человек – Карлос Кастанеда. После прочтения его  интервью, надо признаться, я и решил написать эту работу. Вообще, все, что прочитал в его интервью, это было самым настоящим сумасшествием, прочтя которое, люди, наверняка, сказали бы, что это бред и даже не стоит этим голову забивать. Однако, для меня, он представил неимоверный интерес и я плотно увлекся этими воззрениями.
У шаманских племен, плотно присутствовала практика психоделических и психотропных растений и грибов, которые помогали формировать им сознание и определенное видение всего происходящего, под психотропами. Шаманы практиковали это тысячелетиями и научились извлекать из психоделиков полезные свойства. К сожалению, городские шаманы этому не научились, но, практикуют таким же образом легкие наркотические средства, хотя и не все. В этом шаманы очень похожи. В принципе, оно и ясно, потому что, шаманизм, сам по себе, подразумевает под собой измененное состояние психики, организма, да и человека, в целом. На мой взгляд, применение наркотиков, это небольшая слабость для людей, тем более, для шаманов, хотя, они значительно ускоряют и упрощают процесс для камлания. В общем, этот вопрос очень спорный, тут скорее, все зависит от самого шамана и от его силы.
Неотъемлемой практикой шаманов в горах, было общение с духами и путешествия в их миры, так называемые – камлания. Это все было интересно читать на уровне алтайских шаманов, шаманов-эвенков, но, для городских шаманов, я считал это неприемлемым, абсурдным, абсолютно глупым и, не более, чем выдумкой. Прошло некоторое количество времени и я твердо понимаю, что происходит своеобразное общение с духами. Какая-то сила дается свыше и помогает. Иногда, по мелочам, а иногда и серьезно. Вообще, духи это очень странная субстанция и меня всегда предупреждали, что с ними нужно быть максимально аккуратным. Но, я, искренне верю, что духи знают каков человек изнутри и знают, как себя нужно вести с тем ли иным шаманом, кому помогать, а кого губить, кого делать сильным шаманом, а кого слабым, кого белым, а кого черным. На мой взгляд, если быть чистым, открытым и с самыми светлыми намерениями перед духами, уважать их, они ответят взаимностью и будут помогать на пути шамана всем, чем смогут. Практика общения с духами, так же присутствует, в гораздо меньшей степени, нежели у алтайцев, но, все же присутствует.
Поведение. У шаманов, обитающих в горах, при, так называемых камланиях, отмечается крайне странное и неадекватное поведение, - в том числе выкрики, судорожные припадки, непонятные языки, непонятные слова, представление себя какими-либо животными, танцы, закрытые глаза, неровное дыхание, изнеможение после камлания. Все это, ну, во всяком случае, большая часть, присуще и тем людям, которые называют себя Шаман-рок. Пожалуй, поведение, это наибольший аспект, который объединяет всех шаманов. Наиболее яркий и схожий признак. Экстаз. Экстаз в полном объеме присутствует у всех шаманов, будь то музыкальное исполнение или камлание, не важно.
Так же, неотъемлемой атрибутикой шаманов и самой важной их частью, является бубен. В Шаман-роке, так же практикуется бубен. Конечно, бубен достать в городе не так тои просто, а ,если и можно, то за него придется выложить кругленькую сумму, но, все же, он практикуется, редко, но практикуется. Чаще, используется замена бубна – тамбурин (вещь, конечно гораздо проще бубна и с совсем другим звуком, но тоже весьма интересна, с интересным звучанием).
Варган – самый что ни наесть шаманский музыкальный инструмент. Он издревле присутствовал у различных народов, делался из абсолютно различных материалов, приобретал различное звучание, но, главная суть оставалась неизменной. Придумали его тоже шаманы. Вполне естественно, что городские шаманы взяли в обиход этот маленький, но очень значимый инструмент.
Горловое пение – эта вещь, которая подвластна далеко не многим людям, хотя, сейчас даже проводятся семинары по горловому пению, но это очень сложное искусство. Шаманы так же являются его прародителями и активно используют его в своей деятельности. Далеко не многие люди могут похвастаться горловым пением, а для шаманов, это вполне себе нормальное явление. В Питере, к сожалению, таких людей еще меньше, но, радует тенденция роста приобретения этого навыка. Все больше и больше людей учатся красиво исполнять  горловое пение. Надеюсь, что вскоре, для городских шаманов это станет такой же вполне себе естественной вещью, как и для шаманов с гор.
Как видно, из вышеуказанного, шаманы, какими привыкли видеть их люди и городские шаманы, достаточно разные люди по воззрения и образу жизни, но есть великое множество аспектов, которые объединяют их.



