Моя Поэтика или Золотой век Поэзии

Виктор Невский
................Учи, поэт, суровые уроки
................И не бери без боя города,
................Чтоб наскоро написанные строки
................Не жечь потом, сгорая от стыда.
................................Расул Гамзатов
 
Поэтика – это наука;
Читать её времени нет –
Сплошная зевота и скука,
А скуки не любит поэт.

Усвоив грамматику в школе
(Безграмотным – стыд и позор),
Резвятся поэты на воле,
Их зоркий туманится взор.

Для творчества нету канонов,
Но знает ли каждый поэт
Секрет безударных ПЭОНОВ,
ОКТАВУ, КАТРЕН и ТЕРЦЕТ?

Стихи не кромсает цензура –
Ловите, поэты, свой шанс.
Но что же такое ЦЕЗУРА,
АНАКРУЗА и АССОНАНС?

Не бойтесь мудрёных названий,
А только поймите их суть.
Без азбучных истин и знаний
Заказан в поэзию путь.

Не будем мы главным калибром
Расстреливать утлый челнок.
За модным французским ВЕРЛИБРОМ
Скрывается русский РАЁК.

Как жаль: у иного поэта
К стихам притупляется слух –
Не слышит он звона СОНЕТА,
И к грусти ЭЛЕГИИ глух.

Ему полюбился УДАРНИК,
Простой дисметрический стих.
Он знает, что бравый пожарник
Набатом разбудит глухих.

Мы видим, что пошлость готова
С поэзией схватку начать.
Уже нецензурное слово,
Как червь, проникает в печать.

Воинственны горе-поэты,
Смешон их развязный кураж;
Но всё же их песенки спеты,
Иссяк их словарный багаж.

Язык – это наше богатство.
Почаще смотри в словари,
Моё многоликое братство.
Потом уж шедевры твори.

Вы пишете
.................лесенкой
.........................строчки,
Бумажный презрев дефицит;
Ваш стих чрез ухабы и кочки
Не к звёздам, а в пропасть летит.

Чрезмерна жажда новаций
И вас доведёт до греха:
Не вырази всех интонаций
Причудливость формы стиха.

ПУАНТ стиха, каким измену
Когда-то Лермонтов карал,
Никто ещё не разгадал:
"Такой души ты знала ль цену?
ТЫ ЗНАЛА – Я ТЕБЯ НЕ ЗНАЛ!"

Пускай я поэт старомодный –
Я званием этим горжусь.
На точные рифмы голодный,
Над ритмом, как пчёлка, тружусь.

К СИЛЛАБИКЕ нету возврата –
Противится русский язык.
Звон ЯМБА, как голос набата,
В мелодию сердца проник.

Наш бриг после рифов, утёсов –
В просторе морей, наконец;
И вывел его ЛОМОНОСОВ,
Поэзии русской отец.

Творенье ума исполина –
Российской науки чертог.
А "Ода на взятье Хотина" –
Поэзии новой исток.

Раздвинул былые границы
Чеканный ДЕРЖАВИНСКИЙ слог:
Хвалебная ода Фелице,
Вершина поэзии – "Бог".

Мой ПУШКИН, всегда ты со мною!
И в звёздную ночь нам темно,
Хоть много светил над Землёю,
Но Солнце на небе – одно.

Ты мудрый и щедрый даритель.
Твой дар – наш великий язык.
Ты наш незабвенный учитель,
Поэзии вечный родник.

Вот русской словесности слава,
Фундамент, основа основ:
"Евгений Онегин", "Полтава",
"Деревня", "Борис Годунов".

И ЛЕРМОНТОВ славы достоин.
Как "Дума" его высока!
Пусть жизнь прожигает Печорин,
Но "Мцыри" неволя горька.

О "Родине" песня пропета.
Но справится ль с бурею чёлн?
И мечется "Парус" поэта
Над бездной бушующих волн.

Он тайну искал мирозданья,
Пророческий выдал секрет:
Поэт написал "Предсказанье"
В шестнадцать мальчишеских лет.

НЕКРАСОВ. Знакомый по школе
Великий народный поэт:
"Как душно без счастья и воли…"
На тройке – "проезжий корнет".

Он с "музой печали и мести"
Проник в миллионы сердец,
Он с русским крестьянином вместе
И женщины русской певец.

Ты веришь поэту охотно, –
Тогда у него и спроси:
Кому хорошо и вольготно
Жилось на Великой Руси.

Стих ТЮТЧЕВА слился с природой
(Простите, нарушу размер,
Воспользуюсь ложной свободой
И я, рифмоплёт-старовер).

Нам не забыть стихов поэта:
"А воды уж весной шумят…
Какое лето, что за лето!..
Прохладой сонной дышит сад."

А философский думы взлёт
"Аршином общим не измерить:
О смертной мысли водомёт!..
В Россию можно только верить."

Спеши с АФАНАСИЕМ ФЕТОМ
Весеннее солнце встречать –
К тебе же "пришёл он с приветом"
О песне своей рассказать.

Вот МАЙКОВ на ниву взирает,
Где "мысли взошли семена":
Там запах "Емшана" летает,
Там "сад с каждым днём увядает",
Там "сыплет цветами весна".

Стихи АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО!
В них музыка, мысли полёт.
Не знаю поэта другого,
В ком сердце, как птица, поёт.

Как "гусли звонка, многострунна
И просится выше душа",
Где светится ночью безлунной
Созвездие в форме ковша.

Поэт опечален, не зная
"В тревоге мирской суеты",
О чём "в день весёлого мая"
Звенят голубые цветы.

Двадцатого века невзгоды.
Кровавый сгущается мрак.
Зажгли для нас факел свободы
АХМАТОВА, БЛОК, ПАСТЕРНАК.

Мне нравится "Тёркина" автор,
И автор поэмы "ФукУ"…
Садились поэты на трактор,
И маузер был на боку.

Но разве их в этом призванье?
В наш век не теряйте лица:
Не жгите царей изваянья –
ГЛАГОЛОМ СЖИГАЙТЕ СЕРДЦА!

Шипят на меня: "Консерватор"
И клеят позорный ярлык.
Однако, в душе я – новатор,
Вот только ворчу, как старик.

Я тоже шажком черепахи
Вползаю на новый предел.
Вам нравится мой АМФИБРАХИЙ?
Наверно, мне ЯМБ надоел.

Я верю: Россия проснётся
Опять под счастливой звездой,
И к нашим потомкам вернётся
ПОЭЗИИ ВЕК ЗОЛОТОЙ.


Примечания:
ЦезУра – (лат. – рассечение) – в метрическом стопном стихе – словораздел на определённом
листе, расчленяющий стих на два полушария или (реже) на три части.
АнАкруза – (греч., буквально – отталкивание; предварение) – безударные слоги в начале
стиха до первого метрического акцента, на который обычно приходится ударный слог в строке.
Ассонанс – (франц. – созвучие) – неточная рифма, в которой совпадают ударные слоги,
концы же рифмуемых слов или равнозвучны, или приблизительно созвучны.
Пэон – (греч.) – сочетание ямба или хорея с пиррихием.
Пиррихий – (греч.) – два смежных безударных слога в ямбическом или хореическом стихе.


На фото - автор, Днепропетровск, Дом учёных, 2007 г.