Паровоз с тутукой по системе Станиславского

Ольга Шибка
ПАРОВОЗ  С  ТУТУКОЙ  ПО  СИСТЕМЕ  СТАНИСЛАВСКОГО
Мы с мужем с удовольствием собираем высказывания наших троих детей - Маши, Бори и Игоря.
Нашей старшей доченьке Марьюшке было 1,5 годика. Она уже разговаривала, но многие слова еще сильно коверкала. Жили мы в однокомнатной квартире и детская кроватка стояла недалеко от нашего дивана. Перед сном Маша всегда просила ей спеть. Долгое время эта просьба выражалась простым мычанием. Но однажды Маша капризным голоском тянет:
- ПАТИТЯЕНИКИПАТЬ.
Мы в недоумении переспрашиваем:«Что?».
- ПАТИТЯЕНИКИПАТЬ - упрямо повторяет Маша.
Мы перебрали вслух все, как нам казалось, возможные варианты этой фразы. Но каждый раз Маша капризничала:
- Нет, ПАТИТЯЕНИКИПАТЬ!
Наконец, мама решила ее успокоить колыбельной, которую часто пела «Спят усталые игрушки, книжки спят».
Маша радостно закричала:
- Да! ПАТИТЯЕНИКИПАТЬ!
Оказалось, что это мудреное слово и есть первая строчка колыбельной, которую Маша требовала спеть. Петь ее в тот раз маме пришлось тридцать раз (папа подсчитал)!

Наш Боречка до 4-х лет был «переводчиком - синхронистом». Он отказывался выговаривать слова, но был при это весьма изобретательным. «Скажи «паровоз» -просим мы. -«У-у-у», - не задумываясь тянет Боря. Машина - «ж-ж-ж», собака - «ав-ав», корова – «му-у». На каждый предмет он придумывал свое звуковое обозначение и моментально его  воспроизводил.
Вершиной  его  «творчества»  стало  стихотворение  А.Барто «Самолет»:
Самолет построим сами,
Пронесемся над лесами,
Пронесемся над лесами,
И опять вернемся к маме.
Наш Боря в три года так декламировал этот стишок:
- У-у - мама - у-у-у
Что тут скажешь, краткость - сестра таланта...

