Рай там, где безоблачное детство

Сказки Риты Раски
Милые люди, это эссе написала в прошлом году, когда вся наша семья была ещё – одним целым. Никогда не знаешь, когда страшная беда постучится в дверь.
http://stihi.ru/2010/05/11/6452

Очень хочется, чтобы мир стал более добрым, и мы любили своих и чужих детей за то, что они просто есть! С сердечностью и добрыми пожеланиями детям, их родителям, бабушкам, дедушкам, всем, кто существует на нашей грешной земле, Р*Р*


Я, Рита Раски,  многие годы работаю с самыми прекрасными людьми на свете —
маленькими детьми.
 Перед глазами, будто кадры из кинофильма, мелькают первые дни педагогической деятельности,  родители детей,  выпускники...
Проходит время, меняются дети,  само общество, философия воспитания.
Неизменной остаётся лишь роль педагога.

В любом времени  (в 17 или в 21 веке) - нужно учить  и воспитывать детей.
Новый аспект в проблеме воспитания был открыт русскими философами Серебряного века (золотого века русской мысли).
Бердяев, например (русский философ и мыслитель), полагал, что ядро собственного "Я", находится в уникальности личности:
«У меня никогда не было чувства происхождения от отца и матери, я никогда не ощущал, что родился от родителей. Некоторые друзья, шутя, называли меня врагом рода человеческого» (5, 26)". 
На мой взгляд, очень печальное и одинокое размышление.
Ведь всё начинается с детства: с колыбельной, которую поёт мать, с субботнего похода с отцом в  музей или на детскую  площадку,  с первых стихов, с неудачи,  с первой любви к мальчику,  который сидит с тобой за одной партой  и с первого смелого поступка. 
Детство похоже на сказку, которую каждый из нас рассказывает по-разному.
Величайший французский писатель и философ эпохи Просвещения - Жан-Жак Руссо,
предпочел отдать своих детей на общественное попечение.
Несмотря на этот парадокс, на противоречивость взглядов на многие вещи, он всё же утверждал:
«Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению». 
Но как можно с этим не согласиться? Двумя руками «за»! А вы?!

Есть такое понятие – «вечные ценности» (то, что дорого человеку во все времена).
Но ведь кроме вечных,  есть ещё и какие-то личностные ценности.
Задумалась... А что сегодня ценно для Человека?

Для меня это - мир, любовь, здоровье, семья, дружба, работа любимая, дети, поэзия, знания, да и сотовый телефон, конечно же, и наряды, и деньги).

А вот основой культуры в философической части "Культура и этика" великого гуманиста, лауреата Нобелевской премии - Альберта Швейцера (1875--1965),
явилась не материальная, а духовная сторона. "Материальные достижения, - пишет он, - это еще не культура; они становятся ею лишь в той мере, в какой их  удается поставить на службу идее совершенствования  индивида и  общества".
Мысленно соглашаюсь с ним, но умом понимаю, что в современном мире цейтнота, катастроф, наркотиков, СПИДа,- тяжело нести  «крест гуманизма».

Где же найти место, которое согреет и подарит душевный уют?
«Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца»: философствовал Василий  Александрович Сухомлинский (1918-1970).
Кто же услышит детское сердечко? У кого учиться быть счастливым?
Конечно же, у взрослых: у отца, у матери, у них постигать духовные традиции своего народа.

Вернусь к эпохе Просвещения, к Жан Жаку Руссо,  к его известным мыслям и изречениям
(не буду торопить события, после объясню, зачем я делаю  это).  Вот они:
« Наши истинные учителя — опыт и чувство "
« Свобода человека состоит не в том, чтобы делать что хочешь: она в том, чтобы никогда не делать того, чего не хочешь».
« Один только урок нравственности годен для детства... и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла».
« Царство женщины — это царство нежности, тонкости и терпимости».
« Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях».
«Против всего можно устоять, но не против доброты».

