Патент Фердинанда I

Борис Рубежов Четвёртая Страница
Стихи на тему Холокоста


… Перед Холокостом в Вене, как уже упоминалось, дважды происходили крупномасштабные изгнания (1421 и 1670 года), принимались дискриминационные распоряжения и регулярно применялись личные злоупотребления против евреев вплоть до XIX столетия. Так, например, их принуждали в средневековье носить бороду и особую заостренную шляпу, лишь бы извне отличить их от остального общества. В еврейском патенте императора Фердинанда I с 1551 года им было приказано носить на одежде знак в форме желтого круга, что было бы хорошо заметно. Эта традиция снова проявилась под видом желтой звезды во времена национал-социализма…

http://english.migdal.ru/history/4316/4328/

Не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи
были жертвами нацизма.
(Эли Визель, лауреат Нобелевской премии)
_____________


                * * *
Праздник кончился. Вытекло время,
И уборщица в фартуке рваном
По местам раздвигает столы,
Вы же, дети мои и деревья,
Многословьем рождённые странным,
Так же дороги мне и милы.

В этом мире, неверном, как шлюха,
Не прибавится крепости духа
Из-за грохота чёрных сапог
Новоявленных «фобов» и «филов»
Так мучительно всё и постыло,
Что никто б уберечься не смог.

И поэтому – песня знакома –
До сих пор я не выстроил дома
И сынка не родил удальца,
Только дочери рвут, как холстину,
Заунывную эту картину –
Значит, жизни не будет конца...

1991.



  Сонет разочарования

Какая им мерещится свобода,
Иная жизнь и новые друзья?
Остатки разорённого народа
Переезжают в тёплые края.

А здесь, в недобром холоде суровом,
Расчищена забытая тропа
И злобою отравленному слову
Внимает возмущённая толпа.

И будто ржа на площади зелёной,
Коричневые строятся колонны
А где-то печи новые горят…

Фашизм неистребим. В двадцатом веке
Всё так же неизменно в человеке,
Как это было много лет назад.
_________

Источники:

Газета «Правда» 10 – 25
17 – 18 VI 93. публикация о ритуальном
якобы убийстве – и опровержение!

Май 1993.



                * * *
Удивительно, кто их сживает со света
Иль низвергнуть грозится во тьму?
Надоела крикливая публика эта,
И нетрудно понять, почему.

Рано утром они – разразил бы их гром! –
Выставляют на улице хлам для продажи
И сидят вокруг хлама кружком,
Как менялы, занявшие храм, или даже
Моряки, стерегущие ром.

Жить им здесь – или, спрятав под кипою темя,
На краю Средиземной воды
Коротать отведённое Господом время
Там, где вовсе они не жиды?

И какой ещё осени ждать на Руси
После жаркого лета?
– Что-нибудь, брат Иосиф, полегче спроси,
Я не знаю ответа.

1993.



                * * *
Против ты или за – но косматой судьбы копыто,
Точно воды к ногам, подступает со всех сторон.
Страх имеет глаза, я назвал бы его Бенито*,
Или, может, Володя**, да, впрочем, боюсь имён.

И пристрастье к часам, к уточненью, как отдых нервам,
Под секиры же шею – ну, это ты, брат, шалишь,
Хоть пока они там маршируют, как в тридцать первом,***
Я навряд ли успею с семьёй убежать в Париж.

Кто куста не сожжёт – поспешит ли гасить пожар свой?****
Но зачем же другие – ему ли о них не знать?
Нам история лжёт, хоронясь под личиной фарса,
А потом хороня не желающих подыграть.

Значит, сердце пока не согреется, не отает,
Там, где холодом веет от звёзд и других планет,
Там, где снова зверьё болтуны собирают в стаи,
Где хватило бы солнца на всех – да не нужен свет…
¬___________

*      – Б.Муссолини.
**    – В.Ж.
***  – В Италии фашизм начался в 31-м.
**** – «Исход» гл.3

25.01. – 12.03.95.



                * * *
Шелкопрядовый шёлк, точно вечер осенний, уныл:
Жёлто-красный пейзаж с фиолетовой лунной дырою,
Я проснулся и смолк – оказалось, что сам говорил
Непонятную блажь, что во сне догоняет порою.

