Когнитивный дядя Миша

Уменяимянету Этоправопоэта
1

Если поэту не давать сочинять стихи или, в крайнем случае, прозу, обучить его в физико-математической школе или заставить закончить факультет психологии ничего страшного с поэзией не случится.

Поэзия прекрасно проживёт без любого поэта, а без некоторых поэтов ей даже лучше.

Неприятности произойдут совершенно в другой области.

Поэт может объявить себя когнитивным учёным.

В дословном переводе с латыни «когнитивный» означает «познаваемый», но это абсолютно ничего не проясняет для понимания сущности когнитивной науки.

Вообще не существует таких слов при помощи, которых можно проникнуть в сущность когнитивного подхода в науке.

Для того чтобы сдать экзамен по когнитивной науке необходимо знать те слова, которыми пользуется преподаватель.

Когнитивной может внезапно стать любая отрасль человеческих знаний или явление и, даже механизм.
Для этого достаточно к названию приставить слева слово «когнитивный».
Можно утверждать о существовании когнитивной психологии, когнитивной физики, когнитивной экономики, когнитивного электричества, когнитивного телевидения.
Слово «когнитивный» подходит ко всему на свете.

Для объяснения сущности понятия «когнитивный» лучше всего использовать термин «торсионные поля», но нельзя забывать и такие слова как «трансцендентный», «эзотерический» и «синергия».

Переставляя эти слова произвольным образом, и добавляя их в качестве приставок, эпитетов и метафор ко многим другим словам можно получать научные звания, становиться членом академий, преподавать на кафедрах государственных ВУЗов, публиковать монографии со своей фамилией на обложке, вызывать у окружающих уважение.

2

Мне очень повезло, что куратором моей группы в институте был старший преподаватель кафедры физкультуры – тренер по спортивной гимнастике Михаил Борисович.
На вопрос, как ему удалось до 60 лет сохранить прекрасную физическую форму, он с молодым блеском в глазах и задором отвечал: «Надо меньше жрать и спать».
Не имея высшего образования, что даже для преподавателя кафедры физкультуры нестоличного ВУЗа было нонсенсом, Михаил Борисович самостоятельно изучил ряд научных дисциплин и теорий и мог оперировать рядом понятий и терминов из психологии и даже физики.
Но он никогда этого не делал без специальной просьбы.
Речь его на первом уровне восприятия была проста и понятна.
Мне в частности он говорил: «Боря, ты не дурак, поэтому тебе нужно быть немного умнее».
Нас Михаил Борисович делил на своих студентов и своих воспитанников.
Он так и говорил – «воспитанник».
Звание воспитанника нужно было заслужить.
Но способ выслужиться до воспитанника не объявлялся.
В воспитанники попадали отличники и троечники, усидчивые и лодыри.
Как-то я спросил Михаила Борисовича, какие психологические приёмы он использует в учебном процессе.
«Надо уважать студентов и любить воспитанников» - был ответ.
С отстающими студентами и студентками Михаил Борисович проводил беседы.
Беседы были двух типов.
Первый тип сводился к словам «к чёртовой матери в Афганистан» и «кому ты такая нужна непутёвая».
Второй тип – это был рассказ о голодном послевоенном детстве мальчика Миши, занимал несколько больше времени и очень походил на стихотворение Арсения Тарковского «Вся Россия голодала».
Если отстающих было много, Михаил Борисович произвольным образом делил их на две группы и беседовал с ними порознь, не разделяя на юношей и девушек.
С первой группой он расправлялся за пять минут, напоминая про Афганистан и мужа.
Со второй беседовал дольше.
Девушек вышедших замуж Михаил Борисович не преследовал за неуспеваемость.
«Она уже отучилась» - говорил он.

После защиты диплома мы пришли домой к своему куратору.
Из последнего разговора я запомнил такую фразу.

«Я всегда хотел, чтобы мои воспитанники отличали правду от лжи и добро ото зла и могли сами выбирать между ними».