Нельзя не задуматься и не порассуждать над этим.
Не правда ли, практика жизни показывает, что регулярный повтор действий, придаёт ребенку  уверенность и укрепляет его доверие к нам.
ДобрА мать... и ребёнок сердечен;
при непринуждённом воспитании и тактике, появляется отзывчивость, и открытость детской доверчивой души.

А  теперь самое время объяснить, с какой целью я привела немалое количество философских источников  и рассуждений Руссо.
Прошло примерно полгода с того дня, как я однажды решила почитать книгу  Джона Грея,  современного автора,  имеющего  степень доктора философии  Колумбийско - Тихоокеанского  университета. Который известен во всем мире, как ведущий специалист в области человеческих взаимоотношений и личностного роста.
Книга 21 века ... под названием «Дети с небес».
Читала два дня и две ночи... невозможно было оторваться.
Искусство позитивного воспитания, дух сотрудничества с детьми — вот основная идея  книги Джона Грея.
Мне бы хотелось рассмотреть одну из выдержек данной книги из части, которая имеет название «Ритуалы любви»:
Дети - восприимчивы. Они не любят, когда их прерывают.  Повторение дает им чувство безопасности. Для  детей нужно придумывать специальные ритуалы, подчеркивающие вашу любовь к ним, чтобы они могли почувствовать свою значимость и наладить особую связь с каждым из родителей.
Эти ритуалы не должны занимать много времени, но необходимо, чтобы они повторялись, и чтобы ребенок чувствовал, что они совершаются специально для него (Грей Д. 2004).
 Ж. Руссо говорит о пользе упражнений  в воспитании детей, о том, что воспитание начинается с рождения, об опыте и необходимости чувства в жизни человека.
Грей развивает эти идеи в позитивных современных методах воспитания.

Считаю, что ритуалы, которые непременно есть в каждой семье — подтверждают изречения, как в философии современности, так и 17 века.
Меня порадовало, что среди философской противоречивости воспитания Руссо,
я всё же нашла созвучность с  Греем.
Наблюдая за ритуалами, исполняя их на собственном опыте, хочется отметить, что часто они возникают, непроизвольно, воспитываются,  на мой взгляд — автоматически.

Отголосок нашла и в высказываниях Альберта Швейцера: « Личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный».
Считаю, что ритуалы, которые есть во многих семьях —  необходимы, нужны и целесообразны.

Вот, например, ритуальность моей собственной семьи, состоящей из 4 человек (я, муж, двое сыновей):
* свободное время проводится  2 раза в неделю - совместно (походы в увеселительные центры, в гости, выезды на природу и т. д.);
* через каждые два дня — ужинаем вместе;
* перед сном муж или я читаем младшему  сыну – книги;
* посещаем все хоккейные турниры и игровые встречи старшего сына,
  болеем за его команду всей семьёй;
* каждый месяц в субботу посещаем  центральную библиотеку;
* раз в неделю просматриваем один из фильмов всей семьёй;
* отпуск проводим только вместе;
* в силовой зал все мои любимые мужчины семьи — ходят вместе;
* посещаем могилы родителей и родственников, ухаживаем за ними всей семьей без исключения;
* уборка в доме совершается по договоренности всем семейством раз в неделю;
* по возможности, готовим каждую неделю всей семьей – ужин;
* встреча Нового года – семейный праздник;

Это - общность, без которой уже и не представляем  свою семью.
В памяти особые воспоминания  - всю жизнь создают приятные ожидания.

Традиции способствуют семейной уверенности в завтрашнем дне — с детства и на всю жизнь. Многие  ритуалы задают ритм жизни мне и моей семье, так же и другим семьям.
Может радости в некоторых меньше, но есть будущее, чувство тепла и сотрудничества,
сердечности, понимания и гармонии.

Практические ритуалы использую и при работе с детьми:
* режимные моменты;
* обязательная  ежедневная психогимнастика;
* ежедневная добрая мысль миру (например « Мы желаем здоровья всем людям на Земле»);
*  приветствие друг друга;
* сказкотерапия;
* ни дня без книжки;
* песенка перед дневным сном;
* поэзия ежедневно;
* прослушание музыки после сна;
* минутки любования и созерцания;
* смехотушки (шутки, веселушки);
* подвижные игры;
* гимнастика;
* ласковое слово о близких.

