Улыбка в прошлое, или Осторожно Одноклассники. ру

Владимир Плотников-Самарский
Быль-эссе

«Володя, здравствуй!..» - и виртушка-цветочек рядом.
Казалось бы: и что? Просто поздоровалась. Только сердце почему-то ухнуло и оборвалось. А всё-всё внутри насытилось льдисто колким, сладко душащим и упоительно взрывным. И вот уже заурядному приветствию придается особый смысл, выискиваются многозначительные паузы, подтексты и акценты…
* * *
В «Одноклассниках» я полгода. За это время нашел даже тех, о ком и помнить забыл. Кроме…
И вот Она нашлась…
Лишь позавчера…
Через 30 лет…
Пятерки пожелтевшим школьным фоткам я выставил за одно то, что на них Она! Потом мучительно ждал ответной оценки, а дождавшись, пульнул первое письмо - первое признание. Старательно просушенный текст был призван замылить слепящую суть, стравливая избыток эмоций дежурными штампами: «сколько лет, как живешь, с кем общаешься»…
Иру я вспоминал. Но как-то с ленцою, когда с налетом тающей грустцы сквозь баюкающую дымку думается: «Она - где-то... очень далеко. И на встречу надежды нет»… Уютный способ тихой ностальгии.
А тут сайт. Сайт конкретен. Вот Ира: Ира тогда, и Ира сейчас - на фото.
Ты есть! Здесь. И сейчас Ты «НА САЙТЕ». Нашлась!
* * *
Боясь спугнуть нежность, подрагивающие пальцы гладят клавиатуру:
«Ира! Я увидел тебя, и все перевернулось. Память снова и снова прокручивает то, что было с нами. А что было? Сперва мальчик несет девочке портфель. Потом они смотрят: робко, удивленно, но выразительно и… взаимно. Вот, собственно, и всё. А дальше – нелепая до жестокости разлука без расставанья. Не было даже «до свиданья». Ведь ничто не предвещало тогда, что новой встречи не будет. Просто вмешались «взрослые обстоятельства»: мои родители завязали «роман с Севером». И против нас была не столько «злая воля», сколько 9 тысяч верст… Впрочем, теперь неважно, Кто или Что... Нас разлучили! Много ли найдется повестей светлее, целомудренней, короче и печальнее, Ира?»…
* * *
Он лгал. Ведь на самом деле мальчик был так застенчив и неуклюж, что никогда бы не догадался, а, догадавшись, не посмел взять твой портфель. Дело было немножко не так…
9 «б» возвращался с уроков. Ты шел в компании мальчишек, когда вдруг Марина, загадочно отозвав тебя в сторону, подвела к Ире. Ты и встал - пеньком. Тогда Марина со вздохом, укором и нажимом продиктовала: «Володя, у Иры тяжелый портфель. Помоги ей»…
И я помог. И увидел ее глаза. И понял. Так началось!
* * *
Дальше все было правдой. Мы шли молча. Колымский апрель. Снеготал обнажает множественные собачьи экспромты. И мне вдруг становится неловко. Я искренне не понимаю: как может Она идти среди этого? О, будь благословен тот первый опыт обоготворения живого человека…
А потом пришла пора наивных платонических мечтаний: по одиночке, но взаимно, так ведь, Ира?
Мы ни разу, ни разу не держали друг друга за руку. С ума сойти!
Лишь однажды ты вдруг прилетел на весенний субботник, весел, взволнован, горяч. И увидел только одни глаза. За этот взгляд ты теперь бы отдал…
Что, Володя?!
А потом (так точно!) вмешались не зависящие от нас, детей, «взрослые обстоятельства». Сначала ты, Ира, с родителями улетела в отпуск. А следом отбыл на «большую землю» и ты, Володя.
С «материка» мы не вернулись.
Я долго грустил о поселке, о школе, о друзьях. О Тебе - всех больше. Больше мы ни разу не слышали друг о друге. Дети так и не выросли, выросли чувства! Во всяком случае, у меня…
