Великая страсть актрисы... Часть вторая

Рашель-Софи
           Одиночество для Рашели было нормальным действом.  Часто она любила уйти в какой-нибудь укромный уголок и часами сидеть, о чём-то думая, или просто рисовать. Сегодня она написала в дневник:               
"Я опять в болоте одиночества... На какой-то миг мне показалось, что я превратилась в родник Любви, Радости и Счастья. Но это лишь мираж в пустыне Одиночества. Опустошение. У меня нет сил посмеяться над собой. Лишь глухой стон в промежутках тяжёлого дыхания. Агония. Агония любви"
Рашель закрыла дневник. Надо спешить. Сегодня встреча с Сансоном, а он не любит когда опаздывают…
         Многие считали, что  характер у  Рашель довольно сложный, - никогда не знаешь, что она чувствует и что нужно сказать в тот или иной момент, чтобы не задеть её чувств и не обидеть.  По большей степени задумчивая, она постоянно витает где-то в облаках, поэтому часто пропускает многое мимо ушей. В больших компаниях она предпочитала молчать и слушать, нежели много, попусту болтать.  Порой, из неё сложно было выбить даже пару слов, и всё потому, что не любила она бросаться словами просто так, считая, что слова по сути дела в нашей жизни имеют большую силу и ими нужно уметь правильно пользоваться.
     Молчаливая по натуре, иногда она начинала говорить загадками и непонятными фразами, отчего мало кто её умел понять и оттого раздражало. При всей её немногословности, многие предпочитали к ней прислушаться и поступить так, как она посоветует. Для многих девушка оставалась загадкой, ведь как ни день, так новая тайна Рашель открывалась взору другим, о которой она вообще и не говорила.
         Не любила она необдуманный и бесцельный риск, и прежде чем принять  решение много раз подумает и лишь потом делает. Не умела лгать, лицемерить и сплетничать, так как считала это самым низшим что ни наесть в человеке. Если же у кого-нибудь и получалось обидеть Рашель,то обида была недолгая и она быстро растворялась в ней и забывалась. По натуре своей она была не злопамятной девушкой и  умела прощать.
Очень была привязчива к тем людям, что с ней постоянно были рядом и очень их ценила и умела быть благодарной.
Вся эмоциональность Рашели и  ее живость проявлялись сполна на сцене.
Притом, что её игра отличалась строгостью, пластичностью и завершённостью формы, в то же время большая эмоциональность, живое, непосредственное выражение чувств, сближали  её творчество  с искусством прогрессивного романтизма.
Ещё в 16 лет она дебютировала в театре "Жимназ" в комедии "Вандеянка", но водевильно-комедийный репертуар театра был чужд натуре Рашели. За внешней веселостью скрывались мрачные мысли о жизни. Нищета - не источник радости.
Талант Рашели как трагической актрисы засверкал в трагедиях Корнеля, Расина, Вольтера и других классиков. Рашель на сцене воплощала гордых, свободолюбивых женщин, восставших против несправедливости деспотической власти. Одна из лучших ролей Рашели - Федра в трагедии Расина. В этой роли она утверждала высшую бескомпромиссность человека, который не гнется перед силою обстоятельств.
 Себя  она называет «думающей», «разумной» актрисой, обращающейся к «пониманию» зрителей гораздо более чем к их «чувствованию». И это сполна подтверждает своим исполнением.

Персонажи Рашели – это сложные психологические образы классической драматургии, всегда сильные женщины, часто трагической судьбы. Русский театровед Вольф оставил такое воспоминание: «Гнев, торжество, ярость, чувственность, беспощадное злорадство Рашель умела передавать с замечательной силой; но у неё не было недостатка и в нежности. Чарующий голос никогда не изменял артистке; её мимика была удивительно развита. Чтобы получить надлежащее впечатление о наружности и осанке Рашель, надо представить себе одушевленную, великолепную античную статую».

 Рашель, выросшая в нищете и с малолетства зарабатывающая на жизнь всей семьи, она с детства мечтала быть звездой, блистать на театральных подмостках. Она хотела славы, цветов, восторженного поклонения. Конечно же, она помнила что за всем этим стоит тяжелый ежедневный труд, изматывающая работа, выдержать бешеный темп которой способен далеко не каждый. В 17 лет  дебютировавшая на сцене известнейшего театра "Комеди Франсез", впоследствии именно она возродила на сцене классическую трагедию. Сам стиль игры великой актрисы не мог оставить равнодушным даже неискушенного зрителя: отточенные движения, пластическая завершенность форм, эмоциональность, близкая к искусству школы романтизма, выделяли её среди других талантливых актрис своего поколения.

