духовное завещание Гогена

Яна Дук
поль гоген.адвокат.духовное завещание
яна дук http://mail.yandex.ru/classik/messages?current_folder=22325251& Слева направо,от конца к началу-так читается любая человеческая жизнь.Итог,путь истоки.Так её воспринимаем мы,потомки,так воспринимает свою жизнь человек,дожив ший до возраста мудрости.Внимательно вглядываюсь в последний автопортрет Гогена: "в очках"1903-он опять изобразил себя в роли-адвоката,последней роли,сыгранной им, защищающего себя и нас. 19век был веком адвокатов..Но все спрашивали:"Что делать?","Кто виноват?",а он спросил:"Откуда мы?""Кто мы?""Куда мы идём?"Путь самоосознания в контексте истории развития человечества.В 1885г Гоген писал другу"Художник будущего-прежде всего великий ум"...Художники прошлого,когда хотели выразить мысль-обращались к еван гельскому ,библейскому сюжету или к античной мифологии.По этому же пути идёт Гоген. только рассматривая привычные уже стереотипы под совершенно новым углом зрения. Его цель-вернуть Евангелию его "истинный и первоначальный смысл" и переосмысление областей культуры стран Юго-восточной Азии.и маори,коренного населения Полинезии. Вспоминаю выставку 1989г.в Георгиевском зале Эрмитажа,собранные вместе,в огромном зале,с деликатной подсветкой каждой из работ ,они создавали атмосферу какого-то храма,который мог бы быть назван только"Дом Гогена" Художник,обладавший даром монументалиста не получил бы общественного заказа и сейчас... Он до сих пор не соразмерен нам.Герой масскультуры,Моэма,Ирвинга Стоуна и последних "изысканий" немецких "искусствоведов".приписавших Гогену потерю знаменитого Ван-Гоговского уха... Неоценимый вклад в историю русской "гогениады"внесла А. С.Кантор-Гуковская, подготовившая публикацию писем и литературных работ Гогена.К сожалению,даже в наиболее полное издание 2001г не вошёл религиозно-филосовский труд Гогена "Современность и католическая церковь"(1897-1902) без ознакомления с которым представление о художнике не может быть полным.Знаю,что в н.90хгг.А.С.Кантор- Гуковская читала этот труд,но опубликовать не смогла. "Творчество выражает человека"(Гоген-Морису)И отталкиваться надо.именно от творчества,а не от "реальных"фактов биографии.Так немецкие"исследователи переписали не только историю,но и письма Ван-Гога:ведь в упоминаемом ими письме говорится:"....но Гоген с большим криком требовал своё оружие.спокойно лежащее в маленькой комнатке моего маленького жёлтого домика",потом Ван-Гог упоминает лишь обе фехтовальные маски и перчатки,которые отсылает только 3 мая 1889г. Что мешает думать,что Ван-Гог отхватил сам себе ухо гогеновской рапирой.а потом выбросил её сам в Рону?....Кстати,пистолет из которого застрелился Ван-гог тоже не нашли.Хорошо,что там Гогена не было... Помимо "освобождения искусства Гоген метил куда дальше-он хотел реформировать общественное сознание. Период самостоятельного творчества Гогена-символиста начинается в 1888г.автопортретом "отверженные"(образ импрессиониста как бы влачащего цепи в глазах мира,но с детски чистой душой)и картиной"Видение после проповеди или борьба Иакова с ангелом"1889г.-серия картин.которая может быть условно названа так:"человек думает о Боге"Это"жёлтый и демон)."с жёлтым Христом","Христос в Гефсиманском саду" о которых он говорит в заметках для Орье:"Христос-особая боль от предательства применительно к нынешнему Христу".Одновременно появляются работы,иллюстрирующие подсознание автора:"Ундина"."жизнь и смерть".рельефы "Будте влюблены"."Будте таинственны"В картине "Жизнь и смерть"впервые появляется трактовка смерти как непроявленного сознания в виде скорчившейся женской фигуры, закрывающей лицо руками.К этой теме Гоген будет возвращаться неоднократно- в1894г.-в цикле иллюстраций к"Ноа-Ноа".картине"Махана но атуа"(день Бога)и в"Откуда...."1898. "Ундина"-русалка(хвост)-олицетворение неутолённого желания.Только любящий смертен и смертный рождает.Ева грешного европейского мира.которая "делает нас почти женоненавистниками"(Гоген-Стриндбергу)1895. После посещения Всемирной выставки1889г появляется Ева экзотического рая в позе бодхисаттвы Майтрикануаки с яванского фриза Боробудур.которую он наделил лицом своей матери.Себя воспринимает фавном"Будте влюблены"Увлекается теософией(книгаэ.