Является ли поэзия социальным явлением?

Адела Василой
Всё, что носит массовый и постоянный характер, есть общественное явление, а одиночные какие-то проявления личности суть отклонения от нормы.  Однако то, что когда-то было единичным явлением, со временем может перерасти в массовое и стать социальной нормой.  Это связано, в первую очередь, с изменением условий общественной жизни.  К примеру – появление компьютеров и компьютерных сетей, Интернета в особенности,  резко расширило возможности людей в сфере «общения и контактов». И это обстоятельство уже породило массовое увлечение некоторыми видами творчества, в частности - писательством (поэзией в том числе).

Чтобы понять суть явления, нужно идти к его истокам. Всё что касается человека так или иначе связано и с обществом, поскольку человек - общественное животное. Общая черта, объединяющая всех общественных животных, в том числе и человека - это так называемый стадный, или социальный инстинкт. Наука о поведении животных - этология, раскрывает и описывает особенности поведения животных. Согласно этой науке, у каждого вида животных имеются определённые поведенческие рефлексы, складывающиеся в присущий только данному виду поведенческий кодекс. Этот кодекс, называемый "этологией вида", очень строго регламентирует поведение животных, как стадных, так и не-стадных. Любое отклонение от норм, заложенных генетически в подсознание особей вида, воспринимается ими как сигнал опасности: осторожно, чужой! Накопление в популяции некоего отклонения от нормы - возникшее в результате мутации какого-то "поведенческого" гена - может привести к изоляции группы носителей мутировавшего гена и к "ветвлению" вида. В первую очередь это касается сексуального поведения, естественно. Но в любом случае особь с отклонениями от нормального поведения ожидает изоляция, в лучшем случае. В худшем - смерть... всё зависит от степени отличия мутантного поведения от нормы.

Понятно, что животные очень чутко относятся к нюансам поведения, в особенности - общественные животные. Такая чуткость имеет адаптационный характер, поскольку помогает распознать чужака, потенциального врага. Кроме того, поведенческие реакции – это самый первый язык, который помогает животным установить «конструктивный контакт» друг с другом.  В ходе эволюции видов к ним добавились звуковые (и ультразвуковые) сигналы – у некоторых общественных животных эта система достаточно развита... например, у дельфинов.

Люди также чутко относятся к нюансам поведения, им очень важна реакция окружающих - одобрение или порицание.  Поведенческие реакции для людей не только не потеряли своего значения – они изрядно усложнились, по сравнению с реакциями животных. Не случайно у людей самая богатая мимика, да и жесты у них гораздо разнообразней и «красноречивей», чем даже у близких им по генетике обезьян. По сравнению с животными, этология человека пополнилась очень важным и мощным инструментом – речью.  Наша речь – это самая тонкая и избирательная реакция на поведение окружающих, в том числе – на их «речевое» поведение.  Обмен информацией – одна из важнейших функций речи, но эмоциональный обмен не менее важен. Вот на этой «почве», по мере развития речи (и в «целях развития») стали возникать такие «искусственные» явления, которые не носили характер утилитарных – разновидности вербального творчества; к этому можно отнести, без сомнения, всяческие заклинания, которые можно рассматривать как первые образчики поэзии. Несомненно, в них присутствовал ритмический элемент, который до сих пор считается неотъемлемым признаком поэтической речи.

