Научная картина мира в стихотворении Н. Заболоцког

Андрей Антонов
Не часто достижения современной науки и техники дают возможность приложить художнику свой творческий метод к постижению реалий видимого мира. Чаще всего картину мира, именуемую «научная», используют в своих произведениях писатели-фантасты. Но не для того, чтобы дать современному человеку детально-художественное представление о структуре космоса, о видах животных и растений, о строении атомного ядра и прочее.

Фантастам научная картина мира необходима лишь для того, чтобы воспарить с нее, как со стартовой площадки в область гиперреальности, в ту сферу, где преобладает воображение и футуристическая мысль. Тем более интересен литературный опыт, который вмещает в себя удивление перед техническим открытием и тем прекрасным, подлинно научным видением мира, открывающимся благодаря гениальному изобретению - микроскопу.

Поэта Николая Заболоцкого привел в восхищение микроскоп или как он его назвал «волшебный прибор Левенгука». Конечно, не только тем, что поэт с его помощью заглянул в глубины материального мира, увидел объективно существующую микровселенную, но скорее потому, что микроскоп совершенно беспристрастно подтвердил существование таких планов бытия, которые всегда чувствовало отзывчивое поэтическое сердце. Вспомним у Пушкина:

И гад морских подводный ход
И дольней лозы прозябанье.

Можно предположить: поэт в состоянии вдохновения приобщается ко всему Бытию, как к Целому, но в тоже время необозримое единство сущностей, не заслоняет от его мудрого взгляда подробные, кроткие мелочи жизни. Он томится, сердце его слышит, трепещет от необозримого величия мировой красоты, но в этом экзистенциональном переживании единства космоса поэт становится еще более одиноким. И потому он «дикий и суровый» бежит на «берега пустынных волн в широкошумные дубровы». А тут никуда бежать не нужно! Вот, возьмите, сограждане, микроскоп, сей волшебный дар науки, и сами приобщитесь к тому неизреченному миру, который носит поэт под сердцем!

Какое счастье, какое облегчение для души, восхищенной поэзией, что ее творческие прозрения о мире не были субъективной фантазией, а имеют сущностную укорененность в жизни.  Вот она запечатленная радость поэта:

   Сквозь волшебный прибор Левенгука
   На поверхности капли воды
   Обнаружила наша наука
   Удивительной жизни следы

   Государство смертей и рождений,
   Нескончаемой цепи звено, –
   В этом мире чудесных творений
   Сколь ничтожно и мелко оно!

Разумеется, во взятом нами произведении, поэт не останавливается только на описании этой радости. Он, вооруживший свою музу микроскопом, отправляется вместе с ней не только в атомные бездны, но и в миры, «где летят метеоры», где «ни большого, ни малого нет».

Мир, считает поэт, беспределен не только в сторону его уменьшения, детализации, но и противоположенную - в сторону большого внешнего Космоса. Вселенная неисчерпаемая, как атом. В одном из своих стихотворений Заболоцкий так и писал, что вселенная, напоминает ему «колоссальный движущийся атом». Можно двигаться в познании основ мира в любую сторону, концов не найти. И поэтому в пределах Неисчерпаемого Мира пылинка и наша планета – почти равные величины. В мире бесконечных чисел совсем другие константы. Поэт об этом сказал так:

Но для бездн, где летят метеоры,
Ни большого, ни малого нет,
И равно беспредельны просторы
Для микробов, людей и планет.

Для человека плотского, в «футляре» (А. Чехов), то, что лежит под микроскопом всего лишь раздробленное бытие, омертвевшие кусочки жизни, но для поэта иное. Там не просто прозрачная плоскость с частицами вещества, а «невысокая вселенная». Под стеклом увеличительной трубы дышит тот же поток могучей силы жизни, который двигает судьбами солнц, атомов и людей. Там поэт чувствует «звездное дыханье, слышит речь органических масс и стремительный шум созиданья, столь знакомый любому из нас». Как тут не вспомнить строчки Тютчева, утверждающие разумную силу в природе:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Поэт слышит язык мира. С ним говорит не только каждая звезда, но и всякий «микроб» под микроскопом. Более того, в поэтическом прозрении Н. Заболоцкий утверждает, что в «результате общих усилий» «микробов, людей и планет» во вселенной зажигаются новые звезды и «кометы летят легкокрылей, и быстрее созвездья летят».

Другими словами, поэт дерзновенно считает, что только в творческом единстве человека со всем творением (Заболоцкий, даже никак стилистически не выделяет усилий человека в ряду жизненных сущностей) заключается основание для нерушимой гармонии космоса.

Мы, если хотим видеть над собой прекрасное звездное небо, призваны не отделять от своей жизни, даже «глупенькое» движение молекул. В нем тоже есть свой малый великий смысл. Это хаотичное на первый взгляд движение служит, пусть крошечной, но ступенькой к разумному движению бесконечной звездной сферы.

Стихотворение Николая Заболоцкого «Сквозь волшебный прибор Левенгука» обосновывает бесценность, и уникальность каждой части Бытия, какой бы малой она нам не представлялась! И как замечательно, что этому способствует «научная картина мира», увиденная поэтом через хитросозданный прибор. 


Поэт Александр Блок почти требовал:

Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен!

Но как это сделать, если сердце огрубело в житейских буднях? А вот с помощью микроскопа! Кто из людей не восхищался, смотря «под стекло кабинетной трубы»? Вглядимся же и мы. И будем помнить, что научная картина мира меняется каждое столетие, а поэзия, раз запечатленная в словах, остается с нами навсегда!