Слова и смысл - Эссе Алексея Баскакова

Кубок Стихиры
Не претендую  на полноценный обзор конкурсных стихов, но попытаюсь остановиться на собственных ощущениях от некоторых произведений наших уважаемых авторов.

        В нашем третьем конкурсе сам выбор конкурсных слов предполагал, что большинство участников НЕ ЗНАЮТ их значения и могут только строить догадки. К сожалению, Слава Оз своим постом разрушил интригу в самом начале, на корню подрубив фантазию авторов.

        Полагаю, что в противном случае таких шедевров, какие представили нам Валерий Грищенко и Вячеслав Ильин (Psyna) было бы гораздо больше.

        Не соглашусь с Убыбом в части упреков авторам по поводу неверного использования конкурсных слов. Нигде в текстах пояснений ударения в словах не проставлены, поэтому, что на лАйду, что на лайдУ - одинаково иду.

        Неверное склонение слова «уёк» и неверно указанный ареал его обитания для меня тоже не представляется серьезной ошибкой, которая может повлиять на оценку стихотворения, но тут у нас с Убыбом мнения расходятся. Ему, конечно, виднее, поскольку я с этой рыбкой никаких дел не имел…

       Ну, а по поводу «ары», тут я всецело на стороне авторов: «Ара» птица вольная, чем хочет, тем и питается. Одни ары, может, шикшу предпочитают, а другие – шашлыки… А ареал обитания у них, как известно, «от тайги до британских морей»…

      Оксана Щербатая в своем стиотворении «На далеком Шикотане» достаточно приблизилась к народной песне, благодаря использованию устаревших окончаний: «ноженьки», «дороженьку», «крылышки» и оборотов, которые она использует последовательно и верно: «шумят веры грозные», «к деткам родимым летит…». Таким образом, Оксана сумела создать удачно стилизованное произведение. К сожалению, на фоне стихов более опытных авторов ее стихотворение затерялось, но мне эта вещь показалась достаточно удачной.

        Стихотворение Ильи Тупрова поразило меня подробностью, запомнившейся из моего далекого дальневосточного детства: корюшка действительно пахнет свежим огурцом! Как пахнет уёк – не знаю, но стихи у Ильи получились веселые. Действительно, от рыбацкой байки слишком уж большого правдоподобия ждать не приходится…

        Светлана Сибряева "Мы гуляли с тобой по лайде", Маленькой Ошибки «Дальневосточная нежность» – самостоятельные лирические стихотворения, в которых конкурсные слова специально не обыгрываются. Можно спорить о правильном или неправильном их использовании, но никакого значения это не имеет. Эти стихи о любви выпадают из общего ряда стихов о суровой природе и трудной жизни птиц, рыб и моряков, которые были во множестве представлены на конкурсе…

        Стихи Екатерины Владимирской, Теффии, Павла Судоплатова, Натали Акимовой Ланы Брисс на этот раз представляют примеры специального конкурсного стиха: задание выполнено в точности, все слова использованы, описана печальная жизнь на островах (в море, в деревне, на дальнем пограничье), в каждом присутствует сюжет и маленькие изюминки, но ни один из представленных стихов у меня не отложился в памяти, не вызвал восхищения, хотя и больших претензий тоже не возникло. Заинтересовала, конечно, судьба пограничника из стихотворения «На Дальнем Востоке…». Осталось непонятным, то ли ары с чайками виноваты, то ли шишки с кедрами, то ли наловленный уёк оказался несъедобным, но результат печальный – страна потеряла мальчишку пограничника. Известное дело, Дальний Восток – тоже дело тонкое…

          Напротив, запомнились и привлекли своей непосредственностью стихи Шального «Магаданский пленэр», Сани Лучезарного «Айда в лайду», Ирины Блажевич «Какая у мужчин забота», Ларисы Котовской (вне конкурса). Причем, никто, видимо, не заметил, что у Сани Лучезарного это именно ПЕСНЯ, которая прекрасно поется на мотив эпохальной песни Smokie «What Can I Do». Кстати, для русского уха звучит почему-то очень знакомом: «Водку найду»… Но мне очень понравилось в этих произведениях, во внеконкурсных стихах Константина Борисова и Ларисы Котовской не отточенность формы, а веселая бесшабашность содержания, не законченность картины пейзажа, а динамика сюжета.

          Среди стихов конкурса неожиданный  взгляд на проблему проявился в стихах Ольги Дивинской «Рассвет» и Ларисы Котовской «Пять слов о любви». Эти стихи я бы назвал ностальгическими и содержание, вложенное в них, гораздо глубже, чем было предусмотрено требованиями конкурса.

           А вот Александр Цыганков "Выжить любой ценой. Тайга", несмотря на жутковатую атрибутику, не производит впечатления глубины и серьезного отношения автора к описываемым событиям.

           Моими героями на этом конкурсе  стали В.Ильин и Валерий Грищенко, которые очень творчески подошли к поставленной задаче и создали действительно выразительные и запоминающиеся своей оригинальностью произведения. Принципиально «неправильное» использование конкурсных слов В.Ильиным (Psyna) и изумительно точная передача содержания вложенного в них смысла, который уловил В.Грищенко, не могли не найти отклика в душах наших авторов!

           И арбитры и участники оценили абсолютное соответствие замыслу авторов Конкурса стихотворение Т.В.Деминой «Коряк»: поскольку корякский народный фольклор не переведен на русский язык, его русскоязычную версию необходимо было создать, передав весь колорит быта и вековую мудрость этого небольшого народа! Стихотворение всем очень понравилось и своей краткостью, и выразительностью образов, и знанием особенностей национальной охоты(рыбалки)!

        А вот Атропиновая Принцесса вовсе абстрагировалась от предложенных слов и их значения, удалившись в мир собственных переживаний и эмоций. Не вдохновили меня довольно сильно истасканные образы ангелов, но не оценить этих неожиданных переходов из детских воспоминаний к взрослой безысходности в «карандашной попытке возврата домой» читатель просто не может. Можно не принимать стиля написания этих стихов, но они удерживают наше внимание до конца своим непонятным очарованием и внутренней болью.

          Спасибо всем участникам конкурса за интересные произведения!

Хочется пожелать всем:  ищите собственные пути  удачи и успешного участия в новых Конкурсах.      


Арбитр                Алексей Баскаков