В нашей семье, как, наверное, и в каждой, где есть маленькие дети, сложились свои маленькие милые традиции. Новый год мы встречаем дома в узком семейном кругу, а утром пораньше детвора спешит под елку, чтобы вытащить красный мешок с подарками. Его приносит Дед Мороз в тот момент, когда уставшие от ожидания дети на минуточку, ну конечно же, закрывают глаза.
И вот,  в канун Нового года, 31 декабря, после окончания предпраздничных приготовлений, мы отправляемся в гости к бабушкам и дедушкам, благо живем все в одном районе и успеваем обойти всех часа за полтора. Боря еще сидит в коляске, ему годик, Маше уже три.
Тот год выдался малоснежным и на голой мерзлой земле не было даже намека на сугробы. Подмораживало, подул несильный ветерок. Мы стали рассказывать Маше, что это Дед Мороз спешит на своих санях объехать все города и села, чтобы никто не остался в праздник без подарков. Легкий снежок красиво блестел в лучах уличных фонарей и все говорило о приближении чуда.
- Как же Дед Мороз попадает в квартиры? - удивлялась Маша.
- У него для этого есть специальные ключики-снежинки, которые тают сразу после того, как дверь открыта. Смотри - пошел снег, значит Дед Мороз рядом, это его ключики. - говорим мы.
- А почему же его никто не видит? - гнет свое ребенок.
- А вот видишь - сосульки висят над окнами. Это они специально свешиваются вниз головой и наблюдают за теми, кто живет в квартире. От них Дед Мороз и узнает, все ли уже ушли и можно ли незаметно положить под елочку подарки.
Так мы и развлекали ребенка всю дорогу от дома до дома. Ветер усиливался и Маша резонно заметила, что сани Деда Мороза уже близко и мы вполне можем его увидеть.
А возле нашего девятиэтажного дома, одиноко примостившегося на горке среди пятиэтажек, стоял стол со скамейками. Мы спокойно огибаем угол дома и вдруг... На столе сидит... Дед Мороз. Его борода задрана на лоб, синяя шуба распахнута, "дедушка" расслабляется пивом: это один из самодеятельных артистов, довольно молодой парень, видимо уже закончил раздачу подарков в нашем доме и теперь отдыхал.
Передать изумление, появившееся на лице Маши, невозможно никакими словами. Это был шок. Ребенок буквально остолбенел. Но не надолго.
Маша решительно направилась к Деду Морозу и без всякого вступления выдала стишок, который был подготовлен для елки во Дворце культуры, куда у нас был куплен билет.
У "Деда Мороза" оказалась хорошая профессиональная реакция: при виде несущегося к нему ребенка он одним движением спрятал за спину бутылку и сдернул на лицо бороду. Выслушав Машин стишок, Дед Мороз сказал, что ему очень понравилась такая воспитанная девочка, он знает, что весь год она себя очень хорошо вела и что он уже положил ей по елочку подарки.
Теперь шок был у нас: подарки ведь лежали не под елочкой, а в шкафу! А под елочку они должны были попасть только под утро! Но ведь Дед Мороз не мог сказать неправду, значит подарки не могут не лежать под елкой в момент нашего возвращения домой!
Мы жилы на втором этаже, Маша рванула в квартиру впереди всех, мы за ней, успев только на ходу поблагодарить Деда Мороза за находчивость
Папе пришлось устроить "аварию" Бориной коляски, чтобы перегородить вход в квартиру и хоть немного задержать рвущуюся к елке Машу. Мама перескочила через кучу малу и едва успела вынуть из шкафа подарки, сунуть их под елку и сделать невинные глаза.
Первый и последний раз новогодняя традиция в нашей семье была нарушена: подарки дети получили, можно сказать, прямо из рук самого Деда Мороза и не после, а перед Новым годом.
Но кто после этого будет утверждать, что Деда Мороза на самом деле не существует!?

