Нателла Климанова и Собачий Бог Черного Георга

В Садах Лицея
Сады Лицея предлагают к обсуждению критическую рецензию Нателлы Климановой.
Текст опубликован полностью, без изменений и правок.

Предлагаю для разбора совсем небольшое стихотворение Чёрного Георга и свою рецензию на него.
У кого получится рецензия больше и лучше или другого мнения, - буду только приветствовать:

Собачий бог
Чёрный Георг Предел Невозможного

Горит над озером звезда, – ну как звезде не быть?
Едва луна всплывёт горе, обгрызенным мослом
Раздвинув тучи, от мерёжек нощь в глазах рябит.
Аршинно щерясь в темноту, гортанно славословь –
Святаго, изволивша плоть носити за рабы.
Идёт, в перстах зажав скрижаль и вервие с веслом,
Молчащий милосердый бог, чьё имя ты забыл...

http://www.stihi.ru/2009/06/10/5675


В стихотворении-акро у Чёрного Георга, - самое настоящее торжество его психоделичного метода трансгрессии, - ненавязчиво посылать читателя из конца стихотворения к началу и самому названию стиха и ошеломлять открывающейся восприятию и пониманию читателя, катастофической идеей.
Читаем название, и, - ОО!! ураа!!
"Собачий бог", - ребус разгадан и удивительная мысль озаряет страшной догадкой, что для собачки Му-Му глухонемой Герасим был настоящим молчащим богом.
Но, что самое поразительное, монолог автора звучит и трансформирован словно от души и самых внутренностей бедной собачки и на уровне её миропонимания.
Для собачки естественно видеть звезду и мечтать о "обгрызенном мосле". Собачка видит рябь воды в реке.
Собачка рычит и щерится аршинно в темноту, потому что - страшно.
Собачка лаем, гортанно славит своего бога, который рядом идём с веслом и верёвкой.
Бог у собачки - добрый, молчащий и милосердный.
Последние 4 слова о имени бога, которое " ты забыл", ничем не отделённое от всего текста, - но это гвозди всего стиха, которые отсылают мысль к названию стиха и заставляют сделать некий транфизический переворот, - трансгрессию, и подумать о себе и всех людях, похожих на эту собачку Му-Му.
А дальше подумать о религии, которая приучает людей быть покорными холопами.
А ещё дальше, мысль уносится к Тургеневу и его знаменитому рассказу о Му-Му и её хозяине - Герасиме.
ГЕРАСИМ -подсказывают первые буквы стиха-акро в ответ на вопрос, кто же этот бог, такой милосердный и молчащий?
- Собачий бог.

Так вот о чём хотел сказать Тургенев: о несправедливом боге и покорном человеке-холопе, рабе, "изволивша плоть носити за рабы", то есть , пожелавшего сделать свою плоть и кровь - рабской плотью, сделаться рабом.
А может Тургенев не об этом хотел сказать?
А просто о молчаливых страданиях бедного народа?
Но, нет же.. Многие десятки лет, почти век, волнует читателя Тургенева и волнует Тургенвеский бесхитростный рассказ, о бедной, безвинно утопленной собачке Му-Му , о её хозяине глухонемом Герасиме и крепостном строе.
Но, видимо, лишь в начале 21 века Чёрный Георг, наконец то, верно угадал основную идею великого рассказа Тургенева о его протесте против религии, которая делает человека похожего своей преданностью и любовью к богу, на собачку Му-Му.
Терпеливый и наивный, добрый и преданный в вере, "аршинно щерящий в темноту" народ - это есть, образно говоря, преданная молчащему милостивому богу - добрая "собачка" Му-Му.
Как не вспомнить другие гениальные строчки поэта Блока, который живописал народ в образе "безродного пса", жмущегося "шерстью жёсткой" к ногам, и, летущегося позади солдат:

...Так идут державным шагом —
Позади — голодный пёс.
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

Впереди Исус Христос, как главная идея и вера, иллюзия в розочках "безродного пса".
У Чёрного Георга не иллюзия в розочках, а живые и реальные "мерёжки ночи" рябящей тёмной воды в глазах собачки Му-Му.
У Блока в другой поэме "Возмездие" главный герой, в отличие от Тургеневского глухонемого Герасима, - злой, символичный волшебник-кудесник "Победоносцев над Россией", который зачаровал и усыпил страну "Стеклянным взором колдуна",усыпил весь народ, зажав в "узел бесполезный" её чаяния и надежды а душу положив под "сукно"

