Центр гравитации конкурс верлибров

Выход Из Под Контроля
ПРИЁМ СТИХОВ НА ЭТОТ КОНКУРС ЗАКОНЧЕН
***************************************
Верлибр -
стиль мышления
камней, деревьев,
синих птиц,
старых домов,
древних статуй
и некоторой части людей,
называемых поэтами
Всех, кто приравнивает свободу
К безмолвию.

    Оля Колесникова

 ********************ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ**************************
*************КОНКУРС ВЕРЛИБРОВ НАЧИНАЕТСЯ!**********************
Если бы у меня спросили, что такое верлибр, я бы ответила примерно так же, как Оля Колесникова, и ещё, что это не просто стихотворная форма, а способ восприятия мира.
Причём максимально чуткое мироощущение. В некоторых верлибрах сконцентрирована богатейшая гамма чувств и мыслей в предельно коротком тексте.
Моё знакомство с верлибрами произошло очень давно,  когда я случайно в одном из альманахов поэзии столкнулась со стихами Карена Джангирова:

Тяжело
каждое утро
просыпаясь растением,
учиться заново жить –
заново быть человеком, заново
уравновешивать космос
своим лицом

Это было, как взрыв, как солнечный удар, ожог, который теперь во мне всегда, эта влюблённость в верлибр с первого взгляда с годами становится только сильней.

Слово верлибр от франц. vers libre означает свободный стих. Но насколько он свободен, об этом хорошо сказал Карен Джангиров:

«…я по возможности избегаю термина «свободный стих», отдавая предпочтение слову «верлибр», хотя в переводе с французского он как раз и означает свободный стих. Но мы-то говорим на русском, что позволяет уйти от слова «свободный». Мне трудно сейчас припомнить, кто впервые ввел этот термин (vers libre) в оборот, но думаю, что это был не самый большой профи по части поэзии. Почему? Да потому что верлибр, если это действительно верлибр, а не обычная проза, графически подогнанная под верлибр, наименее свободная форма стихосложения (не считая палиндрома, но это другая тема) из всех когда-либо существовавших. Будучи свободным от того, что не только не имеет к поэзии прямого отношения, но и во многом навязывает тексту критическую массу искусственности, я имею в виду размер и рифму, он совершенно не свободен от главных составляющих высокой поэзии. Он не свободен от ритмов, которые не следует путать с размером, задающим каждой строке один и тот же ритм, коим текст можно «гонять» по кругу до бесконечности. Он не свободен от постановки дыхания (что роднит его с практикой дзен), которое и отображает ритмическую структуру текста, наиболее отвечающую всему остальному. Он не свободен от пауз, неведомых каноническому (рифмованному) стиху. Он не свободен от звука, который в верлибре, особенно в миниатюре, настолько «обнажен», что любая шероховатость становится громко «слышимой», что ломает звучание текста и, стало быть, существенно его ослабляет. Он не свободен от дистанции, которая, опять-таки в отличии от канонического текста, не может быть произвольной и должна четко уравновешиваться объемом реализуемой мысли, чувства и т.д. Он и от метафоры свободен весьма условно, да и то лишь тогда, когда работает мастер очень высокого класса, способный пройти по самой кратчайшей прямой. И, наконец, главное – это непременное наличие в тексте центра гравитации, без которого верлибр, как бы глубоко и тонко он не раскручивался, неминуемо зависает. Гравитационную составляющую верлибра я назвал бы главным генератором текста. Это, как правило, одно ключевое слово, к которому должен стекаться весь текст, многократно увеличивая его массу, которой и наносится тот самый удар (в хорошем смысле) по сознанию читателя, аккумулирующийся на протяжении всей дистанции. Дабы не вдаваться в слишком профессиональные нюансы, я останавливаюсь на перечисленном, хотя объективно присущих верлибру «несвобод» значительно больше названных."


                Это
       называемое любовью
    существует само по себе
      и начинается там
где двое случайно выживших
   поднимают с одной земли
      один и тот же цветок
             ничейности (К. Джангиров)

                Неслыханная тишина
                даже
                до звезд
                доносится
                как старые деревья
                впадают в детство
                звенят
                играя
                своими
                годовыми кольцами (Вячеслав Куприянов)

С верлибрами и статьями о нём можно ознакомиться на страничке одного из ведущих специалистов по русскому верлибру Вячеслава Куприянова: 
http://stihi.ru/avtor/kupr&book=80#80

Можно ознакомиться с творчеством Евгения Дюринга, который создал Верлибр-кафе:
http://stihi.ru/avtor/alpino
и Антологию верлибра - http://stihi.ru/2007/11/07/1597

Творчество Карена Джангирова тоже представлено на Стихи-ру:
http://stihi.ru/avtor/verslibre

ПРИЁМ РАБОТ НА КОНКУРС: с 22 апреля до 15 мая включительно
Голосование: с 15 по 20 мая.

Победители, занявшие три призовых места будут награждены и включены в подборку победителей нашей странички.

На конкурс принимаются стихи в жанре верлибра на любую тему.
Одно произведение от 1 автора*, опубликованное на сайте Стихи.ру (ссылка обязательна).

ЖЮРИ КОНКУРСА: Вячеслав Куприянов, Оскар Боэций, Алекса Пожарская, Bor G.

О правилах голосования на этом конкурсе будет объявлено позже.


Ведущие конкурса Галия Осень и Серёжка Попов.

___________
В качестве иллюстрации фоторабота Кати Луч       

* От одного автора мы можем принять два стихотворения, но с разных страниц.