Глава 5: в обществе шаманов


Ну что ж, как я уже говорил, - попасть в сообщество шаманов, с одной стороны очень просто, с другой – проблематично. Чтобы попасть в общество городских шаманов, не нужно, ровным счетом ничего, кроме заинтересованности. Проблема, для людей со стороны, состоит в том, чтобы вообще узнать о городских шаманах, ибо практически никакой информации нигде найти невозможно. Если ты познакомился с шаманом (случайно или специально, не имеет значения), то, для тебя, в тот же момент, открываются огромные просторы, огромный мир Шаман-рока.
Добиться уважения и понимая у городских шаманов, так же не является проблемой, т.к. это очень интересные и открытые люди. Немногим сложнее добиться уважения в музыкальном плане. Должен пройти определенный период, определенная работа, чтобы шаманы признали тебя одним из них. На самом деле, чтобы ты не делал, как бы ты не играл и не пел (хорошо или плохо, профессионально или любительски), если в тебе есть настоящие эмоции и чувства, которые ты показываешь на выступлении, пускай, даже не попадая в ноты, пускай, ужасно фальшивя и, порой, не попадая по струнам, если в тебе есть подлинные эмоции, которыми ты, не стесняясь делишься со слушателями, закрепиться в рядах Шаман-рока, не представит никакой сложности.

Лично для меня, всегда являлось проблемой новое общество. Мне было крайне сложно, т.к. я попал в сферу, интересующую меня, даже, я бы сказал, - сполна интересующую и удовлетворяющую меня, НО, в этом обществе я знал ровно одного человека и то, относительно недавно. Можно сказать, что я пришел в мир шаманизма абсолютно один, так сказать, - голый, без всего. Очень сложно было попасть в абсолютно новое для меня общество и задержаться там. И не просто задержаться, а добиться уважения и приятного приема в ряды Шаман-рока. Действительно, надо сказать огромное спасибо Вите и всем шаманам, которые нас окружают. Они очень приятные люди и очень мне помогли во всем и я смог самостоятельно встать на ноги и начать представлять из себя что-то свое.
Надо упомянуть, что ряды Шаман-рока, не так многочисленны. Все знакомы друг с другом, и слушатели и музыканты. Я на самом деле горжусь, что смог познакомиться практически со всем питерским окружением Шаман-рока, в считанные месяцы. С некоторыми музыкантами уже очень плотно общаемся и, даже, иногда, пересекаемся на сцене во время выступлений. Я был горячо и тепло принят в ряды Шаман-рока и теперь, могу смело сказать, что они моя некая семья, а, на концерты, я прихожу, как к себе домой, - там всегда царит крайне приятная и уютная атмосфера.
По поводу уважения, хочется привести две цитаты, которые были адресованы мне, двумя моими самыми уважаемыми и любимыми мною шаманами, после совсем не долгого общения и совместной музыкальной практики:

«Ты очень светлый Шаман, рядом с тобой Светло! (с) ВВС

столько сердца.. кстати, у тебя его очень много, и мне это очень нравится)))
Всё НАСТОЯЩЕЕ у тебя - это самое главное, брат-шаман)) (с) Витя Бурнашев»


Практиковал я общение и с настоящими шаманами из Сибири, - группой «Буготак». Очень интересные люди, очень интересная музыка, абсолютно другая культура абсолютно другое видение мира. Все по-другому, но, почему-то, я не нашел в них той жизни, которую хотел увидеть. Все в них отлично, но, что-то не так. Наверное, все-таки, наши культуры и воззрения сильно отличаются, но сам опыт был крайне интересен. К тому же, они привезли мне настоящий мастеровитый шаманский варган из Сибири.
Несмотря на свою схожесть, все-таки, городской шаманизм и шаманизм «с гор», очень отличаются, как показала практика.