В те годы дальние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла:

Победоносцев над Россией

Простер совиные крыла,

И не было ни дня, ни ночи

А только - тень огромных крыл;

Он дивным кругом очертил

Россию, заглянув ей в очи

Стеклянным взором колдуна;

Под умный говор сказки чудной

Уснуть красавице не трудно, -

И затуманилась она,

Заспав надежды, думы, страсти...

Но и под игом темных чар

Ланиты красил ей загар:

И у волшебника во власти

Она казалась полной сил,

Которые рукой железной

Зажаты в узел бесполезный...

Колдун одной рукой кадил,

И струйкой синей и кудрявой

Курился росный ладан... Но -

Он клал другой рукой костлявой

Живые души под сукно.

Чем же узел бесполезный отличается от "вервии" в руке глухонемого Герасима, когда тот у Тургенева и у Чёрного Герга шёл топить преданную Му-Му в тёмном омуте?
При этом ЧГ уточняет, что в руках у Герасима были "скрижали", то есть камни; камни веры, данные в скрижалях другим богом , пророком Моисеем, для народа-холопа.
Эти камни-скрижали пригодились молчаливому, милостивому "Герасиму", для того, чтобы утопить в реке забвения в тёмной "нощи" "надежды, думы, страсти" бедной, преданной "Му-Му":

Святаго, изволивша плоть носити за рабы.
Идёт, в перстах зажав скрижаль и вервие с веслом,
Молчащий милосердый бог...

Но ещё более впечатляет протест у Чёрного Георга против "молчащего милосердного бога", чье имя "ты забыл".
А чьё имя ты, он, или,- весь народ забыл?
И снова круг мысли по гениальному стихотворению, и снова возвращаешься к названию стиха - "Собачий бог" - это имя Бога, которого ты забыл..

Потрясающее стихотворние у г-на Георга.
Неимоверное количество послевкусия и послеразмышлений по стиху, и с каждым витком, и с каждым возращением к названию стиха, - мыслей и чувств всё больше, и всё больше проникаешься смыслом стиха и великой прозорливостью автора и его связью с родной русской литературой, - связью, как пуповиной, с именами великих русских писателей, - именно благодаря этой живительной духовной связи, - поистине гениально было разгадано великое послание Тургенева своему русскому народу о его понимании БОГА, которое ни мало, ни много, но уже тысячу лет довлеет над умами и душами русского народа и калечит его изначальное, данное богами древней Святой Руси, космическое миропонимание вселенной и место каждого человека земной и небесной иерархи.
А ведь Тургенев, в те времена 19 века, не мог ясно и просто выразиться. Как не мог сказать напрямую Блок, Пушкин. Толстой попробовал сказать, - так его тут же отлучили от церкви.
Чёрный Георг разгадал и проникся идеей Тургенева о истинности бога и народа, который верует в бога.
Очень даже уместно и понятно теперь, отчего здесь, в акро, звучит, как бы от лица собачки Му-Му старославянский язык - нощь; словасловь; святага, носити; изволивша; в перстах, вервие;
Это вовсе не кощунство, а это есть истина двух гениев 19 и 21 века, - Тургенева и Чёрного Георга о русском народе.
Георг понял и разгадал великую загадку послания Тургенева и завершил идею Тургенева в небольшом акро.
Акро небольшое по размеру и объёму, но, благодаря психоделике и работе методов и римов психоделики, - произведение приобретает, воистину, великолепный масштаб и размеры гениального, прозорливого произведения, созвучного двум эпохам, - Тургеневскому 19 веку и 21 веку - эпохе Чёрного Георга.

В то же время, стоит признать, что с применением новых методов психоделики жанр акро у Чёрного Георга круто реформируется и выходит на новый технический и смысловой уровень.


Вы можете оставить свое мнение либо свой критический разбор стихотворения в виже рецензии.

Администрация Садов напоминает всем участникам дискуссии о необходимости соблюдать корректность высказываний и взаимоуважение.