Ничто не предвещало твоего невозвращения, Володя. А потом – уже возвращения. Так с-лож-и-лось...
* * *
Ложь! Всё ложь! Он не доверил свое позднее признание «Одноклассникам». Зачем? Или сердцу мало этой беспощадной бури-истомы? Всего-то улыбка в Прошлое, а она тут как тут… Первая любовь - та, что казалась оставленной и полузабытой в тридцатилетней дали. И вот уже баюкающая дымка заклокотала лавой. И весь вулкан чувств, нерастраченных тогда, вся плазма неизрасходованной любви, разом пробудившись, нахлынули, давя, сжигая, разрывая.
Копясь и таясь все эти годы, они словно ждали «Одноклассников.ру», подкарауливали свой миг инферно, когда невозможное становится возможным. Когда прошлое пьяно крестится с будущим. А будущее вдруг беспомощно захлебывается в прошлом…
Вступив в свои девственно убереженные права, Первая любовь властно показывает, сколь чище она, заманчивей и притягательней всего, что было/будет после. Да, Я дремала. Дремала 30 лет, но первое же появление (всего лишь на сайте!) доказывает всем: Я сильнее всего! А как иначе? Ведь только первое чувство бывает подлинно чистым, и лишь к первому снегу не пристают ни грязь, ни желтизна. Всё что после – и взрослее, и скучней и рассудочней, и порочней. Да вот беда: не всякому дается угадать, что всю оставшуюся жизнь он Ждет пришествия своей нереализованной когда-то, а оттого такой Большой - самой Большой - Любви.
* * *
Ждет?! Какая жертва, право! Но вот вопрос: а есть ли у кого право, дождавшись, взять и… разбить?! Иль непонятно, что между мальчиком Володей и девочкой Ирой давно проросли две другие жизни?
Первая - Твоя жизнь, Ира. С твоим мужем, с уже взрослыми детьми - ваш новый мир с суверенным укладом и семейными, бесценными для вас, законами. В этом мире ты, мальчик Володя, лишний и чужой.
Вторая жизнь – моя, с персональным миром сегодняшних идей, образов, приоритетов… С моей семьей, моей женой. С женой любимой и моложе Тебя, Ира. Правда, в эти сумасшедшие дни Ты заслонила ее. И меня не волнуют ни возраст, ни как выглядишь Ты сейчас. Сейчас я - он, а он видит Ту, только Ту.
Жалко жену, Оля ни в чем не виновата, она ни о чем не догадывается. И вряд ли поймет… Но я не в силах совладать с собой, с неугасимой горячкой в мозгу, в крови, в сердце. Сердце не знает прошлой любви - оно знает любовь всегда! Но наш рассудок почти не слышит сердца.
Вот и меня постигла кара, ее немилосердней нет…
А ведь предостерегали знающие люди: «Будьте осторожны! Дьявольски играя на чувствах, вскрывая ядерные схроны первой любви, «Одноклассники.ру», безжалостно крушат самые благополучные семьи».
Но ты, прельстившись милою игрой, лишь посмеялся, веря в свою броню… Поди же обуздай теперь разбутыленного джинна.
* * *
Последние ночи ему снятся варианты, варианты, варианты Вашей встречи. Через преграды, через границы, через километры (Ира живет в другой республике). Все это, верно, преодолимо, Но…
Где найти мостик сквозь бездну в 30 лет? Его нет. Есть коварная иллюзия по имени Ностальгия. Ностальгия по несбывшемуся!
Ясно одно: Первая Любовь в сердце всегда. Навсегда. И уходят - вместе.
Ну, здравствуй, Оля …

12.11.2008.

Опубликовано: литературно-художественный журнал "Русское эхо", № 6, 2009;
художественно-публицистический альманах "Литературный факел", Москва, № 1, 2011.