Алискандер. Вспоминая князя А. Невского

Егор Андреев
Шлем злачёный да броня с насечкой,
знаки княжей власти и тамга.
Усталый князь ведёт неспешно
за узду по берегу коня.

Конь когда-то даренный Батыем,
чуя воду, взбрыкивает, ржёт.
На исходе день, и солнце краем
зачерпнуло воду, будто-пьёт.

Солнцу вслед глядя на запад,
Ярославич думает о том
что снова замышляют там германцы
пережив давнишний свой разгром.

Князь хмур-оброк не добран
и Новгород опять бузит.
Разведка донесла что у Ижоры
появились шведские ладьи.

Тревожит ещё князя,что до срока
зван Батыем он в Сарай-Берке.
Ходят слухи, что раздор и склока
между ханами в Орде.

Говорят Бату переметнулся
дружит с Папой, поклоняется Кресту.
И за это небо отвернулось,
больше не хранит Орду!

С наущенья Папы, хан повсюду,
видя заговоры, сеет страх.
Предавая казни без раздумья,
заподозренных в хулительных речах.

Из Орды бегут на Русь, спасаясь,
семьями, улусами беки.
А за ними вслед идут тумены,
разоряя города Руси.

Великий Хан из Каракорума грозится-
начать свой очистительный поход.
Тогда пусть небо убоится
его неисчислимых Орд!

И с головою дум тревожных полной
Алискандер спешит в Орду.
Бату его не тронет, брат молочный
он его сына Сартаху.

А может всё оставить,покреститься?
В монастырь уйти, служить Христу...
Очиститься, снять грех с души, молиться...
Во многом надо каяться ему!

В борьбе за власть, за верховодство,
он- сам на Русь привёл Орду.
Не простят теперь уж Новгородцы
перепись татарскую ему.

Крови пролил он немало,
но в смерти братьев, видит бог, не виноват!
Хотя молва ему и приписала,
да брат Андрей, что к шведам убежал.

За то ему господне наказанье,
что сын Василий умышлял против него!
Закован в железа, теперь в подвале.
Но всё не легче оттого...

Власть князя всё еще крепка, сильна дружина.
Народу только он уже не люб.
Именем его детей пугают,
ведь на расправу князь всегда был крут.

Он за недоимки в страшном гневе,
собственной рукою мог отнять
ухо должнику, иль ноздри вырвать,
                (или выколоть глаза...)

И нет за ту жестокость оправданья!
Разве только то, что за  дары,
собранные им в Орду, для хана,
невольников менял он, из Руси...

Итак, от роду в год сорок четвёртый,
Алискандер свой путь вершит в Орду.
Ещё не зная, что приговорённый,
уж не вернётся к своему двору.

Отравленный, как и отец когда-то,
на полпути назад он встретит смерть.
Но он успеет окреститься Александром,
и, отмолив грехи, спокойно умереть...

                Ноябрь 2008 г.


Стихотворение своё я написал под впечатлением от книги российского историка Мурада Аджи (Аджиева) «Тюрки и мир: сокровенная история» (М. 2004).
Хотя я не во всём согласен с автором этой книги, но моё восприятие истории России изменилось кардинальным образом!
Мне стало понятно, почему Мы такие- «Иваны, родства не помнящие», почему Мы алчны,коварны и завистливы, нетерпемы к инакомыслящим и презрительны к инородцам, почему Мы боремся и не можем победить коррупцию и пьянство, почему Мы способны на героические поступки, но не можем победить собственную лень...
почему Мы благородны в душе и пакостны наружне...
Потому что Мы- тюрки, которые забыли свои истоки, своё назначение,своё родство.
Не буду углубляться в рассуждения, приведу только несколько исторических справок о человеке, которого Мы знаем как Святого благоверного князя Александра Невского.
 
