Двухнедельное ревью 8. Обозреватель Н. Веденеева

Психоделика
Это не конкурсная страница, хотя здесь любой автор Стихиры имеет право вывесить свой оригинальный поэтический текст, сопроводив его ссылкой на первоисточник. Если у вас есть клоны, то вы можете принести даже не один текст, а несколько.


** Что здесь можно делать и чего нельзя?
МОЖНО: оставлять замечания и критику под любыми текстами, а также на неё отвечать, стараясь не вступать в открытые конфронтации при расхождении мнений.
НЕЛЬЗЯ: переходить на личности, скандалить, обижаться на критику, использовать инвективную лексику в чей-то адрес.


РАСПИСАНИЕ
день 1-10 включительно — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления ведущего (в конце 10 дня) приём текстов прекращается, и далее все новые тексты со страницы будут удаляться.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 лучших или наиболее интересных текстов - и пишет на них развёрнутые комментарии, вывешивая их не позднее чем утром 13 дня.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Текущего Обозревателя.
день 15 — Открывается новая страница Двухнедельного Ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов на следующее двухнедельное обозрение с новым Обозревателем.


Всем участникам просьба помнить, что ЭТО НЕ КОНКУРС. Текущий Обозреватель не ранжирует отобранные им 5 наиболее интересных текстов, а лишь пишет на них комментарии. В каком виде могут быть представлены эти комментарии? - Либо в виде критических зарисовок, либо в виде мини-эссе, либо в виде пародий или шаржей на избранные тексты, либо в виде развёрнутых аллюзий или ассоциативных экскурсов, либо даже в виде авторских миниатюр по мотивам оригинальных текстов. В каждом случае выбор остаётся за самим Обозревателем.


** Чему служит и что даёт такая новая форма мероприятий?
— Авторам она даёт возможность показывать свои новые (а также хорошо забытые старые) произведения читающей публике.
— Желающим высказаться она предоставляет такую возможность - без нарушения этических канонов.
— Любителям предметно пообщаться она предлагает широкий выбор тем и текстов.
— Тем, кому важна критика, она даёт желаемую обратную связь, а также право не только выслушивать комментарии, но и на них отвечать.
— Обозревателям она даёт возможность выступить перед публикой со свободным микрофоном и продемонстрировать свой ничем не скомпрометированный вкус (т.к., в отличие от конкурсов, здесь никаких призов авторам выбранных для комментариев текстов - не выдаётся).


Организаторы надеются, что новая форма окажется интересной, сравнительно лёгкой в организационном плане для площадки Психоделики, а главное - восполнит тот дефицит общения, который может возникнуть в связи с малой частотой конкурсов. Последнее обстоятельство - это та мера, на которую Организаторы сознательно пошли, чтобы дистанциировать себя от попсовости, а также разорвать зависимость между интенсивностью жизни на площадке - и конвейером сугубо-развлекательных мероприятий. Прообраз идеи - Михаил Микаэль. Разработка правил - ЧГ.


_____________________________________
***** Обозреватель: НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА


Итак, первое яблоко, упавшее в корзину психоделики, принадлежит Марине. В очаровательном сплаве юмора и иронии автором показан конфликт между реальностью и иллюзией. Марина сумела наложить проекцию больного воображения лит-героя на его "профессион-де-фуа", и сделала это весьма удачно. На мой взгляд, фабула стиха вышла далеко за рамки анекдота, и я отваживаюсь  утверждать, соглашаясь с мнением Георга: это психоделика, полнометражная, во всех её составляющих. И что особенно ценно: она представлена в ракурсе интеллектуальной игры, которая подчинена правилам сюжета: завязка, повествование, финал выстроены легко и органично, и в целом этот стих я бы отнесла к категории образцов, достойных подражания. До текущего момента я и не подозревала, что психоделика может быть воплощена в ироническом жанре. Но вот, появился яркий пример. И мне очень приятно осознать это, потому что сатирико-юмор всегда считала акробатикой УМА. И вдруг - такая психоделика! Думаю, о стихе Марины можно было написать специальную статью, и будь я профессиональным критиком, то так бы и поступила. Но, исходя из своих скудных представлений о теории стихосложения, могу только удивиться и восхититься: браво!

Следующим яблоком для стрельбы по подсознанию стал стих Артемоны. Он представляется мне весьма ценным в ракурсе психо-лингвических опытов. Гармоничное сочетание образности и фонетических построений напоминают цепь картинок в стиле Сальвадора Дали. Каждая строка, каждая фраза - находка! Стих произвёл на меня большое впечатление. Думаю, что мастерство автора не подлежит сомнению, и конвейер удивительных образов говорит о богатом воображении поэтессы. Интересные рифмические решения, рискованные смысловые виражи, двусмысленности...   Всё говорит о том, что Артемона отвергает какие-либо условности этического плана. Лично меня это несколько шокирует, но как пародист-любитель, я ощущаю в стихе и большую долю САМОиронии, которая держит автора на плаву. Думаю, что этот стих Артемоны вполне соотносится с психоделикой, не смотря на то, что она сама  (по её словам) в психоделику не верит.