В то поверишь с трудом, что полночного хуже кошмара,
Полевые гвоздики в забвения чёрной траве –
Красной Армии Дом и родные из Бабьего Яра,
И семейные лики, где худенький дед в канотье.

Киевлянам и венцам обугленный явлен скелет,
Держит Клио часы, но на цифрах тартаровый отблеск,
И дымит мой Освенцим, не зная сезонов и лет,
И смеётся в усы шестипалый сапожников отпрыск.

После стольких разлук нас никто у порога не ждёт,
Мы и сами едва повседневности шепчем: «Победа.»,
Подрастающий внук мне сжимает ручонками рот,
Чтоб не слышать слова заклинанья твердящего деда.

Из местечек жиды, мы кому-то – властители муз,
Наши песни порой над землёй славословили лето.
Я из жёлтой звезды самый яркий сшиваю картуз –
Но не сходится крой из-за пятен кровавого цвета.

Лучше б просто сонет, чем такой неожиданный сон,
Средь зелёных ветрил померещиться может немало,
У истории нет сослагательных сроду времён,
Я бы ей одолжил, да пока самому недостало.

06.11.06.



                * * *
                Ко Дню Катастрофы,
                Йом Ха-Шоа, 15.04.07.
                ---------------------------
Ни каяться, ни плакать, ни отцов
Клясть за судьбу, что так играла нами.
Я протокол сионских мудрецов,
Исчерканный чужими письменами.

Как аккуратны вы и веселы,
Заморской приготовленные свинке,
Подонками накрытые столы,
Что тянут забулдыгу на поминки*.

Фашистский бесноватый разнобой,
Как слабоумной памяти утрата,
И две минуты траура под вой
Сирен – несоразмерная расплата.

И места подходящим нет словам,
Каких в любом тезаурусе мало…
Но даже за неё платить не вам,
Поскольку вас она не задевала.
____________________

* – Прим. См. недавнюю историю
      с «Шульхан Арух».

13.04.07.



          Йом ха-Шоа*

На этом подоконнике потёртом
Остались чуть заметные слова.
Живые, что завидовали мёртвым,
Сегодня прочитают их едва.

В них, чуть дыша своей эпохой новой,
Что из любого делала раба,
Пересеклась с немецкою суровой
Ужасная еврейская судьба.

Где колесницы бешеных валькирий,
Бесчисленными касками рябя,
Неслись в поля и пажити России,
Народы подминая под себя.

Они устав пророчили герою,
Носившему одежды сатаны
И саваны, что сотканы порою
Из прядей человеческой жены...

Неужто вновь свои поднимет флаги,
Короче, чем лукавая верста,
Разваленная память о рейхстаге
И новая фашистская мечта?
___________

* – День памяти жертв Холокоста (ивр.)

16.04.07.



                * * *
Там, где подонков числят нормою,
Не жди победного «ура».
Не любят чёрных или с формою...
Чей нос – так жаждет топора.

У них глаза – то слишком узкие,
То метки карие видны –
Они не русские – нерусские,
И в этом ужас их вины.

«Богаты – лопнете от зависти,
Пусть свой пасут теперь вокзал!»
– Но те, кто им откажет в равенстве,
Себе подавно отказал.

Полны доверия сиротского –
Не зря, мол, смуглых всюду бьют,
Они читать не станут Бродского.
А Родзаевского прочтут...

Но невдомёк бездумной погани,
Что,  после скверности земной,
Одна у всех дорога долгая
Сквозь мир за солнцем и луной.

26.07.07.



                * * *
На грани ли витка очередного,
Иль века, к справедливости глухого,
Исходит злобой чёрная дыра,
Противникам простреливают ноги.
Средневековых нанотехнологий
Убийственная близится пора.

Водопроводчик Джо, вставай с постели,*
Почти одни в январь крутой влетели.
Гарцуют на ООНовской панели,
Не чуя близкой ядерной зимы,
Зелёные кроты из подземелий
С крысятами коричневой чумы.

Хотя и наш порою облик жалок:
Чтоб на экран вытаскивать гадалок –
Быть нужно идиотом без затей,
Неужто больше некому продаться,
Закрылись бы, чем этаким мараться,
Борзописаки местных новостей!

