Berlin. a Legacy of Unrest

Сестры Ланге
Эпиграф

Представьте себе нацию спящих людей, дремлющее сознание которых выполняет команду: "Отменить, отменить, отменить".
(Криста Вольф)


Эпиграф 2

Случайный фашизм, определявший каждодневное существование всех, с кем она была знакома, не так уж далек от трусости и лицемерия социалистического строя ГДР. Страна нацистов не может внезапно превратиться в государство, населенное социалистическими героями. Изменение, если таковое вообще возможно, может происходить исключительно посредством приращения, по нарастающей.
(Из рецензии на книгу Кристы Вольф)


20 апреля дальнобойная артиллерия Красных накрыла столицу огнем. На следующий день танки ворвались на северо-восточные окраины города. Войска 1-го Украинского фронта подошли с юга. 25-го Берлинская группировка была окружена. В тот же день русские встретились с бодро прискакавшими с запада янки… История подошла к концу. Среда агрессивно-нейтральна, составляющие прошлого – сослагательны, будущее не сулит ни одной законченной фразы.

Собеседник вываливается за пределы игрового поля. Она занимает его место, продолжая игру,
- где-то в коридоре – снимая промокшие туфли,
в ванной – моя руки,
в комнате – свернувшись на диване,
подбирать нужные слова, засыпая, исчезая, поднимая глаза, глядя на свое небытие в разбитое зеркало. Отражение выглядит довольно молодо, лет на пять или шесть моложе отражаемой. Она, несомненно, очень красива, хотя, к несчастью, в комнате ее уже нет и никогда не будет.

История подошла к концу.