Спустя два года в садике у нашего Бори была елка и мы впервые на ней присутствовали как родители. До этого ни Маша, ни Боря в садик не ходили. На елке произошло столько курьезов, что впору было снимать короткометражный фильм. Мы думаем, что такое происходит у всех родителей, но у нас это был первый опыт и мы получили массу удовольствия.
Садик специализированный логопедический русскоязычный, в группах по 15 человек. Всего 4 группы. Одна совсем малышовская, их еще на колясках возят в садик. А три группы - для старших, от 4-х до 7-ми лет. Но они смешанные по возрасту. На елке присутствовали три старших группы. По сценарию одна группа изображала зайчиков (мальчики) и снежинки (девочки). Наш Боречка был, разумеется, самым очаровательным зайчиком. Две других группы изображали снеговичков (мальчики) и елочки (девочки).
У снеговичков был танец с метлами. Дед Мороз сказал, что дорожки замело снегом и нужно снег убрать. Снеговички встали со своих мест и, взяв импровизированные метелки (палки с дождиком на конце на манер швабры на корабле), пошли «убирать снег». Но количество метелок и снеговичков не совпало: как всегда кто-то болел, кто-то просчитался и один снеговичок остался без инструмента. Самый маленький снеговичок, года четыре. Как только он обнаружил, что его обделили, он тут же устроил рев. Его кинулись успокаивать и сунули в руки дождик, которым «снежинки» только что изображали метель. Снеговичок заорал еще громче и, топая ногами, зашвырнул дождик под елку. А остальные снеговики в это время танцуют и поют под аккомпанемент пианино. На последнем куплете они сели на свои метелки верхом и стоя на месте, закончили песню. Самые организованные быстро стали складывать метелки на общую кучу и садиться на свои стульчики. Звучит проигрыш. Обиженный снеговичок продолжает истерику. Тогда воспитательница берет из кучи одну метлу, вручает ее скандалисту и говорит музручке:
- Последний куплет, пожалуйста, повторите для Саши.
Звучит музыка. Те снеговики, которые еще не сдали «инвентарь» под елку, послушно стали на место и по новой затянули третий куплет. Саша же, сев на метлу верхом, и не думая подпевать песню, понесся со смехом вокруг елки!
Круга три его не могли поймать и усадить на место!
Потом по сценарию Разбойник, укравший Снегурочку, потребовал у Деда Мороза выкуп в виде новогоднего подарка. Дед Мороз, желая наказать шалопая, подсовывает ему вместо подарка старый башмак в «конфетной» обертке. Разбойник, уже отдавший Снегурочку, начинает канючить и выпрашивать у Деда Мороза настоящий подарок, обещая впредь никогда не делать ничего плохого. Тут со своего места встает мальчишка лет пяти и совершенно по Станиславскому, с таким классическим жестом порицания, произносит:«Я тебе не верю, не верю, не верю!» Родители просто зашлись в хохоте.
Дальше начались игры под елочкой. Поставили несколько стульчиков и выбрали на одного больше ребят, чтобы они бегали под музыку вокруг елки и расставленных около елки стульчиков, а когда музыка обрывается - быстро плюхались на ближайший свободный стульчик. Разумеется, желающих поиграть оказалось больше необходимого, и лишних усадили обратно. Но как только заиграла музыка, все отставленные и отправленные по местам дружно вскочили с мест и побежали с игроками вокруг елки. Музыка обрывается, игроки занимают ближайшие свободные места. Проигравших отправляют восвояси. Убирают один стульчик, начинается музыка и вся компания, все, кто уже играл и еще не играл, снова бегает вокруг елки. Так продолжалось несколько раз. Хохот стоял непрерывный!

Через несколько дней наша Маша (уже 5,5 лет) проходила диспансерный осмотр. На предложение окулиста закрыть один глаз Маша послушно прикрывает ладошкой один глазик. После слов: «А теперь другой», Маша другой ладошкой прикрывает другой глаз, не открывая первого...
В кабинете хирурга Маша после слов врача «Набери воздух и не дыши» (имелось в виду, что воздух будет набран в грудь) старательно надула ... щеки.

Наш Игорек (тогда ему было 2,5 года) чудачит. Утром садится после сна на горшок и говорит:
- Я не буду писять.
- Почему? - удивляется мама.
- У меня отключили холодную воду.

Вечером перед сном с задумчивым видом снова сидит на горшке и говорит:
- Не писяется, не какается... Пойду спать...

Спустя год Игорешик встает утром и задумчиво смотрит в окно.
- А куда девается ночь, когда Солнце включается?
- Куда? - спрашиваем Игоря.
- Под кустик прячется. Я сам видел! - радостно сообщает Игорек.

Собираясь в садик, Игорь просит надеть ему шапку с полочкой. После недолгого выяснения мы поняли, что речь идет ... о кепке с козырьком.

Выполняя домашнее задание, полученное в садике, Игорешик рисует «пейзаж».
- Дайте мне небные карандаши! - требует ребенок. Ему оказалось нечем нарисовать небо.
- О, паровоз с тутукой! - радуется Игорешик, глядя на сигналящий паровоз детской железной дороги в городском парке.

Боря и Игорь возятся на диване.
- Я не могу через тебя ЧЕРЕЗЛЕЗТЬ! - жалуется младший.
Игорю подарили форменную детскую рубашку. Одев папину пилотку, оставшуюся на память об армейской службе, Игорь заявляет:
- Вырасту, одену военскую форму и буду командировать всей планетой!
Ребенок после садика с задумчивым видом сидит за столом:
-После садика я голодею.

Игорь никак не мог запомнить склонение слова «день». Поэтому «ночью» у нас было темно, а «денью» - светло. Если днем Игорешка ложился спать, то непременно говорил так:
- Спокойного времени!