Ещё нескоро сгинут Валтасары,
На пёстрые восточные базары
Всё льётся чёрной мельницы вода.
Встал Даниил, когтей избегнув львиных,
Но ненависть на головы невинных –
Как это было прежде и всегда.
___________

http://news.ntv.ru/itogi/142638/


08.01.09.



                * * *
Я многих своих не застал уже там, 
Где сгинули. В Бабьем Яру.
И верить с тех пор не могу чудесам,
В дешёвую их мишуру.

Из щук говорящих нарезать филе,
Веков знаменуя излом…
Но Поттер, летящий на чёрной метле –
Ему ли бороться со злом?

И что нам отчизны огромная часть,
Где просто когда-то везло,
Когда разевает кровавую пасть
Фашистское злое мурло!

Когда за вождя вознесённую бровь,
Шли тысячи в смерти жнивьё,
И вновь голосуют за новую кровь,
За рабское это питьё.

Не помнят Победы иные слепни
И свастикой машут опять…
Но родина – это совсем не они.
И чт'о она – им не понять. 
 
24.01.09.



К политическим урегулированиям    

Полна непонимания планета,
Вражды и брани и всюду торжество,
Потомки Сима детям Иафета
Не объяснят раздора своего.

Я им б им сказал торжественно и прямо,
Чья б сторона им ни была близка,
Пускай займутся правнуками Хама,
Оставив нас без помощи пока.
______________

СИМ ХАМ, ИАФЕТ
в Библии сыновья Ноя, от которых после всемирного потопа "населилась вся земля". Хам был проклят Ноем за то, что насмеялся над наготой опьяневшего отца, и обречен на рабство. Сим и Иафет, которые проявили сыновнюю почтительность и прикрыли отца одеждой, были благословлены Ноем. В библейском родословии Сим, Хам, Иафет, их сыновья и внуки представлены родоначальниками-эпонимами больших групп народов: семитских (от эпонима "Сим", народов Элама, Двуречья, Сирии, евреев и др.), хамитских (от "Хам", народов Африки и др.) и яфетических ("яфетидов", от "Иафет"), отождествляемых с индоевропейскими народами.
 
15.03.09.



               Родословная

Где я ещё смогу, скажи, настичь его,
Семейное худое решето?
Здесь рядом ходят люди из Бердичева,
А вот из Яра Бабьего – никто.

Давно, меж азиатскими биваками,
В минувшие теперь, по счастью, дни,
Я видел плиты с памятными знаками,   
Да только не на родине они.
       
Здесь справочники в моде телефонные,
И отыскать кого-то – не вопрос,
И земляков – шеренги батальонные,
А Бабий Яр крестовником зарос.

Пусть в детстве русской не было кормилицы,
Но, перед горьким прошлого листом,      
Засеиваю пажити кириллицей,            
Чтоб вы по ней нашли меня потом.   

18.03.09.



                Вэ нисмэха*

А Галка построила баню на даче,
На кладбище съездила к деду и бабке,
Слегка постарела она, не иначе,
А сын на "Газели", он делает бабки.

Тёть Оля сидит с телевизором дома,
А ходит со стульчиком, двигаясь плавно…
В Уфе дефицит габаритного лома,
А прочее славно, а прочее славно.

В китайскую камеру глядя упорно,
Жена про своё, кто родился, кто умер,
А мне просто некого спрашивать, Орна,
Нигде ни души. Только внутренний зуммер.

Дядь Саша бутылку – да к Наде-соседке,
Не в пазуху к ней, в холодильник, волчара…
Когда-то горел в самоходной танкетке,
Мои же остались у Бабьего Яра.

И снова Адаму мерещится Ева,
Да только опять не до этого злому,    
Здесь пишут, как следует, справа налево,
Так странно, что прежде писал по-другому.

И я наперёд не пойму, человеки, 
Какая ещё в нас поднимется сила,
И "Хава Нагила", и "Хава Нагила",
До самой могилы, до самой могилы.
____________

* – и возрадуемся…

http://ru.wikipedia.org/wiki/Хава_нагила

08.05.09.



       Запоздалое письмо
 
Вы все, человека пославшие на…
В далёкие, скажем, места,
Меня не касается ваша война,
Ведь вам до моей – ничерта.