Очередным из трёх китов, играющих в океане психоделики, явился стих Георгины. Стилистика традиционна для автора: это мистический триллер - плюс - волшебные фантазии, не имеющие чёткого сюжета.  К сожалению, вместо ясной сюжетной основы, на которой бы, как на изящном каркасе, могли бы крепиться логические композиции, мы в стихе наблюдает лишь слабый пунктир, вокруг которого витают сказочные атрибуты...  Почему "к сожалению"?  Сейчас поймёте, объясню...  Фабула стиха незамысловата: некое волшебное существо пробирается таинственными путями в заколдованный дворец, в котором обитает некий страшный демон,  и при встрече с ним это существо от страха выпускает из рук светлячка, и вероятно, злые чары разрушаются (?)  Такая  сюжетная ниточка могла бы стать интересной для детской аудитории, если бы  она была выражена определённее, и если бы ей не мешали слишком заумные атрибуции и чрезмерная мрачность образов. Честно говоря, меня стих несколько озадачил своей безадресностью: детский сюжет выполнен недетским инструментарием, а читателю взрослому - фабула стиха, при всех его интригующих наворотах, может показаться слишком простой. Лично я восприняла этот стих, как яркую пустышку разового потребления: на миг - очаровывает, а потом - разочаровывает... Безусловно, стих содержит пси-фактор, но его психоделичность достигнута лишь за счёт загадочности сказочного жанра.

Теперь отмечу несколько стихов, в той или иной степени тяготеющих к символизму. Некоторые из них близки к психоделике, но в силу разных причин до неё всё-таки не дотянулись.

Стих Георга воспринят мною несколько холодновато. Вероятно потому, что сам стих холодноват. Он умозрителен,  философичен, и отражает внутреннюю суть личности лит-героя: спокойного, уравновешенного исследователя, скользящего мудрым оком по окружающему миру. Этот стих можно воспринимать, как визитную карточку автора, а можно - как одну из классических сентенций, не слишком глубокую, но достаточную для того, чтобы понять, что перед нами - человек с богатым внутренним миром, который всегда будет наполовину скрыт от досужих взглядов.  И образы затонувших в океане истории значимых людей являются иллюстрацией будущей судьбы лит-героя, которую он сам себе предрекает, но не выбирает, ибо человек лишь предполагает, а Бог располагает.

Стихотворение Нателлы несколько сыровато, но в нём есть потенциал - в нём чувствуется напряжение заведённой пружины.  В нём отражена неукротимая натура лит-героини, стремящейся проникнуть в тайны эзотерики, обладающей пытливым умом и горячим сердцем, а также - тонким благоговением перед святостью целомудрия, которого не следует нарушать, даже если очень хочется. И эта внутренняя конфликтность создаёт психоделический эффект, который краток, но ощутим.

Олег Довбенко покорил умением запечатлеть в сжатой форме титанические образы добра и зла, их вселенскую борьбу. Автору удалось найти полноценный аккорд, который, как в некоем коде, зашифровал и аккумулировал величественную симфонию. Думаю, что Олег сделал серьёзную заявку - его мастерство выглядит достаточно зрелым и убедительным.

Стих Тимофея "Неопознанное я"  также насыщен символами, но это лишь форма, а содержание (идея) - намного глубже, чем представляют себе оппоненты, комментарии которых я внимательно прочитала. Надо отдать им должное: каждый высказался весьма убедительно и оригинально, подвергая стих иронической критике. Более того, я не могу не согласиться с их доводами, они небезосновательны.  И тем не менее, хочу сказать, что они коснулись лишь верхнего панциря, поцарапав его, но так и не достигнув ядра. Ядро же, на мой взгляд, заключает в себе следующую мысль: фабула стиха - не портрет (и не автопортрет) реального лит-героя, а есть обращение к человеческому ПОДСОЗНАНИЮ, что отражено уже в заглавии.  Рефлекторно, интуитивно личность прячется и крадётся по глубинам сознания. Она - лишь догадка, даже ещё не мысль, и тем более не эмоция. Ей чужды внешние проявления, основанные на заблуждениях. Она плывёт по поверхности миражей, взбивая их веслом, и пренебрегает перевоплощениями, как глупой суетой. И она не подвластна даже высшему суду - вот, такая дерзкая мысль в итоге. Вот так я восприняла смысл стиха, и этот смысл мне понравился.

И ещё хочу дать оценку второму стиху Тимофея - довольно провокационному...  Не стану внедряться в область сугубо профессионально-литературную. Тем более, что Георг, на мой взгляд, дал исчерпывающий анализ, с которым я полностью согласна. Поделюсь только своими читательскими впечатлениями. Стих мне показался циничным. Не думаю, что Тимофей настолько жесток, но выглядит сюжет именно так, будто автор тихо поглаживает свою совесть... Может быть, автор добивался обратного эффекта? Может быть, это такой способ воздействия на читателя - своеобразное НЛП? Или дразнилка? Честно говоря, я такие приёмы не одобряю. Стихи такого рода нельзя читать детям+ Нарочито беззаботная интонация настраивает на волну безразличия, которую ещё можно оправдать, когда речь идёт не о живом существе, а о какой-нибудь вещи.  Я, конечно, понимаю, что это своеобразная игра, но играть в неё у меня нет желания.

И наконец, из общего ряда хочу выделить стих Симона - это проникновенная любовная лирика, которая способна тронуть самые загрубевшие сердца. Мягкая задушевность и тонкий юмор сплавлены в чудесный узор... Большое спасибо Симону - не посрамил лирическую славу нашей классики!

Прошу прощения у тех, чей стих не затронут в резюме. Пожалуйста, не обижайтесь!  Уж очень непросто охватить ВСЕХ... Стихи тех авторов, что поступили в последние дни, я постараюсь обсудить непосредственно в поле их публикации, в соответствующих постах. Отдельно хочу попросить прощения у тех авторов, чьи стихи я пыталась как-то корректировать на свой лад. Уверяю вас, мои побудительные мотивы - дружеские! Это выражение моего расположения к стихам и их авторам.

Большое спасибо Георгу - его блестящие замечания стали для меня настоящим мастер-классом!

Всем спасибо за участие. Успехов! И приходите ещё...