Андрей Остерман

Егор Парфёнов
За всю-то жизнь лишь раз и дал он маху. –

Не вник. Не уступил царевну шаху.

О Русь! Здесь зубры гибнут от курьёзов.

Муар твой тяжек. Ситец твой берёзов.



Андрей Иванович (Генрих Иоганн Фридрих) Остерман (1686–1747) – государственный деятель, дипломат. С 1703 г. на русской службе. Хитрый и изворотливый, сохранял свои позиции при шести правительствах.
С лёгкой руки своего покровителя, всесильного А.Д. Меншикова, в 1727 г. стал воспитателем великого князя Петра Алексеевича (будущего Петра II); вторым воспитателем был А.Г. Долгоруков. Перейдя на сторону клана последнего, Остерман способствовал падению Меншикова, искусно настроив против него Петра II. Удостоен (можно сказать, что за предательство) высшей награды Российской империи – ордена Андрея Первозванного (1727), знак которого полагалось носить на широкой голубой муаровой ленте.
Способствовал восшествию на престол Анны Иоанновны; в 1731–41 гг. фактически руководил политикой России. В 1741 г. позволил себе не допустить к цесаревне Елизавете Петровне послов от претендента на её руку, персидского шаха Надира; дочь Петра I была в ярости. После переворота 1741 г., приведшего Елизавету на престол, Остерман немедленно был арестован. Приговорён к смертной казни, заменённой на вечную ссылку в сибирский городок Берёзов, куда несколькими годами раньше стараниями Остермана был сослан Меншиков, а вслед за ним, при Анне Иоанновне, отправился и Долгоруков.