А дома подонки гуляют гурьбой,
Настали для них времена.
Мне так и  не верится, что разнобой
С отечеством – наша вина.

И здесь проворонишь порою родство
С Мусою, внимавшим кусту,
И кто-то хоронит. И горе его
На радость зверью и скоту.

Отложат злодеи пока автомат,
Чтоб пыль облетела с ресниц…
А мёртвые всё-таки рядом лежат.
У них не бывает границ.
___________

P.S. Верить мне никто не обязан, но, когда писал, произошло
совершенно замечательное совпадение, какие ценю. Слово "Моисей"
в ритм не влезало, пророка ставить не хотелось, и я, памятуя
о мусульманской традиции, взял Мусу и совершенно неожиданно
для себя наткнулся на работу З.Фрейда, о которой ранее только слышал!

http://ulenspiegel.od.ua/?ID=3813 
http://ru.wikipedia.org/wiki/Моисей
http://vapp.ru/docs/moses2/   
 
20.05.09.



                * * *
Где винзавода красные заборы,
Я шёл домой, и встретил у конторы, 
Вот этих двух, что мне попали в стих:
Погончики простые цвета хаки,
Я воинские плохо знаю знаки,
Но дочь ходила, кажется, в таких.

А в нашем славном городе у моря
Всё хорошо, ты спи спокойно, Боря, 
Ещё не всю взорвали тишину,
Здесь устриц подают почти без створок,
А до границы километров сорок –
Автобусами ездят на войну!

Кто стережёт бетонные ограды,
Тех понапрасну спрашивать не надо,
Как жарок наш всегда цветущий май,
Да и на фронт, в родном, кто помнит, крае,
В Москве, когда-то ездили в трамвае – 
Но далеко отсюда тот трамвай!

Они идут. У них простые лица,
Таких ты много видишь, заграница,
Курносых из украинских равнин,
Мне детства померещилась войнушка,
Я б посчитал, что это так, игрушка –
Но вот патронов полный магазин.
 
Который год мы, отдыха не зная... 
Неширока страна моя родная,
Но смертный рано шить тебе наряд.
Здесь наше всё – земля в крови и поте,
И те, кто завтра выживет в Сдероте –   
Они ведь тоже наши, говорят!

Тут наше всё – ребята и девчонки,
И полумесяц в небе жёлтый тонкий,
И пояс вон на том бородаче…
В вечерней тишине, закатном свете,
Они идут за ручку, точно дети,
С потёртой М-16 на плече.

24.05.09



              Ремарка

Нет, не перевелись ещё на свете,
Поганою взращённые травой:
На органы разрезанные дети
Взывают к гуманизьме мировой!

А мы-то к ним спешили с брудершафтом,
Скрывая хЕрургический тесак…
Такая вот, ребята, "Бладет афтен"*–
И пусть мне кто-то скажет, что не так!
__________

МАТЕРИАЛЫ:

Ref:

http://www.aen.ru/?page=brief&article_id=54402 
http://www.isra.com/news/114414 
http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=184474 
http://www.7kanal.com/news.php3?id=266672 

http://www.mignews.com/print/190809_153023_80380.html 


19.08.09.
            


                * * *
Как крепко обычаи держат тугие
Судьбы ускользающий штамм!
«Езжай!, –  говорили одни, а другие
Кричали: Вы сдохнете там!»

Мы здесь потихоньку живём, и стареем,
Но вы не поверите мне,
Как трудно, быть попросту русским евреем
В любимой еврейской стране!

Мне с ними отныне подкорку тиранить
И пить по субботам вино,
Кто их упрекнёт за горчайшую память
О тех, кого нету давно?

А я, средь отеческой выросший речи,
И в новой пока не поэт,
Не сам зажигаю субботние свечи…

Но видится всё-таки свет.

03.10.08.
____________

Материалы:

http://ru.wikipedia.org/wiki /Фердинанд I
(император Священной Римской империи)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Бабий Яр

http://ru.wikipedia.org/wiki/Борхерт, Вольфганг.

http://english.migdal.ru/history/4316/4328/   

http://www.eleven.co.il/article/13109





10.09.09.