Конкурсные стихи. Замечания ведущего

Большая Стихирская Энциклопедия
Я не претендую на обзор, а скорее просто несколько отрывочных мыслей. Может, самое главное, чего хотелось от конкурса – это уход и от штампа, и от символа. Хотелось чего-то вроде той самой ахматовской перчатки, когда после стиха создается новый символ, который до был просто деталью.

Попробую о таких деталях в стихах

Засохшие крошки, разведенные мосты ложек и одиночество в стакане у Люды Свирской. Тут и еще можно добавлять, но эти запоминаются сразу и идеально подходят под задачу. Помешало в этом стихотворении «тщету надежд, молитв, исканий». Остальное легло всё.

Инна Заславская. Сразу скажу, что у Инны принципиально неимпрессионистское построение стиха, что при всей живости деталей даже в ее пейзажах, которые я очень люблю, есть прямое выражение чувства, что в этой части (заметим, не в поэтическом языке, не в наборе выразительных стредств, а именно в логике построения) стихи Инны очень пушкинские, а у Пушкина я не вспомнила почти ничего, что бы на этот конкурс пошло. С некоторой натяжкой «На холмах Грузии» и то … Но и на
этом, несвоём поле, мастерство дает и прекрасную деталь и передачу ей настроения

Ночь успокоенно вздыхала,
И звезды капали в окно…


Юлия Висицкая.
 Тут вот это

Тонким льдом почему-то подернулся в мае наш пруд,
И закрыли кафе, что напротив Ленкома, бессрочно.


Собственно без этих двух строчек стиха бы в том самом недекларативном звучании не было бы. Кажется, что если бы усилить это направление, найти еще такие же выразителные штрихи, убрав на мой взгляд беpвкусные строки вроде

И уже нет надрыва в словах, а в прощаниях - драмы.

То вышло бы здорово.

Ананстасия Лукомская

Тут я остаюсь в том же недоумении, что и при приеме стиха на конкурс. С одной стороны, вроде, всё по заданию – детали, и от них настроение. С другой, я его совсем не чувствую как стих. То ли разностилье мешает, случайность этих деталей: с одной стороны  мальчика-нарцисса и завода панорама, а с другой - затхлый доширак. Но в мастерских стихах такие контрасты бывают и только усиливают впечатление. А может дело в чрезмерной обощенности этих деталей - это даже не детали в полной мере, а перечисление общих свойств такой комнаты. Может, собственно к детали стоит отнести

Восемнадцать новых SMS

и

На столе таблетки анти-стресс
Рядом упаковка из-под шприца.

Не доеден затхлый доширак.
Не допита банка ягуара.

Остальное слишком общо, чтобы работать на настроение. Восприятие так устроено, что «комната пропахла табаком» воспринимается как штамп и отторгается, а то же, сказанное чуть более вскользь,  может быть очень сильно.

И в порядке полемики с Аней хочу предложить всем желающим участникам и судьям (и вообще всем) написать экспромт «В этой комнате» по мотивам стихотворения Анастасии Лукомской.

Ань, не в теме дело, а всё же в мастерстве. Тут ведь вот какая штука. Я с частными оценками твоими по этому, да и многим другим, стихам практически всегда согласна, но не согласна с общей чаще всего. Почему? Мне кажется, что ты складываешь то, что на самом деле в восприятиии умножается. Ведь за все собственно поэтические элементы наркоману ты 0 поставила. А если бы, как предлагала Ира Артеменко, попробовать по-другому - взять основную оценку по поэтическому мастерству (из любых составляющих, которые представляются важными) и ввести какие-то коэффициенты за актуальность и прочее, то все бы на свои места встало. Там, где стиха нет, то никакая тема его не спасёт.

Я потом еще напишу про остальные стихи, а пока вынуждена остановиться.

Н. Я.