Ритуал —  это установившийся порядок.
Все привычные действия близки детям, поэтому, что поэтому для них они приятны.
А ведь всё приятное для детей - становится любимым.
Каждый ребенок любит свою чашку, свое место за столом, свой шкафчик.
При долго годичном наблюдении за детьми, замечено:
если ребенку мать завязывает шарфик назад, то только так он его и хочет надевать;
если же что-то изменить, ребенок протестует и остается недовольным.

Замечала, что у детей при выполнении ритуалов, образуются добрые правила и прочные навыки. Вот, например, некоторые ритуалы, которые совершают родители  по отношению к своему ребенку (по данным анкетирования родителей 3\4- х летних детей, которое мы провели перед развивающими беседами):

* чтение перед сном;
* ребенка в сад приводит постоянно один и тот же родитель;
* дочь и мать вместе пекут пироги;
* поглаживание пяток перед сном;
* поход в детский сад с любимой игрушкой — плюшевым мышонком;
* уборка игрушек под детскую музыку из мультфильмов;
* по утрам из кружки-непроливайки ребенок ежедневно выпивает йогурт;
* перед сном принятие ванны и игры с водой;
* сказка при капризках;
* игры с мячом с папой по выходным;
* рисование и совместная лепка по вечерам;
* посещение гимнастики 2 раза в неделю;
* мытье посуды — помощь маме;
* строительные игры всей семьей;
* каждый вечер беседы о том, как провел день в детском саду;
* перед сном -  добрая сказка;
* чистка зубов рядом  с любимой куклой;
* совместное собирание пазлов;
* поцелуи и ласковые слова на ночь;
* приветствие с папой кулачками;
* одевание любимого халатика после душа;
* зажигание свечи по вечерам;
*  вместе приготовление одежды по утрам.

Считаю, что переживания раннего детства и любовь, которую мы друг другу дарим —
это всегда несет позитив и радость.
Жаль, если  взрослым бывает трудно вспомнить минуты любви из своего детства, наверное, им этого очень не хватает.
Если в детстве мы чувствуем любовь и заботу родителей, это дает нам силы. Хочется, чтобы всем детям в мире повезло с родителями.
«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем» - мыслил Лев Николаевич Толстой, 1828-1910.
«Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание». (Л. Толстой).

Моя педагогическая философия - воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных и добрых людей.

Душа ребенка...
Что о ней мы знаем?
Частенько малыша
не понимаем,
орем, приказываем,
вешаем ярлык...
Как груб и непонятен -
Взрослого язык.

Давайте к детям -
будем милосердны!
Ведь вовсе не нужны они
в аренду!
Быть может
в сказках с ними добрых
поживем?!
Сердечней станем... 
Малышей своих -
поймем.       

Нам взрослым бывает полезно иногда возвращаться туда, откуда мы родом.
Думаю, что рай не на небесах и даже не у "ног наших  отцов и матерей".
Рай там, где осталось наше  безоблачное детство.
Рай в наших сердцах, где на всю жизнь поселяется  лучик солнышка, который согрел нас людским приветствием и добром в детские годы.
Может быть, поэтому мы и создаем новую семью, чтобы повторить чувство неосознанного счастья,  к которому мы так стремимся?!

Будьте счастливы и любимы ...здесь... и сейчас!
С сердечным теплом, Р*Р*


                Используемая литература:
      Бердяев Н.А. (2008). Самопознание. Москва: Эксмо.
Дмитренко, С. (2009). Мудрость великих людей.  Москва: Олма Медиа Групп.
Руссо,  Ж-Ж.(1981). Эмиль, или о воспитании. Москва: Сфера.
Швейцер А. (1982). Культура и этика. Москва: Сфера.
Шопенгауэр А. (2008).  Афоризмы человеческой мудрости. Москва: Азбука.