Межстрочья А. С. Пушкина

Виктор Фесенко
               1. ДВА ВЕКА с ПУШКИНЫМ

                "Отцы пустынники и жены непорочны,
                Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
                Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
                Сложили множество   божественных молитв;
                Но   ни одна  из них  меня   не умиляет,
                Как  та, которую  священник    повторяет
                Во  дни  печальныя    великаго   поста ;
                Всех чаще  мне она  приходит  на уста
                И падшего  крепит   неведомою  силой:
                Владыка дней моих! дух праздности унылой,
                Любоначалия,      змеи   сокрытой   сей,
                И  празднословия   не  дай   душе  моей.
                Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
                Да брат мой от меня не примет   осужденья,
                И  дух   смирения,    терпения,     любви
                И   целомудрия    мне  в  сердце  оживи".
                (А. С. Пушкин)

        Нет,  не дань моде –  читать и писать о Пушкине в канун знаменательной даты  двухвекового юбилея поэта... Самое  сердце человеческое  имеет свойство – хранить и
оберегать православное имя!

        Были же и иные стихотворцы, мудрствующие как бы из головы, ею же и понимаемые – но в сердце – Александр Пушкин. В сердце нашем остаются лишь глубоко русские люди, кто просвещен Светлой верой. И здесь мы говорим уже о некоем феномене русской души: "Воды глубокие плавно текут, люди премудрыя тихо живут"...

        Набили оскомину  все эти "санты-барбары", кои с нравственной точки зрения идентичны Содому и Гоморре. Пушкин ищет совершенно же инаго – "королевич Елисей, помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу за красавицей-душой, за невестой молодой". И это не сказка, а состояние человека, непримиримаго ко свершившемуся злу и ищущего  высшей правды и справедливости, этих неотъемно связанных удивительной формы – красоты с великолепным содержанием – душою!

        Во времена поэта целостные натуры не поизвелись ещё с земли Русской...  Взять его Татиану –  собирательный образ православной женщины - сердцем своим познающей и озаряющей своё окружение! В его лучах жалкой пародией выглядит пижон Онегин – на поверку  мотылек-однодневка, бездельник и повеса, этакий "Фигаро здесь, Фигаро там"...

        Вот уже два века с нами Пушкин, два века с нами и весь  парад  его героев. Да он  и не измысливал  их  позже, а впитал  с молоком  матери, списал  с лиц окружавших его современников. Даже иноземцы, сами того не осознавая до конца, тянулись в Россию и насыщались здесь тем зарядом милосердия и добропорядочности, которые так безжалостно
ускользали от них  в их  "оцивилизованных" странах.

        Иначе воззрел поэт на крепостных после беседы с англичанином.     На вопрос: "Что может быть несчастнее рускаго крестьянина?" –  тот  отвечал: "Английский   крестьянин" ...  "Как! свободный англичанин  несчастнее рускаго раба?".  "А  что
такое свобода?" "Свобода  есть возможность  поступать по своей воле". "Следовательно  свободы нет нигде; ибо везде есть  или законы, или   естественные препятствия".

       "В чём вы полагаете  народное благополучие?"  "В умеренности  и соразмерности  податей"… "Как?"    "Вообще  повинности в России не очень тягостны для народа; подушные  платятся миром, оброк  не разорителен, кроме  в близости Москвы и Петербурга, где  разнообразие  оборотов промышленности умножает корыстолюбие владельцев. Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет   на произвол   крестьянину доставать оный, как  и где хочет.  Крестьянин промышляет, чем  вздумает, и  уходит  иногда  на  2.000  верст,  вырабатывать себе деньгу.   И это  вы называете  рабством?  Я не знаю во всей Европе народа, которому было бы дано более простора  действовать". "Что  поразило вас  более всего  в русском  крестьянине?"   "Его опрятность  и Свобода" ...