Вообще, общение с шаманами и прослушивание шаманских песнопений, дарит море эмоций и чувств, которые просто не поддаются описанию. Обывателю, они покажутся простыми нормальными людьми на первый взгляд, но, шаманы это не просто люди, это необъяснимое явление, шаманы это больше, чем люди. Я не хочу их возвышать и возводить их в ранг святых, но, просто, человек, который берет на себя ярлык «шаман» или стиль «Шаман-рок», автоматически, под многим подписывается, многое осознает и четко понимает. И, в каждом из этих людей есть что-то странное, интересное, загадочное, волшебное, привлекающее, сводящее с ума, эзотерическое, в конце концов, – ШАМАНСКОЕ, что-то, что не доступно каждому, но, что лежит на поверхности.

 
Глава 6: как выглядят шаманы?


А вот это, как ни странно, пожалуй, будет самый сложный, по описанию, для меня вопрос.
Дело в том, что, у шаманов, в общепринятом их понимании, присутствует четкий образ и внешний вид. Например, нет шамана без бубна и костюма! Если у шамана нет того или другого, он не может быть шаманом, ибо в них заключается вся его сила и в них же хранятся и обитают его духи-помощники. Причем существуют строгие методики изготовления бубна и костюма. И методики их получения, это огромная и кропотливая работа. Например, костюм шамана должен был быть сшит, исключительно вручную из шкур животных, обитающих в этих краях, исключительно девушкой-девственницей из этого племени. Если не соблюдался хотя бы один аспект. Костюм считался неправильным и мог не нести в себе никакой силы.
У городских шаманов, я, даже не могу выделить определенного пристрастия к одежде, не говоря уже про костюмы. Пожалуй, они любят носить футболки или майки, плотно облегающие тело (хотя, не обязательно), на футболках, обычно, красуется какой-либо абстрактный рисунок или надпись на английском языке. Цвета чаще всего – яркие, хотя, часто встречаются и темные. Я могу сказать только то, что шаманы любят качественную, дорогую и хорошо смотрящуюся одежду. Я не видел ни одного шамана, который одевался бы в дешевые вещи с рынка. Вся их одежда имеет опрятный и качественный вид, но, определенности нет никакой. Они носят то, что им нравится, что удобно сидит и приятно, опрятно смотрится. Других рамок и ограничений нет. На самом деле, на городских шаманов всегда приятно посмотреть. Другой вопрос в том, что, по внешнему виду их не так то и просто опознать в толпе.
Хотя…пожалуй, я могу выделить одну тенденцию, - у бОльшей части моих знакомых шаманов присутствует неимоверная тяга к милитари одежде.
Но, вот, пожалуй вещь, которая отличает шаманов, хотя, отличает тоже, достаточно условно, - прическа. Практически у всех шаманов, странные или неординарные прически. Они не любят стричься как все, они могут подстричься простенько, но это будет смотреться интересно, так сказать, «с изюминкой». В общем, прическа выдает шаманов.
А вообще, самая явная вещь, выдающая шамана – это глаза. Глядя в глаза шамана, ты, словно проваливаешься в них. Они большие, глубокие, я бы даже сказал, - бездонные, они блестят и глядя в них, ты понимаешь, что за ними скрывается необъятный и непознанный мир, который этот человек несет в себе. Абсолютно у каждого шамана, сумасшедшие и великолепные глаза, которые всегда внимательно смотрят на тебя, глаза, которые наполнены любовью, которая распространяется на всех. Я не видел ни от одного моего знакомого шамана, злого взгляда, несущего агрессию, они несут море добра и любви. Вообще, надо сказать, что, при общении, шаманы редко смотрят в глаза, - в основном, - на нейтральную территорию, но, когда вы сталкиваетесь взглядами, то это сильно ощущается. Порой их взгляд приводит в замешательство. А еще, у шаманов, великолепная и очаровательная улыбка, когда они улыбаются, кажется, что все вокруг улыбается и хочется самому улыбнуться.
Из вышесказанного, можно понять, что по внешнему виду, очень сложно выделить шамана из толпы людей и, человек, не знакомый с ними, абсолютным образом не сможет этого сделать и пройдет мимо, не заметив. Это сильно отличает шаманские культуры в городе и на просторах. Не знаю, быть может это хорошо, быть может плохо. Не знаю, об этом судить я не возьмусь. Наверное, хорошо, что эта изюминка присуще только тем шаманам, которые живут отшельниками и практикуют шаманизм у малых народов.  А, с другой стороны, это было бы интересным внесением в городской шаманизм. Пускай, оно бы не входило в обыденность, - скажем, только сценические наряды. Но, мне кажется, что это вопрос времени и все еще у них будет, если, конечно, оно им надо. А, пока что, внешний вид не выдает шаманов, хотя, быть может оно и к лучшему…..конспирация)))



