* Дни и ночи дымили трубы,
а в печи всё подбрасывали и подбрасывали новое «топливо» со всех концов Европы...
Шарлотта Дельбо
***
* Самую страшную работу немцы заставляли выполнять так называемые зондеркоманды - специальные отряды, сформированные из заключенных. Их держали отдельно от остальных узников и не позволяли никаких контактов с внешним "миром"(с узниками из внешнего лагеря), поскольку они знали о происходивших здесь ужасах. Обязанности, которые они выполняли изо дня в день, пока их самих не убивали и не заменяли новой партией «живых мертвецов», заключались в том, чтобы освобождать от трупов газовые камеры, разжимать у мертвецов челюсти и вырывать золотые зубы, отрезать волосы с убитых женщин, срезать кожу с татуировками, а потом сжигать тела в печах или ямах.
Вот что писал позже один из уцелевших работников зондеркомаиды: "Конечно, я мог бы покончить с собой или спровоцировать охранников, чтобы меня убили, но мне хотелось выжить, выжить, чтобы отомстить и рассказать о том, что я видел. Не думайте, что мы чудовища. Мы такие же, как и вы, только намного несчастнее»...
smolyak m
УЗНИК ИЗ АУШВИЦА -
SONDERKOMMANDO UN DIE GRAUE ZONE
Мне снятся Аушвица кошмары...
Я там, я снова на плацу.
Я в Серой Зоне* – печи, нары*...
Со смертью вновь лицом к лицу.
Десятки, тысячи разбитых
Сердец и судеб навсегда,
Униженных и позабытых -
Мне не вернуть их никогда...
*****
Я был в аду!.. Я видел печи...
Я в них сжигал тела родных,
Я друга нёс туда под плечи –
Его, и множество других.
Там человеческое тело
Кремировалось - ночью, днём,
И пеплом в облака летело,
Их озарив живым огнём.
Как скот, их гнали на закланье.
Немногим выжить удалось.
Концлагерей, приняв страданья,
Пройти сквозь Зону им пришлось.
Тела лежали в испражненьях,
«Дантисты»* рвали зубы им.
А мы, работники сожженья,
Шептали: - «Эль а-Рахамим»*
Что видел там? - На стенах пепел
И струйки жира на полу...
...............................................
И вдруг, я в груде тел заметил
Её, лежавшую в углу!
Моя жена! А рядом дети!!!
В глазах застыл последний миг...
Повисли руки, словно плети...
Сдавил мне горло хриплый крик!..
Я белым стал - мне было тридцать!
Враз поседела голова!
Страх, горе были в мёртвых лицах.
Я чудом не сошёл с ума!
Настал черёд - на нарах тело.
Мне горе разрывает грудь.
Там корчась в пламени, горела
Моя семья... Их не вернуть...
Они со мною и поныне...
Я видел тысячи смертей,
Тех, вышедших сквозь трубы в дыме,
Еврейских женщин и детей.
Евреи! Только лишь за это
Нас убивали, жгли в печах.
Концлагерь, марши смерти, гетто -
Народ всё вынес на плечах.
Десятки, тысячи убитых,
С застывшим ужасом в глазах,
Всем миром брошенных, забытых -
Их нет - они на небесах…
*****
Концлагерь, «Апель»*, «Зондергруппы»* -
Нас та же участь всех ждала:
Газ, крематорий, - сотни трупов...
Нет сил, чтоб жить! Нас смерть брала...
Смерть по пятам за мной ходила,
Предначертав мою судьбу,
Над головой моей кружила.
Я чудом выжил в том аду!
Мне снятся Аушвица кошмары.
Я там, я снова на плацу.
Я в Серой Зоне – печи, нары*,
Со смертью вновь лицом к лицу...
Smolyak m
Рисунок бывшего члена зондеркоманды в крeматории III Давида Олере (David Olere): «парикмахеры» и «дантисты» за работой в газовой камере. На заднем плане видна решетчатая колонна, в которую засыпался сверху Циклон Б.
Итальянский писатель Примо Леви был среди немногих, кто уцелел в Освенциме. «Формирование зондеркоманд, — писал он, — одно из самых дьявольских преступлений национал-социализма... Это была попытка переложить на других — в данном случае на самих жертв — бремя ответственности за содеянное, чтобы лишить их последнего утешения — чувства собственной невиновности».