        Такими глазами глядела на нас Европа! Петр Первый неосторожно прорубил туда "окно",  ныне же  и стен не осталось... И вся духовная чернота, что скопилась там,  самотёком хлынула в наши бескрайныя просторы. Мы явно отстали с падением, вот нас и наверстали. Но те же  живые корни, что  удерживали  предков  два века назад, да образумят  нас  сегодня!

        Прививка нравственности, усвоенная Пушкиным, да оградит и  наши  сердца  от  грязи  и  лицемерия, так  увлекших нас сегодня, – да чистое Имя поэта  послужит и детям,  и  внукам нашим  во времена, о коих  нам  можно только мечтать.

        И  в третий век  Пушкина,  как и  в третье Тысячелетие, мы возьмём  из его  светлых  творений  то, – Что,  может быть, выстрадано  им   во  всю  его  жизнь: его  нелегкие  шаги  к НЕ-тленным твердыням Свято-отеческих Традиции и Слова, над которыми  не властно время ...


                2. ПУШКИН и ТОТАЛИТАРИЗМ

                "Думали ли вы когда-нибудь, что значат
                слова  "человек  родится  свободным" ?
                Я  вам их переведу; это значит: человек
                родится зверем – не больше. Возьмите та-
                бун диких лошадей, совершенная свобода
                да и равное участие в правах, полнейший
                коммунизм. Зато развитие невозможно"...
                (А. И. Герцен)

        Поэт, в свой жестокий век восславивший Свободу –  таким с детских лет  представляется нам  Пушкин – таким рисует его вся  школьная программа: узник совести, певец, вступившийся за честь жены и сраженный на дуэли иноземцем!

        Но ино-земцем было и масонство*, кое наползало в Русию из-за кордона. Фармазонская "вольница строителей" выползла из Англии во Францию  и прочно осела  в центре Европы. Народившийся дракон неоязычества пожирал пространства и его  зловонное дыхание ощутили даже  в глубинной Руси!

     За что же ратовали масоны, коль их влиянию подверглись
почти все "прогрессивные" деятели  того времени?  Что за
манну небесную сулили они падшим народам и странам? Ни
много ни мало, это религиозно-этическое движение щедро
"благо"-вествовало возможность мирнаго сосуществования
людей на основе принципов свободы, равенства и братства!
     Социальные утопии, как из рога изобилия, посыпались
на нашу грешную Землю… Одна из них самым "невинным" об-
разом чуть было не восторжествовала во Франции. Волею
судеб  родной брат Марата и участник революции Давид
преподавал Саше Пушкину французский язык в лицее. И не
понаслышке знал монтаньяр о реках крови сограждан, за-
лившей Республику …  К стыду православного человека, в
Кишенёве Пушкин  вступил в масонскую ложу "Овидий-2".
     Радищев, Пестель и целая плеяда видных современников
его погрязли в ложах! И  тем  не менее,– в самый канун
"декабрьского восстания" поэт ваяет свой "апокалипсис"–
балладу-предостережение об Андре Шенье, где прямо выс-
казано отношение самого автора к возможным последствиям
народного бунта; о французской мясорубке Пушкин пишет:
     "От пелены предрассуждений разоблачался ветхий трон.
Оковы падали. Закон, на вольность опершись, провозгла-
сил  Равенство, и мы  воскликнули:  блаженство!  О горе!
О безумный сон! Где вольность и закон! Над нами единый
властвует топор. Мы свергнули царей. Убийцу с палачами
[Робеспьер, Конвент] избрали мы в цари. О ужас! о позор!"
     Поэт не в силах объяснить закон, по которому целебный
сосуд Свободы оказывается завешенным кровавой пеленой,
но он кричит нам о том, что единожды такое – случалось…
     Декабристов отрезвила Сибирь, неисповедимыми путями
Господними все они благополучно вернулись в Православие,
но ржа масонства (тенью призрака коммунизма) продолжала
витать  по умам  раз-лихой части сограждан. Достоевский,
вторя Пушкину, предвосхитил, что богоборческая революция
в России унесёт сто миллионов человеческих жизней.
     В воздаяние за фармазонство – моральная холера и крас-
ная чума. Ими биты все прогнозы! Их наследие ещё сколько
лет будет тормозить ход нравственного оздоровления обще-
ства.Тоталитарные схемы, прописанные Пушкиным, пойдут
нам на пользу лишь в случае, если мы найдём им противоядие,
а оно водилось на Руси во все времена – это Светлая вера!
   ________________________________
   * масонство - махровый сатанизм.