Глава 7: становление шаманом


Этот вопрос я считаю крайне сложным и интересным на самом деле. Вопрос приобретения шаманского дара и становления шаманом. Сейчас, я предлагаю обратиться к другой литературе и источникам информации и дам несколько выдержек по этому вопросу. Эти цитаты относятся к разным периодам времени и к различным народам.

«…Учеба ненецкого шамана длилась до 220 лет и молодого шамана наставлял старый, опытный шаман. Еще большее испытание ждало шамна-неофита от духов – духи разрубали испытуемого на куски, а потом он оживал в новом качестве….шаманский дар у ненцев считался не подарком судьбы, а тяжелым бременем, ко многому обязывающим…»

«…чтобы  научиться основным приемам шаманства, требовалась одна ночь; чтобы достичь мастерства, требовались многие годы…»

«В. В. Крестин видит семейный фактор в передаче шаманского дара как бы по наследству, - очевидно, он полагал, что в каждом из небольших поселений ненцев проживает одна большая семья. Заметим и на будущее: хотя многие народы полагают, что шаманские способности определяются принадлежностью к шаманской семье и передаются по наследству, все же далеко не все дети и не все потомки шамана сами становились шаманами….»

«...у юраков-самоедов будущий шаман определяется в день его рождения; фактически, дети, появляющиеся на свет «в рубашке», должны стать шаманами….
У остяков, иногда, сам отец выбирает наследника среди сыновей; в том случае принимается во внимание не старшинство, а способности кандидата…»

«…как отмечает И. А. Иванов, у манси шаманский дар наследственный, а у пимских хантов – врожденный…»

«А. А. Попов, один из самых крупнейших знатоков сибирского шаманства, писал, что у нганасан шаман избирается духами, при этом духи всячески пугают новоизбранного, водят по дорогам Верхнего и Нижнего мира. Дар шамана, по воззрениям нганасан, можно получить от хозяина воды, земли, оспы ит.п., шаманский дар могут дать человеку также духи-предки, особенно шаманы, и соседние народы…»

«У селькупов шаманский дар передавался от отца к младшему сыну, чаще – от деда к внуку. В любом случае для того, чтобы стать шаманом, надо было иметь шаманов-предков….»

«У кетов можно было стать шаманом, съев гриб, сердце кукушки, белки-летяги или пробежав бегом большое расстояние…»
 
«У саамов будущему шаману предлагается пройти испытание своих способностей. Например, от него могло потребоваться несколько часов пробыть на морозе легко одетым, без обуви или лизнуть докрасна раскаленные железные предметы…»

«У тувинцев шаманский дар появлялся в семье со стороны отца, матери или дяди по матери. Отказ от дара приносил смерть тому, кто дерзнул отвернуть избрание духами…»

«…у шорцев и телеутов шаманом делает человека Ульгень – верховное божество Верхнего мира. Ульгень у телеутов  выделял шаману и часть духов-помощников…»

