Полифункциональность литературы

Александр Лагуновский
Функции литературы

               
                План:

1. Утешительно–компенсаторная функция.
2. Познавательная функция.
3. Эстетическая функция.
4. Коммуникативная.
5. Художественно–концептуальная функция.
6. Функция предвосхищения.
7. Воспитательная функция.
8. Внушающая функция.
9. Общественно-преобразующая функция.
10. Гедонистическая функция.


                Литература:

1. Борев Ю. Эстетика в 2 Т. - Смоленск, 1997.
2. Волков И. Теория литературы.  - М., 1995.
3. Гуляев Н. Теория литературы. – М., 1985.
4. Основы литературоведения. – М., 2000.
5. Тимофеев Л., Тураев С. Словарь литературоведческих терминов. – М., 1974.
6. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1998.

Нередко все многообразие функций, подвластных литературе, сводят к двум–трем. Зачастую преувеличивают значение отдельных, не самых важных, функций, например, общественно–преобразующей и воспитательной (в марксистской критике).

Рассмотрим функции, выполняемые литературой, во всем многообразии.

Самой значимой  из всех функций, выполняемых литературой в жизни человека, думается, является функция утешительно–компенсаторная.

1. Утешительно–компенсаторная функция.

Художественное творчество – есть построение с помощью художественных образов новой реальности – художественного мира. Этот мир строится по своим особым законам и неподвластен законам материального мира. Хотя иногда очень похож на него.

Читатель обладает способностью, вовлекаясь в действие воображаемого мира искусства, ставить себя на место героев любимых книг и проживать их жизни, как свою собственную.
Так восполняется отсутствие в реальной жизни  у фрустрированного современного человека  любви, приключений, интриг, дорогих вещей, продвижения по служебной лестнице и многого другого.

Таким образом, выполняя эту функцию, литература в сфере духа иллюзорно восстанавливает гармонию, утраченную индивидом в реальности.

Именно эта способность искусства замещать действительность, уводить от нее делает его безумно притягательным для многих читателей.

2. Познавательная функция литературы.

В прошлом познавательные возможности искусства (и литературы в том числе) нередко недооценивались.

Например, Платон считал необходимым изгнать из идеального государства всех истинных художников (даже Гомера, правда, увенчав его предварительно лавровым венком). Для Платона искусство – низшая форма постижения идеи. Материальные вещи, по Платону, – тень идеи. Искусство – тень материальных вещей, поэтому оно – тень тени. Так уже на заре философского мышления било высказано недоверие к познавательным возможностям искусства. Для Гегеля искусство также было низшей формой  познания истины, уступающей, в конце концов, место философии и религии.

Однако познавательные возможности искусства огромны, его нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Так, Энгельс отмечал, что из романов Бальзака мы можем узнать о жизни общества больше, чем из сочинений всех историков,  экономистов, статистиков той эпохи, вместе взятых.

Искусство способно к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке. В научной формуле воды Н2О схвачен закон существования этого явления. Но явление богаче закона. В формулу воды не вошли не прелестное журчание ручья, ни переливы волн, ни лунная дорожка на поверхности моря, ни бушующий девятый вал, который мы видим на картине Айвазовского и в котором живет мощь стихии. Сотни свойств воды, все ее конкретно–чувственное богатство осталось за  пределами научного обобщения.

Таким образом, познавательная информация, содержащаяся в искусстве (то есть и в литературе, как ведущем виде искусства) огромна. Оно существенно пополняет наши знания о мире. Сопрягая личный жизненный опыт с опытом других людей, искусство служит средством познания мира и самопознания личности.
 
3. Эстетическая функция.

Эта функция проявляется в способности литературы, во–первых, формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и, во–вторых, пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты.
То есть литература учит человека видеть жизнь сквозь призму образности. Она пробуждает в людях художников.


P.S. Здесь представлен старый и усеченный вариант лекции
«Полифункциональность литературы»
Новый расширенный и подробный  вариант ищите на моем сайте
http://1abzac.ru/