Игорь с папой стоят на балконе и смотрят вниз. Внизу пастух гонит несколько коров, которые, походя, щиплют траву. Игорь (ему уже 4 года) мечтательно говорит:
- А давайте заведем корову.
Папа ему объясняет, что коровы в квартирах не живут, что за ними нужно ухаживать и т.п. Игорь недоумевает, для чего же тогда коров держит тот дядя. Папа ему отвечает вопросом:«А откуда же тогда берется молоко?». Тут Игорь невозмутимо отвечает:
-    Мама на печке кипятит!

Игорю 5 лет. Вечером идем из садика и он с гордостью делится своими достижениями:
- А я научился отличать правую и левую руку. Знаешь как? По удобности!

Маша делает уроки и вслух читает подпись под иллюстрацией в учебнике «Картина маслом». Игорь, который крутится рядом, недоумевает:
- А зачем картину маслом намазали?

Вслед за старшими пятилетний Игорешка рвется участвовать в конкурсе докладов:
- Я тоже хочу доклад накладывать!

Третьеклассник Боря выступает с докладом на детском конкурсе. Речь идет об электромагнитном поле.
- Одноименные СНАРЯДЫ отталкиваются – гордо заявляет докладчик…

Во Львове открылся очень интересный музей пивоварения. Мы всей семьей отправились на экскурсию. В музее - раздолье! Все можно потрогать, подергать и покрутить, в общем, замечательный "трогательный" музей. Наш папа купил билет "с дегустацией", попил пива и остался очень доволен музеем. Шестилетний Игорь вышел из музея весьма задумчивый, потом возмущенно восклицает:
 - Музей пивоварения называется?! Пиво есть. А варенье где?!...

Выдалась снежная зима. Игорь ловит большие мохнатые снежинки и внимательно их рассматривает:
- Какие они красивые! На звездочки похожи.
Потом поднимает голову вверх и видит, что в свете уличного фонаря сыпятся и сыпятся снежинки:
- Если снежинки так похожи на звездочки, то можно и желание загадывать!

Первоклассник Игорь по дороге домой грустно говорит маме:
- Мне стих задали.
- На завтра? - спрашивает мама.
- Нет, наизусть...

Пятиклассник Боря по поручению мамы пошел в соседнюю школу, которая была построена почти по такому же проекту, как и та, в которой учится сам Боря.
Потом он рассказывает свои впечатления:
- Вроде все как у нас, но по коридорам ходить неудобно, как в ботинках, обутых не на ту ногу!

Игорь, выйдя на привокзальную площадь Харькова, радостно замечает:
- И здесь ТЕЛЕвизация!

В магазине Игорь читает ценник и с недоумением справшивает:
- Зачем продавать перепИленные яйца?
- Какие? -  переспрашивает мама и смотрит на ценник: "перепЕлИные" яйца...

Осенью 2011 года Боря поехал на экскурсию в Одессу. После поездки делиться впечатлениями от увиденного и с недоумением справшивает:
- А что, в Одессе война закончилась позже, чем у нас?
- Почему ты так решил? - спрашивает мама.
- А потому что в Одессе так много руин на месте домов, будто война только недавно закончилась.

Четвероклассник Игорь рассказывает про события в школе:
- Вдруг в коридоре такой шум начинается! Мы выглядываем из класса, а там - СТРАШНОклассники!

Конкурс детских работ на космическую тематику. Докладчик поясняет физические условия на Луне:
- У Луны нет атмосферы, поэтому заражЁнные (вместо зарЯженные) частицы попадают в почву.

Два дня назад Игорь спросил:"А в аду - жарко?". "Не знаю, - говорю, - наверное". "А в раю, наверное, тепло" - продолжает Игорь. "Если он есть, - говорю, - то должно быть тепло. А что?" "Тогда те, кто был равнодушным, должны попадать в параллельную реальность, где всегда холодно". 11 лет, рассуждения об основах мироздания...