Язык муравьев - 1

Сказки Суфиев
фото - Вадим Трунов
http://www.photosight.ru/users/273965/


БЕСЕДЫ     ПТИЦ  -  2000


ШИХАБ-АД-ДИН   СУХРАВАРДИ



(1155-1191) - иранский теолог-мистик, развил учение о мистическом озарении (ишрак), положившее начало особому направлению в суфизме, использовал в своем учении также мотивы зороастризма и герметизма.




«ЯЗЫК    МУРАВЬЕВ»

Вариации  Феано  -  11.12.00.


Хвала Аллаху,  Милосердному  Творцу,
В  Котором  все  тела  и  души!  Мир  Отцу!

((()))


Высокочтимый  Шейх,  чье  имя  Сухраварди,
Своим  вниманием  почтил  меня – песчинку
Земного  брега  бытия,  даря  росинку
Писания  древнего,  загадочного  Вар-ди…

Здесь - наставление  идущим  по  Пути.
От  глаз  чужих  оно  само  себя  хранит.
Для  непонятливого  сказка,  что  гранит,
А  понимающему  -  свет,  дабы  идти…

Речь  муравьев слышна  повсюду,  все  века.
Но эта  сказка  -  русло  притчb,  разговоров
О  неожиданных, простых,  как  будто,  спорах,
Приоткрывающих  завесу…  иногда…

Шейх  Сухраварди  мне  позволил  отклоненье
От  слов,  написанных  когда-то  им   самим.
Века  как  реки  утекли  путем  своим…
Читатель  русский  вновь прочтет  его  творенье.

Я  слов  нерусских  постараюсь  избежать,
Но  с  Божьей  помощью  ту  суть  отобразить,
Что  и без  слов  моих  живет  и  будет  жить.
Но…  так  чудесно  все  стихами  описать.




ЧАСТЬ  1       ЯЗЫК    МУРАВЬЕВ



Часть  быстроногих  Муравьев,  что  преуспели,
В  пределах   низших  царств  достигли  положенья,
Не  только  в  обществе  своем,  но  в  окруженье
Зверей  и птиц,  которых  слышать  уж  умели…


Решились  новые  Поля  отвоевать!
И  на  пути  своем  заметили  побеги,
В  которых  капельки  росы,  как  в  гнездах  неги,
Осели  утром…    -  Красота  -  не  описать!


Один  из  умных  Муравьев  спросил:  -  Откуда?
Собрат  ответил:  -  Им  начало  на  Земле!
Другой  вмешался:  -  Да  от  Моря  капли  те!
И  разгорелся  спор:  ну,  где  берется  чудо?


Умнейший  самый  так  сказал:  -  Да  погодите,
Ведь  вещь  любая тяготеет  лишь  к  началу,
Желая  страстно  возвратиться  вновь  к  причалу!
В  какую  сторону  влечет  их,  посмотрите!


Коль  ком  подбросить, он  на   Землю  упадет,
Поскольку  ком  земной стремится  к  мраку,  к  дому.
Его  начало,  всем  известно   -  дань  земному.
А  свет  Божественный  ко  свету  и  уйдет!


Необходимость  не  равняй  с  воображеньем.
Желанье  сущности  -  не  сущность, а  желанье.
Соединение  с  исходным  -  тайна  Знанья…
Коль  кто  без  крыл,  не  увлекайтесь  же  движеньем!


- А  саранча?  -  раздались тут же голоса.
-       Лишь  отрываться  научилась  от  Земли…
Но  говорили  о  росе  мы,  Муравьи!
Согрело  Солнце  воздух…  В  пар  ушла роса!



Тогда  и поняли  они,  что  свет  -  ко  свету!
Кого  захочет  Бог,  того  ведет  в  чертог,
И  вразумляет  всех  сравнениями  Бог!
Господь  -  предел  наш.  Слово,  доброе  от  веку.


((()))


В качестве подстрочника был использован текст перевода - http://horosan.sufism.ru/t_syhravardi.htm

 Несколько быстроногих муравьёв из низших пределов мрака возможно (II), утвердившихся в своём положении, препоясалось и направилось в сторону поля, чтобы найти себе пищу. Вдруг они увидели пару побегов зелени, на поверхность которых утром осели капли росы (III). Один из муравьёв спросил у своего спутника, что это за капли. Тот ответил, что начало этих капель — в земле. Другой же, вмешавшись, сказал, что они — от моря, и таким образом начался спор. (Умнейший из муравьёв) сказал: «Подождите немного (чтобы увидеть), в какую сторону направлено влечение их! Ведь всякая вещь имеет влечение к своему началу и страстно желает возвратиться к своему источнику. Разве не видели вы, как ком земли, когда его бросают вверх, — поскольку начало его — низкое, и правило «всякая вещь возвращается к своему началу» подчиняет себе все вещи — падает (опять) вниз на землю. То, что стремится к полному мраку, от него и произошло. И, относительно Света Божественности, есть посылка о необходимо-желанной сущности (2); воображаемое соединение (с нею) невозможно, (если только) всякий, кто ищет свет, сам не принадлежит к миру света».

И, пока муравьи были увлечены этим спором, солнце согрело воздух и роса на побегах стала (испаряться и) подниматься вверх. И муравьи поняли, что она — не от земли, и, поскольку выпала она от воздуха, то и испарилась в нём — «Свет к свету! Бог ведёт к своему свету, кого хочет. Бог вразумляет людей сравнениями» (24:35); «Господь твой есть крайний предел» (53:43), «к которому восходит и благое слово, и доброе дело» (35:11) (3).



((()))

Следует напомнить, что каждая суфийская притча содержит несколько уровней смысла. Поэтому не нужно торопиться при осмыслении подтекста.

Обсудить притчу можно на форуме "Галактический Ковчег"
http://kovcheg.ucoz.ru/forum/79-1634