Шюре"жизнь на гребне волны").Дружба с мистически настроенным де Хааном(книги "сартор Резартус Карлейля,филосовский роман о поисках счастья и"потерянный рай"Мильтона.книга буддиской мудрости "Дхаммапада",которую неодно кратно процитирует в "ноа-ноа" Первая поездка на Таити. "Часто вспоминают о своём детстве,но вспоминают ли будущее?Предшествующая память,быть может .последующая память?"(Гоген"До и после"1903) Думая о будущем человечества он обращается к его детству."Все эти люди ходят куда угодно,по любой дороге,в любую деревню,спят в любом доме,едят ит. п.И их называют дикарями?Они поют,никогда не крадут,моя дверь никогда не закрывается, не убивают"(Гоген-Метте)Существуют три уровня восприятия,заложенные в произведениях Гогена Океанийского периода1)Полинезия,увиденная глазми европейца,европейцам же и хочет рассказать о ней художник,представления которого о мире сложились на основе христианского вероучения2)цивилизация Полинезии, по мнению Гогена,родственная буддийской3)собственно таитянские представления,отображённые в идолах,реконструированных Гогеном. Тема Евы,не знающей понятия греха в дальнейшем пройдёт через всё его творчество. Лицо человека,одухотворённого плотским желанием не менее прекрасно,чем у находящегося в молитвенном экстазе.Дух святой присутствует и там,и там.Это-основа жизни.Поэтому слово любовь не может иметь множества значений и толкований. Зачатие всегда непорочно.Картины"иа орана,Мария.1891"Бе-бе"(те тамари но атуа. сын божий)1896."Поклонение"1902,вариации1902г на тему рождества.связаны с рождением собственных детей художника в Океании. Увлёкшись таитянской мифологией(свои знания он почерпнул из книги Меренхута "путешествие на острова великого океана",Гоген создаёт идолов сам.Он использывает шиваитскую иконографию для образа Хины-богини луны и буддийскую-для Таароа (эквивалент нашего Бога-Отца)Напоминание о фаллической основе этих культов. Другая группа идолов.встречающихся в произведениях Гогена,связана с представлениями полинезийцев о смерти-"Манао тупапау"Впервые этот образ появляется вкартине"Дух мёртвых бодрствует"1892.-повёрнутая в профиль варварского характера голова в капюшоне.сердечный приступ на Таити.Страх смерти.Этот персонаж в виде всадника на белой лошади -картины"всадники на пляже""Брод"1902. Согласно представлениям древних,сон равносилен смерти,дух покидает тело и некоторое время существует независимо от него В цикле гравюр-иллюстраций к "ноа-ноа"есть три листа,названных им "манао-тупапау" Внизу всех трёх листов мы видим скорчивщуюся фигуру спящей женщины,колени подогнуты к подбородку,руки их обнимают-в таком положении находится зародыш во чреве матери.В человеке ещё до рождения заложены все свойства его личности, которые проявляются после его появления на свет в результате контактов с окружа ющим миром."Душа порождает центр всего организма,стержень к которому всё притягивается.Именно душа сформировала свой организм,именно душа дала ход эволюции живых существ,составляющих виды."современность икатоличество"1897-1902.Состояяниеглубокого сна без сновидений считалось в индийской философии наивысшим этапом познания,сходным с нирваной,т.к. свёрнутое,непроявленное сознание совмещает в себе и прошлое,и настоящее,и будущее.Возможно,Гоген хотел также выразить мысль о том.что мы дети природы.Мы окружены ею пока живём на Земле и умирая,в неё возвращаемся.Поэтому на другой гравюре-спокойный идиллический пейзаж,на фоне которого изображена спящая женщина.Рисунок из луврского варианта рукописи ок.1898.изображает спящую женщину.над ней цветок лотоса,в котором занимаются любовью.под рисунком- подпись-взрослая женщина ждёт своего настоящего рождения.Лотос-символ чистоты Изображение показывает,что культ любви был священным в Полинезии,как и тантризме-разновидности позднего буддизма(ваджраяне),культе,который был распространён в Индонезии,в частности.Половой акт-единение мужского и женского начал,стремящихся к изначальной андрогиничности божества.высшая точка блаженства,миг,в который совершается познание божественной сущности мира. Автопортрет"Овири"1894.-индеец,дикарь должен вернуться к дикости,где он нашёл общество взгляды которого на любовь совпадали с его собственными и андрогиничный тип красоты.продолжение следует. Л Л