«У кумандинцев шаманский дар переходил от отца к сыну и внуку. Шаманский дар мог давать также дух Курултай – сын дочери Ульгеня и шамана…»

«Якуты считали, что шаманом мог стать человек, отмеченный волей богов или духов, имеющий наследственный дар в своем роде или вступивший в контакт с умершим шаманом…
Якуты считали, что хороший настоящий шаман при посвящении подвергается рассеканию…»

«По представлениям бурят, имеющим распространение в наши дни, чтобы стать шаманом, человек прежде всего должен был обладать определенной наследственностью – ухта, то есть иметь предка-шамана, либо найти буумал – вещь, «спустившуюся с неба», знак избранничества, например толи – металлическое зеркало. Стать шаманом мог и потомок человека, пораженного молнией, то есть отмеченного избранием высших духов. Кроме того, шаманский дар мог проявиться у человека, в которого вселился дух-онгон человека, умершего насильственной смертью или обиженного судьбой…»

«У калмыков, как пишет Э. П. Бакаева, дар «знающих» проявлялся в виде болезни, а также через ясновидение или контакт с каким-либо сверхъестественным существом…»

«У эвенков люди становились шаманами по наследству или по решению стариков…»

«У нанайцев, как рассказывает А. В. Смоляк, шаманский дар передается через поколение или по боковой линии, но в его передаче были и исключения. Редко, но все же случалось, что у нанайцев становились шаманами лица «без шаманской родословной». Дух, который должен сделать человека шаманом, может вселиться в другого человека. Иногда у нанайских шаманов дар передавался и по материнской линии…»

«У эскимосов тот, кому суждено было стать шаманом, слышал голоса, видел во сне своего духа-помощника – к их числу относились волк, касатка, белый медведь, горностай, ворон, журавль…
Эскимосы говорили, что сила шамана заключена в его зубах, если шаман к старости терял зубы, то он терял и свою силу…»
 
У чукчей, вообще интересная история. Как я узнал, по некоторым данным, - у чукчей, гораздо больше шаманов нежели простых жителей. Т.е., если для нас привычно слышать, что человек работает продавцом, то, для них, точно таким же образом, привычно слышать что человек – шаман. Процентное соотношение шаманов, весомо превышает простых жителей.

Ну что ж, как видно из вышесказанного, то шаманский дар мог приобретаться абсолютно разными способами, - у каждого племени и рода по-своему. Пожалуй, этот аспект, сильно отличает городских шаманов от племенных. Ибо, чтобы стать городским шаманом, не нужно ровным счетом ничего, кроме желания, рвения, открытости и искренности. Хотя, пожалуй, одно испытание я могу выделить и то, оно весьма условно. Чтобы быть признанным Шаман-роком, нужно выступить на всеобщее обозрение и, чтобы в зале сидел старый шаман, который, после выступления вынесет тебе свой вердикт. Но, повторюсь, это является лишь большой условностью. Никаких испытаний, по сути, вообще нет. Если хочешь быть шаманом – будь им!
Обретение шаманского дара у городских шаманов заключается в осознании того, что происходит, что будет происходить, что может происходить; готовности ко всему этому и желанию участвовать в этом и делать что-то не совсем нормальное и формальное. В общем, все в руках самого человека и зависит, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, от претендента в шаманы. Готовность, желание, осознание и стремление!!!