Леви убежден, что зондеркоманды были необычайно важны для нацистов. «Мы, раса господ, — как бы говорили они, — мы ваши губители. Но вы ничуть не лучше нас. Стоит нам только захотеть — а мы хотим этого, - и мы сможем разрушить не только ваши тела, но и ваши души, так же, как мы разрушили свои». Нацизм, утверждает Леви, неизбежно разъедает души тех, кто становится под его знамена.
**********
Давид Олер родился 19 января 1902 года в Варшаве и в раннем возрасте поступил в Варшавскую академию искусств. Художник оставался в Польше, пока ему не исполнилось 16 лет. Еще подростком, Олер выставлял свои гравюры по дереву в музеях и выставочных залах Данцига и Берлина. Позднее Олер работал в Европейском союзе кинематографистов в качестве художника, скульптора и архитектора. Он также некоторое время работал для кинокомпании "Paramount Pictures" в Европе. В 1930 году Олер женился на Джульетте Вентура, и пара переехала во Францию, а вскоре у молодоженов родился первенец, которого назвали Александром.
После объявления войны Олер был призван в пехотную роту, а 20 февраля 1943 года он был арестован французской полицией во время облавы на евреев в Сенэтуаз. Сначала Олера поместили в тюрьму Дранси, затем депортировали в Аушвиц, где художник провел почти два года - с 2 марта 1943 года по 19 января 1945 года.
В лагере смерти Олер определили в специальную рабочую группу (Sonderkommando), ответственную за очистку крематориев и извлечение останков из газовых камер. Олер наблюдал за тем, как раздевались жертвы газовых камер, парализованные страхом и осознанием скорой неминуемой смерти, как сжигались тысячи "врагов Третьего Рейха", как фашистские ученые проводили медицинские эксперименты над пожилыми и немощными… Давид Олер стал одним из немногих пленников Аушвица, кому было суждено войти в темные помещения крематориев и газовых камер и выйти оттуда живым.
В январе 1945 года Олер принял участие в "эвакуационном марше ) в Аушвице и в мае того же года был освобожден американскими вооруженными силами в местечке Эбензее.
Работы Давида Олера представляют колоссальную документальную ценность, поскольку газовые камеры и крематории Аушвица не снимались на фотопленку, и лишь воспоминания Олера в рисунках и картинах дают реальное представление о том, что, на самом деле, происходило в лагере смерти. Именно Олер был первым очевидцем, выставившим на публику рисунки планов и структуры крематориев, объясняя, каким образом нацисты управляли своей фабрикой смерти. Находясь в Аушвице, Олер не творил ради искусства, его принудительно заставляли делать иллюстрации, писать и декорировать письма СС. Картины и рисунки Олера, сделанные художником после освобождения, превратились в своего рода дань тем, кому не удалось избежать ужасной участи жертв Холокоста. Олер считал, что должен был поведать миру об их страшной судьбе. В своих картинах он, зачастую, представал в качестве духа, тихого печального свидетеля, наблюдающего со стороны за нечеловеческими сценами, которые никогда не исчезнут из его памяти.
В 1962 году Олер перестал писать. Он умер в 1985 году. После смерти Олера вдова и сын продолжили его дело, рассказывая правду об Аушвице и чтя память жертв.
Картины и рисунки Давида Олера можно увидеть на сайте:
* "Дантисты" – группа узников, которым надлежало вырывать изо ртов умерщвленных зубы с золотыми коронками.
* «Эль мале рахамим» – так начинается молитва по душе усопшего (иврит)
* Серая зона (Die graue Zone)нем.яз. – территория крематория, названа так из-за серого пепла
* Апель – построение узников для переклички. На апеле заключенные не могли даже пошелохнуться. За малейшее движение – расстреливали.
* Зондеркоманда (Sonderkommando)нем.яз. – группа из узников, которые работали по сжиганию трупов
* Нары – железные тележки, установленные непосредственно перед заслонкой печи крематория, на которые клали трупы узников и заталкивали в печь.
07.03-09.03.2009.
Канада. Виннипег.