Русь. Раскол

Ирина Крымова
14 апреля 1682 года закончилась на костре жизнь поборника русской церковной старины протопопа Аввакума.
               

Рождённый в смуту век мятежный,
Внося надрыв душевный, боль,
В церковной жизни, чинной внешне,
Сыграл решающую роль.

На трон возводят Алексея.
Религиозен царь, не зол,
Но беспокойным было время,
И зазвучало вдруг: раскол!

Раскол  — набатом по России,
По православию  —мечом!
Весь ропот, силы роковые
Слились — протест  забил ключом.

Часть верующих — за реформы,
Что Никон-патриарх вводил
В обряды, книги, взяв за нормы
Основы греков. Весь свой пыл

И убеждённость в продвиженье
Реформ скорейших направлял,
Но вместе с тем ожесточенье
Росло всех тех, кто не желал

Ни на полшага отклониться
От милой сердцу старины,
Кто требовал, как встарь, молиться.
За Аввакумом шли они.

Казалось им: с войсками близко
Антихрист, Третий Рим падёт,
От веры все отступят низко,
Утратит благодать народ.

Властолюбивый Никон вскоре
На гребне происков бояр
Познал царя немилость — горе,
Коль в убежденьях крут и яр.

Низложен Никон на соборе,
Монахом сослан в монастырь.
И Аввакум был с властью в ссоре:
Он всколыхнул церковный мир,

Стал обвинителем суровым
Никонианства — ересь в том!
Наказан был церковным словом:
Расстрижен, проклят, бит кнутом.

Но в земляной тюрьме, голодный,
Остался верен старине.
Сожжён в апрельский день холодный
На инквизиторском костре.

Старообрядцы побежали
Из сёл и городов в леса,
Под скиты земли расчищали
И воду пили из ручья.

Там, где Ока впадает в Волгу, —
Нижегородская земля.
В её лесах дремучих волку
Не пробежать. Здесь и нашла

Прибежище в лесных селеньях
Старообрядческая Русь.
А впереди — Петра гоненья,
Лишения да в песнях грусть.