Как актриса она была само совершенство: ее игра отличалась четкостью и пластичностью, но при этом эмоциональность била через край, заражая публику.

 Как женщина Рашель выделялась из своего круга своим бесстрастием среди разгульных пиршеств. Но и её не обошла любовь. Однажды  в её гримёрную ворвался граф Александр Валевский, сын Наполеона и польской графини Марии Валевской:
 - Рашель, жизнь моя, без твоей любви я отсюда не выйду!! - всё это он вымолвил стоя на коленях у её ног.
В его глазах были и робость и отчаяние и, вместе с тем, в них было столько ласки и любви.
Рашель растерялась и лишь крепче прижала огромный букет алых роз, что передали ей от его имени.
- Встаньте, граф. Вам негоже быть на коленях...
   
В своих чувствах Александр больше унаследовал от матери, чем от отца, оставаясь при этом страстным в своём любовном темпераменте.

Наполеон обожал женщин. Ради них он откладывал в сторону дела, забывал о грандиозных планах и сражениях. Возлюбленных у Наполеона было много, но совершенно особое место среди них занимает польская графиня Мария Валевская. Она была одним из самых сильных и длительных увлечений императора. В первый раз он увидел Валевскую на балу, устроенным в Варшавском замке. Наполеон был потрясен ее красотой и грацией…
Мария происходила из знатного, но обедневшего рода Лончинских, была замужем за семидесятилетним графом Валевич-Валевским.  При знакомстве на балу французский император не произвел на нее никакого впечатления. Но, тем не менее, она решила пойти навстречу желаниям Наполеона.
Поступком графини Валевской руководило горячее чувство патриотизма, она мечтала о том, чтобы восстановить независимость польского государства. Ради этого Мария готова была пожертвовать личным счастьем. Отношения графини и императора продолжались несколько лет и за это время переросли в настоящее чувство.
«Мария, сладчайшая Мария, моя первая мысль принадлежит тебе, моё первое желание – снова увидеть тебя…» - писал он ей и говорил, что …для всех он могучий дуб, а для неё и только для неё – желудь… Мария была мягкой, нежной, внимательной, робкой, она принадлежала ему целиком и жила исключительно для него. При всём своём богатстве и очаровании, жила скромно, не показывалась в свете и держала себя в высшей степени корректно и сдержанно.  В 1810 году у Марии родился сын, названный Александром—Флорианом (полное имя - Флориан Александр Жозеф Колонна-Валевский).
Муж Марии граф Валевский из польского патриотизма, в надежде на помощь Императора французов в деле восстановления Польского государства, признал ребенка своим. Папа Наполеон даровал 2-х летнему Александру титул графа Французской Империи.
Поражение Наполеона в 1812 году расстроило мечты и чаяния графа Валевского и он вскоре умирает. Мария с 3-х летним сыном последовала за Императором во Францию, посещала его в ссылке на острове Эльба. Наполеон находился на острове пять месяцев, когда на английском судне к нему приехала Мария с сыном Александром, которому уже было четыре с половиной года.
Он с удовольствием наблюдал, как непоседливый мальчик играл с гренадерами. Как-то он спросил малыша, кем тот хочет стать, когда вырастет. Мальчик ответил, что хотел бы стать воином, как Наполеон. Еще он добавил, что любит Наполеона. “Почему ты любишь его?” — спросил Наполеон. Мальчик ответил: “Потому что он мой папа и мама сказала, чтобы я любил его”. У Наполеона навернулись слёзы при последних словах малыша…
 В их последнюю ночь он крепко обнял Александра, прошептав: “Прощай, драгоценное дитя моего сердца”. В подзорную трубу он долго следил за судном, на котором Мария отплыла.
Затем последовали его возвращение на материк и «Сто дней». В Париже он в последний раз принял Марию Валевскую. И  вновь ссылка, теперь англичанами на остров  Св. Елены в Южной Атлантике. Там в октябре 1815 года началось изгнание Наполеона, которое окончилось только с его смертью спустя шесть лет.
Хотя любовь Марии Валевской к Наполеону оставалась непоколебимой, она сочеталась браком, и  ее новым мужем стал генерал д'Орнано — французский офицер, корсиканец и дальний родственник Наполеона по линии матери, служивший при ней и при их сыне. Мария была сильно привязана к д'Орнано,  родила ему сына, но ее супружеское счастье продолжалось только год. В 1817 году она скончалась  в парижском доме, подаренном ей императором. Последним словом, слетевшим с ее уст, было “Наполеон”.