Глава 8: взгляды шаманов


В этой части, хотелось бы коснуться вопросов, которые присуще другим субкультурам и, на которые у других общественных объединений есть свои взгляды и позиции. Начнем по порядку.
Политика. Пожалуй, один из самых обширных и свободных вопросов шаманизма, покрытый темной пеленой. Дело в том, что в городском шаманизме, полнейшая свобода политических взглядов, т.е. вступление в Шаман-рок не несет за собой, каких-либо политических обязанностей или воззрений. В Шаман-роке, предоставляется свобода выбора, но, по большей части своей шаманы придерживаются умеренных или индифферентных политических взглядов. Но это не несет за собой никаких обязательств, т.е. человек может быть и коммунистом и либералистом и монархистом, кем угодно, это его сугубо личное дело и позиции, за которые его никто не будет попрекать. Могу сказать только, что у шаманов нет никакой агрессии к политике, как, например, у панков. Вопрос политических воззрений остается очень ровным и спокойным, он, в меньшей степени интересует шаманов. Но, надо сказать, что, несмотря на то, в какой степени он их интересует, шаманы осведомленные люди в любой деятельности, в том числе и в политике.
Вера и религия. Это вопрос, который, пожалуй, вносит максимальное количество смуты. Хочется развеять этот миф и сразу же сказать, что шаманизм НЕ РЕЛИГИЯ и никогда таковой не являлся. У шаманов нет богов, которым они поклоняются. Шаманы сугубо лично общаются с духами, на благо людям, приходящим к ним за помощью. В Средние века, шаманизм был запрещен и поддавался гонениям со стороны православной церкви. Но, когда люди стали более толлеранты и осознанны, все три мировые религии признали шаманизм и ничего против него не имеют. Я бы назвал шаманизм – дополняющей духовной практикой. Шаманизм может сочетаться с любой религией, абсолютно безболезненно и без всяческих проблем. Если у человека-шамана нет определенных религиозных взглядов и его не привлекает ни одна религия, но он увлекается шаманизмом, то, имеет место такой опыт, что он считает своими религиозными убеждениями шаманизм. Но это сугубо личный взгляд. Повторюсь – ШАМАНИЗМ НЕ РЕЛИГИЯ!
Душа. Вопрос души не менее интересен в шаманизме. Душа вечна?! Да, такой же точки зрения придерживаются и шаманы. Но, душа не возвращается в наш мир, т.е. не происходит реинкарнаций. Когда человек умирает, его душа отправляется в другой, соседний с нашим, мир. Они живут такой же полноценной жизнью, как и мы, но мы не видим их, а они не видят нас. В мире людей есть простые люди, а есть проводники в мир духов (они же – шаманы) и, точно так же в мире духов, есть обычные духи-обыватели, а есть духи-проводники. На пересечении наших миров, мы, простые люди ничего не заметим, а проводники обоих миров могут встречаться и переходить из одного мира в другой. Таким образом, мы можем поддерживать связь с любым человеком, ушедшим из нашего мира. Ведь его душа ведет такое же существование и живет полноценной жизнью, но, просто, в соседнем мире. А шаман, может помочь нам пообщаться и передать послание тому человеку, с которым мы хотим связаться.
Кроме того, шаман бессилен без духов-помощников. Они могут быть, как животными, так и людьми. Так же, духом помощником может быть старый опытный, уже умерший шаман, с которым нынешний шаман может выходить на связь, путем камлания.
То, что для нас, кажется запредельным, для шаманов является вполне нормальным и естественным, вполне обыденным. Если мы всю жизнь думаем есть ли душа? Вечна ли душа? Что случается с душой, после смерти? То, шаманы не задумываются над этим, а просто уходят в экстаз и общаются с этими самыми душами и духами.
Шаманы и шаманки. Ну, этот вопрос я считаю нужно поднять для осведомленности. Как известно, то у «горных» шаманов были как шаманы, так и шаманки. Шаманки, были явлением менее распространенным, чем шаманы. Хотя, у некоторых народов, шаманки, считались более сильными, нежели шаманы, но, это скорее исключение. Шаманки были редко, но они были. Чаще всего они были злыми и темными, их называли ведьмами, но были и светлые сильные шаманки. В городском шаманизме, то же самое, только, у городских шаманов, отношение к этому более лояльное, - шаманом может быть кто угодно, будь то девушка или мужчина, не имеет разницы, мы все равны и заняты общим делом. Явление шаманок в городском шаманизме, тоже достаточно редкое, но, они есть и они очень интересные и приятные люди.
Национальный вопрос. У городских шаманов нет четкого разделения на нации, какое есть у «горных» шаманов (они делятся на целые поселения и народы). В городском шаманизме, никто тебя даже не спросит о твоей национальной принадлежности. Посему, шаманом может быть любой человек, любой национальности и расы и его примут в круги Шаман-рока, все зависит, скорее, от человеческого фактора, нежели национального. Поэтому у шаманов нет национальных проблем и розней, какие бывают у других субкультур (например, скинхеды). Вообще, шаманы – довольно таки спокойная и размеренная субкультура, я бы даже сказал – глубокая и вдумчивая.



