Еду назад

Уменяимянету Этоправопоэта
В маленьком городке не далеко от Киева, где мы жили в середине 70-х годов ситуация с продуктами питания была значительно хуже, чем в Киеве.
На прилавках напрочь отсутствовали продукты.
Сливочное масло, твёрдый сыр, яйца – всё это нужно было возить из Киева.
Какие-то пайки по предприятиям распределялись, но их не хватало.
Продукты иногда «выбрасывали» и выстраивались огромные очереди.
Товар отпускали с ограничением в одни руки.
Надо сказать, что и в этих условиях денег особо лишних не оставалось.
Вообще у меня какое-то странное ощущение.
Все годы моего детства прошли в разговорах о том, где достать продукты и как нам не хватает денег.
В то же время, не припомню, чтобы в доме не было, например, масла или яиц.
Очереди – да. Постоянные разговоры об этом – да.
Сегодня, когда в магазинах всё есть, вижу у отдельных людей и семей признаки полной бедности и даже нищеты среди пенсионеров.
В некоторых так называемых депрессивных регионах Украины бедность – сплошное явление.
В этой связи думается, что социализм для большинства населения был лучше.
Эту тривиальную мысль, с которой, безусловно, найдутся  желающие поспорить, высказываю только для того, чтобы сказать следующее.
Я пытаюсь представить, каким бы могло быть настоящее время не пойди СССР по пути так называемых либеральных реформ.
Затея, конечно, неблагодарная. Попробуй, представь.
Ничего у меня не получается. Не получается представить.
Последние годы существовании СССР всё меньше и меньше людей верило в коммунизм.
Не могу себе представить, каким образом без этой религии может функционировать централизованная экономика.
Здесь главный вопрос для меня не в том, является ли сама идея коммунизма верной.
Именно тот путь, способ построения коммунизма.
Насколько он реален?

Мы помним, что у марксизма есть три источника и три составные части.

Некое общество с подобными принципами пытались построить в древней Спарте.
Называется даже имя первого царя, заложившего основы спартанского общества – Ликург.
Учёные-марксисты не приводили древнюю Спарту в качестве прообраза коммунизма, но думаю, не зря спартанцев проходили в школе.

Насколько я понимаю, впервые в более или менее ясной форме идею коммунизма высказали в различной форме средневековые авторы Томас Мор, Томмазо Кампанелла и Френсис Бекон.
Мне всегда нравилось женское имя Тома, поэтому легко запомнил первых двух.
Вообще, мне кажется, что Тамара, которую называют Томка это уже совсем не Тамара.
Знал хорошо всего одну Томку. Но все Томки, кого знал, чем-то внешне похожи на Кампанеллу. И судьбы у них какие-то трагические тоже.

Томаззо Кампанелла написал на старо-итальянском языке книгу  «Город Солнца» в 1602 году. Позднее книгу перевели на латынь.
«Город Солнца» мало кто читал в оригинале.
Из марксистов, пишут, только Луначарский.
Он же, якобы, и перевёл на русский язык прямо с оригинала.
Сведения о знании иностранных языков большевиками поражают воображение.
Понимаю, что не всё здесь правда, но уверен – знали образованные люди раньше по два-три языка.
Моя бабушка, о которой речь пойдёт ниже, закончила 7-ми летнюю частную еврейскую женскую гимназию до революции.
Окончив гимназию она свободно читала и говорила, с её слов, на идиш, немецком и русском.
Я же двадцать лет пытаюсь выучить английский.
На улице, в ресторане и гостинице объясниться могу.
Но сказать на английском фразу: «Если бы Ваше внимание к моим недостаткам не было бы столь пристальным, наше знакомство могло бы перерасти в нечто большее, чем чтение мной стихов под многозначительный аккомпанемент вашего молчания» я не в состоянии.
А без этой фразы судьба моя за рубежом могла бы сложиться не менее трагически, чем у Кампанеллы.

По непроверенным мной данным, у книги «Город Солнца» была вторая часть, в которой автор подверг сомнению возможность построения общества всеобщего равенства.
Кампанелла задумался о пути построения этого общества и предположил, что такого пути не существует.
Здесь ситуация напоминает мне некоторые химические вещества, которые теоретически могут существовать так как никаких запретов на это теория не даёт, но провести химическую реакцию не удаётся. Иногда трудно бывает провести реакцию в промышленных условиях. В пробирке получается, а в реакторе – нет. Возникает устойчивое равновесие или начинается обратная реакция. Вижу множество аналогий между общественными и химическими процессами. И главная – большая степень неопределенности.

Из чего он исходил Кампанелла во второй части книги?
Кампанелла решил, что на первых этапах построения коммунизма будет много несогласных жить в таком обществе.
Этих несогласных необходимо выявлять, вывозить из города и селить в другом городе, где условия жизни прежние – докоммунистические.
Для выявлениям несогласных и охраны города Солнца от возвращения несогласных, нужны специальные люди.
Их в городе Солнца необходимо выращивать.
Нужна сеть осведомителей.
Кампанелла решил, что это приведёт к непредсказуемым последствиям.

Нам не узнать, докопался ли Луначарский до второй части книги и что думали первые большевики по этому поводу.
Но, если это правда, если правда, что у книги была именно такая вторая  часть, то следует снять шляпу перед Томаззо Кампанеллой.
Он около 30-ти лет провёл в тюрьме, имел массу проблем с властью и клиром и он увидел то, что сегодня не очевидно многим профессорам.
Что именно?
Кампанелла понял, говоря современным языком, невозможно построить новое общество, действуя сознательно.
Общественные отношения складываются в результате длительных общественных же процессов.
И каков будет результат химической реакции заранее неизвестно.
Нельзя отводить шлаки из реактора, пока они сами не выпадут в осадок или не всплывут на поверхность.
Внутри процесса нет шлаков. Все они участвуют в образовании нового вещества, и обратная реакция идёт также.
Этот научный факт даже для простейших реакций только в 21-м веке стал достоянием широкой общественности и прекрасно описан в новых учебниках по химической кинетике. Ой!


Через наш город ходили поезда на Москву.
В вагонах-ресторанах этих поездов горожане также приобретали продукты, но дороже.
Моя бабушка наловчилась покупать таким образом продукты питания.
Не сложный расчёт показывал, что это выгодней чем ездить за ними в Киев.
Помните, «за морем телушка полушка…»?
Точка безубыточности рублей 30-50.
В преддверии какого-то праздника бабушка утром уехала на вокзал, имея при себе около 20-ти рублей.
К тому времени бабушке Ане было лет 70.
Она уже не говорила и не читала ни на одном языке кроме русского.
Любимым чтением бабушки Ани были передовицы газеты «Известия».
Просто удивительно, как она воспринимала эти тексты.
Стандартный диалог.
- Бабушка. В следующем году не будет перебоев с гречкой, увеличены посевные площади.
- Её сын, мой дядя Марк. Мама, вырезай эти статьи и вари из них кашу в следующем году.
Дикий общий хохот. Занавес.
Бабушка купила в вагоне-ресторане скорого поезда какой-то продуктовый набор и замешкалась в поезде.
Поезд уехал. Следующая станция Киев. Денег при себе около рубля. Телефонов нет. К обеду дома паника. Вечером поход по больницам и моргам. Бессонная ночь. Утром принесли телеграмму – «ОКАЗАЛАСЬ КИЕВЕ ЕДУ НАЗАД».
Бабушка дала телеграмму с киевского вокзала и поехала за деньгами к своему брату на Арсенальную. Заодно и повидались.
На следующий день вечером с сеткой полной продуктов, в том числе киевских, бабушка Аня прибыла домой.