  После смерти матери, маленького Александра забрал его дядя Теодор Лончинский, генерал-лейтенант Наполеона, который принял российское подданство и вернулся в Польшу. Учится в школе Иезуитов в Варшаве, а затем  был отправлен на учебу в Швейцарию. В 1824 г. вернулся в Варшаву,  поступил в Варшавский Университет, где находился под постоянным контролем "царской охранки". В 1827 г. брат царя царевич Константин предложил Александру быть его адъютантом, но сын Наполеона отказался и нелегально бежал во Францию. После мытарств ему удалось избежать высылки в Россию и принять французское гражданство.

В 1830 г. бывший генерал Наполеона, а ныне министр иностранных дел Себастьяни послал Александра с секретным поручением к польским повстанцам в Россию. По пути он был арестован в Пруссии, но сумел бежать и примкнуть к армии повстанцев,  активно выступившей против Николая I - "за нашу и вашу свободу", которая была направлена на усмирение Европы. В польской армии Александру дают чин капитана и делают адъютантом главнокомандующего. За отличную службу он получает польский военный крест.  Александр в пылу битв успевает сочетаться с Катериной Монтегю, дочерью графа Сендвичского, которая скончается три года спустя.

В 1832 г. вновь перебирается во Францию. В 1833 г. вступает во Французскую армию, согласившуюся признать его польский капитанский чин. Участвует в военных действиях в Алжире.

В 1837, публикует "Несколько слов по Африканскому вопросу", пытается писать драматические произведения.   С марта 1846 года - посол Франции во Флоренции,  с февраля 1847 года в Буэнос-Айресе, и после революции 1848 г. - посол Франции в Копенгагене. После переворота 1851 г. и воцарения его кузена Наполеона 3-го - посол в Лондоне.    
На этом посту Александр весьма преуспел в деле сближения двух стран и их совместному участию в Крымской войне против России.
С 6 мая 1856 г. - министр иностранных дел Франции. Председатель Парижского конгресса, подведшего итоги Крымской войны. От имени Франции подписывает Парижский договор. В декабре 1859 г. разойдясь с Наполеоном 3-м во взглядах на Италию, уходит в отставку. В 1860 возвращается на государственную службу, где занимается теперь изящными искусствами и строит парижанам новый оперный театр. В 1863 г. вновь уходит в отставку и занимается  своим имением, подаренным кузеном. В 1865 г становится депутатом  в парламенте. Перед началом нового политического сезона решил подлечиться на водах в Германии, где 27 сентября 1868 года в Страсбурге неожиданно скончался от апоплексического удара…


Граф Валевский был заядлым театралом, оказывал покровительство молоденьким актрисам, среди которых особенно выделял Элизу Рашель. Он увлёкся ею, и это увлечение затем  переросло в настоящую большую любовь. Он делает Рашели предложение руки и сердца.
Опасаясь, что семья заслонит театр, который оставался её главной страстью, в брак с графом, несмотря на его настойчивые просьбы, Рашель вступать не пожелала.
3 ноября 1844 года, после более двух лет совместной жизни,  родился сын. Его назвали Александр Антуан Жан.
Он родился вне брака, но был отцом признан и усыновлён официально.
Рашель, не религиозная сама по себе, но воспитанная в иудейской ортодоксальной семье, долго не могла определиться - с выбором вероисповедания для сына, - внука Императора Наполеона, - но наконец сделала его  католиком, потому что иначе было бы затруднено получение части наследства в случае смерти отца.

 Меньше чем через месяц она вышла снова на сцену. Даже рождение долгожданного ребенка не смогло оторвать Рашель от театра. Препятствием семейному спокойствию явился не только театр, но и все, что с ним связано: нервное напряжение после спектаклей, переутомление, болезни, частые срывы, резкие перемены настроения.
Все это раздражало графа. Он желал взаимной любви с полной отдачей чувств. Но Рашель не могла себе этого позволить. Она жила театром.  В конце концов они расстались…
Граф не перестал докучать актрисе, убеждая бросить театр.

Несмотря на искреннюю любовь к Александру, Рашель решилась на отчаянный поступок. Она сошлась с известным кутилой -  журналистом Эмилем де Жирарденом.
Граф Валевский был потрясен. Назло Элизе, он  делает предложение итальянке Катерине де Риччи.
Но Рашель не мог заменить никто…
Так и пронесёт граф любовь к Элизе через всю свою жизнь...




Продолжение:
http://www.stihi.ru/2009/05/21/5682