Заключение


Ну что ж, как видите, прочтение этой работы не отняло у Вас много времени. Еще раз повторюсь, что работа не является философской, культурологической или какой-то научной. Надеюсь и думаю, что эта работа должна быть интересной, хотя бы с точки зрения простой осведомленности. Эта работа должна дать хотя бы малейшее представление и описание новой субкультуры. Она является сугубым описанием того, что есть в современном обществе, так сказать, относительно новой, ячейки общества.
Наверное, кто-то скажет, что я писал эту работу предвзято, ибо сам являюсь Шаман-роком. Но, могу заверить Вас смело, что работа писалась, абсолютно не предвзято и, максимально, объективно. Я не хотел сказать этой работой, что Шаман-рок это хорошо ли плохо, показать шаманов в доброй или злой сфере. Я просто описал здесь все, как оно есть на самом деле, без всяческой цензуры, все, как есть!
Кто-то скажет, что эта работа ужасна, кто-то скажет, что хороша, кому-то что-то понравится, что-то не понравится. Эта работа не нуждается в критике, она нужна для осведомления и получения новой информации для людей.
Эта работа была написана, после прочтения большого количества литературы, связанной с шаманизмом, долговременного пребывания на различных сайтах, определенного содержания и, конечно же, самое главное – общение с сибирскими шаманами и долгие беседы с городскими шаманами, общение в этом кругу и ознакомление с их позициями и взглядами. Очень много проходило бесед со всеми участниками Шаман-рока, конечно же, больше всего с Виктором Бурнашевым, за что ему и хочется сказать огромное человеческое СПАСИБО!!!
На сегодняшний день, могу сказать, что данная субкультура является вполне себе актуальной. Конечно же, в меньшей степени, нежели остальные субкультуры. Могу сказать, что Шаман-рок – это узкий круг, так сказать, для избранных людей, как музыкантов, так и слушателей.  В принципе, в рядах Шаман-рока, на сегодняшний день, уже достаточно большое количество людей, но, если брать сравнение с другими субкультурами, то, оно, конечно же, меньше. Но, зато, когда шаманы собираются на какие-либо мероприятия своим кругом, где нет людей не причастных, тем или иным образом, к шаманизму, тогда, происходят очень интересные вещи, создается прекрасная атмосфера, описать, которые невозможно словами, при этом действии нужно присутствовать в живую, чтобы все понять и полноценно прочувствовать.
Пожалуй, сложно будет сказать о перспективах развития городского шаманизма в дальнейшем. Просто, четко понятно, что те люди, которые сейчас являются Шаман-роком, они не отойдут от этого уже никогда. А вот, появление новых музыкантов в Шаман-роке, к сожалению, не является обильным, а, скорее, это единичное явление. Лично я, как человек, преданный этому делу, верю, что, в дальнейшем, Шаман-рок, станет всеобъемлющим и многочисленным явлением. Просто, действительно, настоящий Шаман-рок, возлагает достаточно много обязательств перед музыкантом, они, конечно, внутренние, но, они очень важны, без чего Шаман-рок не может существовать. Когда человек берет это название, он возлагает на себя большую ответственность, но это сладкая ответственность, ибо, когда ты отдаешься целиком и полностью любимому делу с душой, все отдается тебе сполна, через достаточно короткое время.

Ну что, вот я и закончил. Не знаю, насколько Вам будет интересно это читать, но, думаю, что новая информация, будет, как минимум, интересна, любопытна и занимательна. Кто-то найдет в этом что-то свое, а кто-то нет, в любом случае, - СПАСИБО за внимание.
               

                Искренне Ваш, Будда!)))