3. ПУШКИН и ЕГО ГЕНИЙ!

                "Мне день и ночь  покоя не даёт
                мой черный человек.  За мною всюду
                как тень он гонится" ...
                "Гений  и  злодейство
                две вещи несовместные.  Неправда:
                а Бонаротти? иль это сказка тупой,
                бессмысленной  толпы  –  и  не  был
                убийцею создатель Ватикана*?"
                _________________________________________
                * Существует предание, что Микеланджело
                умертвил натурщика, чтоб естественнее
                изобразить  умирающего  Христа" ...
                (А. С. Пушкин)

     Обе фразы в устах героев маленькой трагедии принадлежат
перу  одного автора  и зто  сокровеннейшие строчки  поэта!
     Гений и злодейство –  две вещи  несовместные"...  Какая
мистификация,  ведь  гений ** – это  самая суть  злодейства!
Известно – любая вещь, где превышено чувство меры, сразу
становится пошлой. Была же сказка о работнике, служившем
купцу за три щелчка.  Пушкин  вместо купца  вывел  попа...
Зачем? Не случайно –  третья  дуэль  в последний год жиз-
ни  поэта  оказалась для него роковой:  Репнин,  Соллогуб,
д`Антес!  Князь Репнин писал: "Талант Ваш принесет пользу
Отечеству и Вам славу, воспевая  веру и  верность русскую,
а не оскорблением  честных людей".  И слава Богу, Пушкину
хватило мужества признать, что "сочинения, оскорбительные
для чести частного лица  неприемлемы. Трудно их извинить,
даже  если они написаны в минуту огорчения или слепой до-
сады. Как забава разврашеннаго ума они непростительны"…
     Вертопрах Соллогуб провинился пред Натали своими пош-
лыми остротами: "Он иногда так неучтив". И это в ответ на
его осторожное замечание: "Шалости, подходящие молоденькой
девушке, не соответствуют достоинству  царицы общества".
Впоследствии  Соллогуб  утверждал, что Пушкин  в том году
искал  смерти ...  Был весел  и  накануне последней дуэли:
оскорбив  Геккерена-отца, вынужден  был  стреляться  с  его
сыном –  д`Антесом, кстати  супругом родной сестры Натали
(скандал  внутри  одной семьи!) Куда бы ещё завёл злобный
гений * своего  подопечного – если бы  не смерть, о которой
позт  знал  и  желал,  и до последних минут – в  муках, уже
будучи смертельно раненным, помышлял  о самоубийстве...
     Как жаль: исконное, простое благо, по сути  слитное и не-
разменное, под сению древа познанья вдруг распадается на
нечто доброе и злое. Пия жь и славу, и позор, мы и избираем
матерьял, чтоб к сроку возвести достойный храм Живой душе!
     Прошли времена, когда кумиров изображали с котурнами ***
на ногах  и ореолом  вкруг головы ...  Пушкин противуречив,
его  нельзя  ни "обелить",  ни "очернить"…  Его  раздирали
страсти, его собирала  вера!  Его  искушало  и вразумляло
время… Он его в себя вобрал  и с молитвою о-Душе-творил.
__________________________________________________________
  **   Гений – в древнеримской мифологии – дух-покровитель,
      сопровождающий человека в течение всей жизни
      и  руководящий  его  действиями  и  помыслами;
      позже  –   вообще  "добрый"   или   "злой"   дух …
  ***  Котурны –  специальная  обувь:  с высокими подошвами...