Люди, которые обладали «даром слова» в примитивном обществе пользовались большим авторитетом – это помогало им продвинуться в общественной иерархии... По сравнению с диктатом грубой силы – самого сильного и ловкого охотника, самого высоко-рангового самца в группе, это был шаг вперёд... Первая заявка интеллектуального превосходства на реальную власть.  Естественно, чтобы  иметь реальную власть и поддерживать её, необходимо было заставить соплеменников уважать себя, попросту говоря, в терминах примитивного самосознания – заставить их бояться. Бояться силы слова – того слова, которое было необычным, которое воздействовало на инстинкты, заставляя вибрировать какие-то струны примитивной души. Самой сильной эмоцией человека, «на заре» его становления, был страх. Вот на эту эмоцию и стремились воздействовать в первую очередь эти первые «мастера художественного слова» - шаманы, колдуны и прочие манипуляторы. А средства – это нестандартное, необычное поведение и необычная речь. Ритуальные танцы, устрашающие выкрики, скандирование слов в определённом ритме, очень часто вперемежку с «неологизмами», которые никто не понимал. «Арсенал» колдуна рос – прибавились одурманивающие наркотические средства, служащие ему для изменения поведения, первые примитивные музыкальные инструменты (ударные - типа барабанов, зурны, самых простых дудок), а потом и всякие завывания, первые «мелодии». Так зарождались религия и искусства, в том числе поэзия - как инструмент продвижения в социальной иерархии, проще говоря - как инструмент власти.

По мере развития, искусства обособились от религии и пошли своим путём, растеряв не только свой мистический ореол, но и, в значительной степени, претензии на власть. Хотя некоторые «потомки шаманов» до сих пор утверждают, что стихи им «диктуются» откуда-то свыше. Притом что пишут они весьма посредственно. Но придать себе ореол исключительности не прочь... встречаются даже индивиды, которые стремятся придать себе статус гуру и основать нечто вроде новой религии. Или - новую "поэтическую школу", позиционируя себя, естественно, на вершину новой "интеллектуальной пирамиды". Что для этого нужно? Ну, как водится: "мы старый мир разрушим до основанья, а затем..." А в новом мире, естественно, будет хорошо всем тем, кто не ладил со старыми системами, в данном случае не политическими, а поэтическими. Такие примеры можно найти и на Стихире, разумеется... здесь всё, как в "реале". Но я отвлеклась немного от темы...

После всего сказанного ясно, что интерпретировать поэзию исключительно как сублимацию половой энергии – это однобокая и тенденциозная, чтобы не сказать хуже, точка зрения. Почему именно половой? Примитивный человек тратил, к примеру, много энергии на охоте – теперь охотничий инстинкт вовсе не удовлетворяется. Может быть, эта энергия тоже нуждается в сублимации? Да и вообще – человек существо активное, он нуждается в постоянном удовлетворении своего активного начала, который отнюдь не сводится к поиску полового партнёра. 
1. Жажда новых впечатлений, элементарное любопытство - инстинкт познания.
2. Жажда общения, поиск новых контактов, друзей, интересных собеседников - социальный инстинкт. 
3. Стремление отдохнуть от надоевших  рутинных занятий, убивающих интерес к жизни и к миру.  Интерес к жизни – это мощнейший стимул к активности и ключ  к духовному благополучию. Эти стремления мы можем отнести к инстинкту самосохранения - психологический комфорт индивида есть важный фактор адаптации к среде и связано с выживанием.
4. Пресловутая «сублимация половой энергии» - "замещение" полового инстинкта.
Хотя я к этому отношусь скептически, вернее, не склонна преувеличивать значение этого фактора. На Стихире полно пожилых людей, которые давным-давно исчерпали в этом деле свои возможности.  Им это надо? Я думаю, лишь постольку-поскольку их не посчитали бы «вышедшими в тираж».

То есть, для каждой человеческой личности здесь, на Стихире, приоритет того или иного «пункта» чисто индивидуален. Есть личности, для которых 4-й пункт – определяющий, и обычно «это у них на лбу написано».  К примеру, если взять «квартал красных фонарей» - страницу «Академия Гейш» и им подобные, то, конечно, для тех авторов это главное, как и для прочей братии,  тратящей свои усилия исключительно для «производства» эротической и порно-эротической поэзии. Я не могу оценить, сколько их будет в процентном отношении – никогда не задавалась целью провести такой анализ. Но гораздо меньше половины, я думаю.

Это эссе я начала писать в продолжение полемики, развернувшейся на странице "В Садах лицея" по несколько другому поводу. На этом пока поставлю точку... Если будет настроение, продолжу.