Виды художественных образов

Александр Лагуновский
ПЛАН

1. Виды образов в эпосе и драме.
2. Понятие и споры о лирическом герое.


ЛИТЕРАТУРА

1. Волков И. Теория литературы. М., 1995.
2. Гуляев Н. Теория литературы. М., 1985.
3. Основы литературоведения. М., 2000.
4. Тимофеев Л., Тураев С. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.
5. Хализев В. Теория литературы. М., 1999.
6. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

По характеру обобщенности художественные образы можно разделить на индивидуальные, характерные, типические, образы–мотивы, топосы и архетипы (мифологемы).
Индивидуальные образы характеризуются самобытностью, неповторимостью. Они обычно являются плодом воображения писателя. Индивидуальные образы чаще всего встречаются у романтиков и писателей–фантастов. Таковы, например,  Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В.Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в «Мастере и Маргарите» А. Булгакова.
Характерный образ, в отличие от индивидуального, является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер (персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, пьес А. Островского).
Типичный образ представляет собой высшую ступень образа характерного. Типичное – это образцовое, показательное для определенной эпохи. Изображение типичных образов было одним из достижений реалистической литературы XIX века. Достаточно вспомнить отца Горио и Гобсека Бальзака, Анну Каренину и Платона Каратаева Л.Толстого, мадам Бовари Г.Флобера и др. Порой в художественном образе могут быть запечатлены как социально–исторические приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера того или иного героя (так называемые вечные образы) – Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов …
Образы–мотивы и топосы выходят за рамки индивидуальных образов героев.


P.S. Здесь представлен старый и усеченный вариант лекции
«Виды художественных образов»
Новый расширенный и подробный  вариант ищите на моем сайте
http://1abzac.ru/