«Династия московских князей брала истоки от Александра Невского, названного сына Батыя, прожившего в Орде у него с младенчества. Получив в руки парнишку 8-9 лет, Батый воспитал Алискандера(Александра) по своим правилам, привив ему свои взгляды на жизнь, сделав из него настоящего сына - степняка, преданного Золотой Орде и почти забывшего свой язык».
«Дань обязывала Батыя выделить даннику войско, которое охраняло князя. В случае агрессии Орда защищала его силой своей армии, но уже за отдельную плату - за оброк. Скажем, Новгородские земли опекал хан Алискандер, наместник Батыя, он собирал с русских оброк, следил за миром на границах Руси. В его распоряжении и был вооруженный отряд, который назывался «жандармским».
Судьба хана Алискандера легендарна, она ярче других показывает то светлое время, когда тюркская и русская культура стояли рядом, отстаивая право на жизнь. Враг у них был один - Запад, он и сближал. Потомок Рюриковичей и ордынской княжны, Алискандер был молочным братом сыну Батыя, Сартаху, под тюркские песни росли оба мальчика в ханском дворце... Отец Алискандера первым из русских (из норманнов) признал Ясу Чингисхана, взял в жены красавицу степнячку, назвался Батыю братом...
Ныне того наместника зовут «Александром Невским», славянином, полководцем, но таковым он не являлся. Не мог. Он и «Невским» не был.
Главнокомандующий Орды Субутай определял политику в Европе, он командовал. И побеждал тоже он... При чем здесь сборщик оброка, которому приписана чужая победа?.. Конечно, к Руси события на озере не имели отношения, отправлять рыцарей в поход, да в тяжелейшее время, когда по Европе смерчем шел Батый, разумеется, никто бы не стал.
К тому же у русских не было собственного войска, их молодежь служила у Батыя, таково условие дани... Могли ли они разбить немецких рыцарей? Без войска?
Для информации: наемная армия (стрельцы) появилась у «московских» русских при Иване Грозном в 1572 году, а регулярная - при Петре I. Все ее ранние «сражения» и «победы» неприлично придуманы... Александр Невский - придуманный «герой», это два человека в одном лице, две судьбы в одной жизни. Его сделали «Невским», христианином, русским святым, полководцем в XVIII веке, когда западные ученые, приглашенные Петром I, упражнялись на историографии России. Сочиняли, не удосуживаясь согласовать «события» друг с другом. Они предлагали абсурд. Стыд был им неведом... «Невским» и тем более «полководцем» Алискандер быть не мог, потому что не участвовал и в Невской битве. Ее вообще не было!
У реки Ижоры сошлись русские (шведы, которых вел зять короля Биргер) и финны, между ними был бой за право пути на Ладогу. Александр «Невский» стоял на другом берегу Невы и даже не видел битву, а видел, как сообщает летопись, исход ее - шведы загружали на баржи раненых и трупы. Он имел конный дозор в тридцать шесть человек, для полководца войско маловато, а для сборщика оброка вполне достаточно.
Даже Н.М. Карамзин отметил эту нелепость, цитируя летопись: «За рекой Ижерою, где совсем не было сражения, нашлось множество шведов, убитых без сомнения Ангелами».
Конечно, ангелами. Кем же еще?
Но осторожный Карамзин вышел и из этой щекотливой истории, написав буквально следующее: «Современники ли наименовали Александра «Невским»? В описании дел его и в Летописи Новгородской нет сего прозвания...» Вот так. Нет!
Очень выразителен здесь Н.М. Карамзин, он проворен, как лисица, рассказывая в основном тексте одно, а в комментариях совершенно иное. Любопытно, например, сообщение о походе дружины новгородского князя Дмитрия, сына Александра Невского, в 1277 году на Дагестан. Дружина присоединилась к войску хана Мангу-Тимура, который вел войну против кавказских народов. «Князья наши завоевали Ясский город Де-дяков (в Южном Дагестане), сожгли его, взяв знатную добычу, пленников, и сим подвигом заслужили отменное благоволение Хана, изъявившего им оное не только великою хвалою, но и богатыми дарами». То был не единственный их совместный поход.
Интересно, что влекло новгородских князей на чужбину? Не сами же они шли на Кавказ?
Зато известно, как этот «народный заступник» собирал оброк. Как выслуживался перед ханом. Как отрезал уши, вырывал глаза и носы у подданных... Даже «варваров» поражала его жестокость. Он стал в российской истории великим князем Владимирским, героем, а русские тогда им пугали детей: «придет Александр и заберет тебя». Карамзин не скрыл и это... Может быть, угрызения проснувшейся совести заставили этого «народного заступника» незадолго до смерти принять монашескую схиму и новое имя - Олекса? Отсюда и имя Александр, которое вошло в историю...
Впрочем, с именами в российской истории явная неразбериха, как правило, они идут в «славянской» транскрипции. Ярицлейв, сын конунга Вальдемара, становится Ярославом, сыном князя Владимира. Богорис - Буреславом, потом Святополком. Имена меняются с удивляющей легкостью, как и сама история. Но есть «Сага об Олаве Святом», там Русь и ее люди выглядят куда правдоподобнее. По крайней мере, честнее.
Александр Невский был усердным наместником. Знал, за преданность дают пряник, за самовольство - кнут, словом, жил по Ясе Чингисхана. По ней жила и матушка-Русь во времена татаро-монгольского ига. «Злее зла честь татарская», - говаривали русские, а делать ничего плохого не могли, ибо Закон есть закон, над всеми он тогда был одинаковый.
Нелегка «честь татарская», правды и честности требовала она от всех... Тем не менее, князь был мудрым человеком и достойным правителем. Вот как Н. С. Борисов корректно высказывается о личности  князя: “Что касается Александра Невского, то он в своем стремлении наладить мирные отношения с Ордой не был ни предателем интересов Руси, ни ее “добрым гением", “спасителем”. Князь действовал, так как подсказывал ему здравый смысл. Опытный политик суздальско-новгородской школы, он умел видеть грань между возможным и невозможным. Подчиняясь обстоятельствам, лавируя среди них, он шел по пути наименьшего зла. Он был, прежде всего, хорошим хозяином и более всего заботился о благополучии своей земли.”
Вот несколько ссылок на различные версии об истории жизни князя А. Невского:
history.wikireading.ru/144886
livonia.narod.ru/research/ice_battle/rifma_introduce.htm