Между прошлым и будущим. Рафаэль и Мадонна

Сергей Таллако
За прикрытым окном спал Рим. Это была его последняя ночь перед Нею, один на один. Даже сейчас ему не верилось, что завтра придут чёрные монахи из монастыря далёкой Пьяченцы и заберут свой давнишний заказ. Сын живописца Джованни Санти из Урбино не мог оторвать  взгляда от картины. Давно были сделаны последние правки цвета и линии, картина набирала силы перед дорогой.
**
Он смертельно устал. Его творческое начало источила популярность в Великом Городе. Заказы, приёмы, светская жизнь, начинённая интригами и борьбой группировок и партий при папском дворе. Удивительно много людей, не умея распорядиться своим временем, успешно растрачивают чужие часы, дни и годы!
Позади была грандиозная работа по росписи залов папского дворца, а ныне, после смерти великого архитектора Браманте, на него легла тяжесть руководства строительством собора святого Петра. Причём, процесс строительства тормозился вопросом: какому кресту – греческому или латинскому – должен в плане следовать проект собора. Строительство топталось на месте. И, хотя оба папы – Юлий II и потом Лев Х – благоволили Маэстро, но приходилось считаться со сложными характерами обоих наместников Бога на земле. Вечная проклятая проблема придворного художника – от предков фараонов до наших далёких потомков!
**
Великим духовным спасением в этой суете стала работа над Её образом. Даже к второстепенным, казалось бы, деталям в полотне он не подпускал своих самых лучших учеников. Делал всё сам. А мог он всё. Даже писать точный образ человека без натуры перед глазами. Мастерством он был выше славного Леонардо да Винчи, в исскустве композиции - не уступал Микеланджело Буонаротти.
Он всю жизнь вглядывался в римских красавиц, любуясь их нежностью и солнечной красой. Собственно, это и была сама жизнь! Мало того, он напрягал память, вспоминая свою мать в юности. Снова и снова он вспоминал те облики, встреча с которыми поражала подобно молнии. Могучий синтез женской красоты – духовной и телесной - творился в его душе постоянно и воплощался  - в юности в череду обликов мадонн, теперь же в Её образ. Он не имел права на ошибку, он чувствовал, что на исправление времени у него не будет.
Да, завтрашнее прощание с Нею оставляло его один на один с пустотой. Подобную работу повторно ему уже было не поднять – уходили силы. Или – ушли? Это предстояло узнать у будущего. Или...
Он много раз молился Мадонне, прося сил для завершения. Картины? Иконы? Да, пока его художники – коллеги в других странах протискивались в творчестве среди изобразительных канонов, работая над иконами, зажатые властью князей церкви, его Изображение оказалось портретом итальянской юной матери – красавицы, картиной, сочетающей художественность и абстракцию. Изображением зоркой насторожённости и святой простоты.
**
Картина не погружалась в общие сумерки. Темнело в углах мастерской, скрылись во мгле разнообразные предметы, без которых нельзя себе представить творческую обитель художника. Нет, картина не начала светиться в сумерках, нет! Она просто оставалась освещённой солнечным светом, хотя тени на неё извне не ложились. Этого раньше никогда не было.
Тихо зазвучал молодой женский голос. Языка мелодичной речи художник не знал, но, к своему удивлению,  легко стал понимать всё.
**
- Дорогой Маэстро, мы сделали то, о чём ты и я молились последние годы, - мы подарили миру образ Богоматери. Ты сумел увидеть и передать в зримом образе лучшее в женщине. Твоя картина позволит увидеть святую красоту, способную спасти мир. Ты одарён Богом талантами, а я свидетельствую, что ты их приумножил. В награду я приоткрою тебе завесу тайны над грядущим.
Как каждый человек, ты хотел бы знать будущее. Ты рад бы знать время Второго Пришествия моего Сына и своего спасения.. Ты хочешь знать судьбу мира и своей страны. Ты хочешь угадать, спасёт ли красота мир? Мечтаешь знать даты грядущих судеб.
**
Время Второго Пришествия пока знает только Отец моего Сына. Но скоро будет лечить больных во Франции спаситель Экса и Прованса - врач Мишель Нострадамус. Вслед за пророком Даниилом и Иоанном Богословом ему Свыше позволено будет послать потомкам пророчества, навеянные Господом нашим. К концу нашего тысячелетия их тайный шифр спадёт, и людям станут ведомы сроки Второго Пришествия и даты грядущих судеб. Слово Евангелия станет душевным содержанием каждого жителя Земли.
Твои потомки разверзнут очи и узрят слова в Библии: «Одно должно быть известно, возлюбленные мои, что у Господа один день - как тысяча лет и тысяча лет – как один день!» И им станет ясна связь между Воскресением и Вторым Пришествием моего Сына и грядущей судьбой Человечества.
Твоя страна переживёт смутные времена и раздробленность, но она сохранит дивное наследие твоих собратьев по искусству и тому знанию, которое потом назовут наукой. Собор святого Петра устоит в славе в Вечном Городе. То, что создали вы – мастера Ренессанса – переживёт века.
Пройдут страшные времена, о которых Евангелисты написали со слов моего Сына. Твой труд – мой образ – не погибнет под смертельными огневыми ударами в страшной войне, он будет спасён воинами России к нашей и её славе незадолго до Второго Пришествия моего Сына.
Многие будут злословить о нас с тобой, но напрасно. Красота спасёт мир. Это угадает великий русский писатель далёкого будущего. И это случится!
Ты, прославивший Богоматерь, спасёшься и встретишь меня Там. Ты уйдёшь из земной жизни почти в таком же возрасте, как мой Сын, уйдёшь на Небо, как Он, и пребудешь в почёте и любви и твоих сограждан, и обитателей всей Земли. И любовь эта будет вечной.
Благодарю тебя, Маэстро!
Мастерская наполнилась ароматом полевых цветов, а картина с Мадонной медленно погрузилась в темноту римской ночи. Рафаэль уснул сном праведника.
**
Через несколько времени его работа украсила алтарь церкви в монастыре святого Сикста, и Её назвали «Сикстинской Мадонной».