Сказ Родная Волга храм чистилищ

Маргарита Седова
Работа выпускниц 2006 года
Екатерины Жарковой http://www.stihi.ru/avtor/sheswan
и Татьяны Михайловой

Введение
   Вода – чудесный дар природы.  Капля воды прозрачная, прохладная, дарит жизнь; в ней отражена вселенная. Народы Древнего Востока – вавилоняне и египтяне, персы и индусы – почитали воду как первоисточник всего сущего. Мы привыкли, что вода окружает нас всюду: в дождевых каплях, сугробах снега, в болотах, реках и озерах. Россия – страна величайших речных систем. Длина рек нашей Родины измеряется тысячами километров. И хотя самой длинной рекой России является Обь с притоком Иртыш, Волга является крупнейшей рекой Европы. Начало Волге дает небольшое хвощевое болотце, окруженное с трех сторон густым еловым лесом; со дна его бьют родники, дающие первые струйки волжской воды. Над волжским родником - резная избушка, к которой ведет помост; на арке надпись: «Исток великой русской реки Волги».
К Волге тянутся люди со всех уголков земли русской. В чем величие реки? Что заставляет людей, объездивших все страну, возвращаться на Волгу? Много ли посвящено ей лирики, и что заставляет людей писать о ней? Мы подошли к исследовательской работе творчески, используя методику Моделирования навыков стихосложения на уроках, разработанную Седовой М.В., поэтому судьба Волги отражена в Сказе, который был написан в том числе и по мотивам исторических событий.
Наши наблюдения показывают, что на сегодняшний день существует очень важная проблема сохранения не только даров природы, но и культурного наследия предков. В связи с актуальностью проблемы и необходимостью духовного развития подростков, осмысления творческого наследия поколений и достойного отношения к истории и культуре России, нами была определена  эта тема.
Объект исследования - великая русская река Волга, анализ ее места в жизни человека; изучение материала по географии, культуре и истории края и создание на его основе художественно-исторической работы в стихах.
Задачи исследования:
         - обратить внимание людей на явления природы, на охрану окружающей среды, на сохранение природных ресурсов, таких как вода;
- научить людей ценить историю родного края и культуру народа, который его населяет, применяя творческий прием, доставшийся нам от предков - сказителей;
- предложить свой вариант того, как можно привить любовь к творчеству, ведь человек-творец стремится сохранить мир таким, каков он был изначально; он всегда против насилия, войн и разрушения традиций;
- подобно предкам чувашской земли, научиться в стихах передавать потомкам его  историю;
Гипотеза исследования:
 экология в борьбе за сохранение природных ресурсов бессильна до тех пор, пока люди не научатся любить то, что их окружает с детства: землю, лес, чистый воздух и воду, дающую жизнь всему живому на нашей планете. Жаль, что в сознании современного человека история и искусство занимают далеко не первое место в жизни. Например, стихи – это ключ к душе, они наиболее полно передают чувства и эмоциональные мысли говорящего. Поэзия, как ничто другое, способна вызвать наиболее сильный отклик в душах и сердцах людей. Поэтому сказ о Волге - попытка разнообразить сухую прозаичность учебников. Емкими фразами сказания, как оказалось, можно отобразить любой фактический материал. Это было доказано в процессе творческого посыла, а теперь представлено на суд слушателя. Любить можно лишь то, что знаешь. Подобная подача материала, как сказ, облегчает восприятие таких многогранных предметов, как география, история и культура родного края. А такой инновационный подход, как стимулирование творчества, прививает любовь к предмету, который отныне сопровождается ученическими стихами.
Методы обучения – теоретический анализ литературы, наблюдения, исследовательская беседа, изучение инновационного, а также народного опыта,  анализ результатов деятельности.
Методика инновационного подхода – это своеобразный индуктивный способ обучения, то есть моделирование в ходе урока навыков стихосложения; суть его в том, что с помощью тематического видеоряда (картин художников, фильма, репродукций) активизируется образное мышление, которое является основой любого творчества, а в нашем случае опыта стихосоложения.
Образное мышление можно активизировать с помощью любого эмоционального включения в процесс урока. Ребята записывают впечатления души, полученные на уроке, первыми, пришедшими на ум словами. При этом важно не перечеркивать написанного, то есть не позволять логике вклиниваться в творческий процесс, который идет всего 2-3 минуты. В домашнем задании доработки мыслеобразов рождаются стихи, которые обладают особой ценностью для творца, не говоря о том многогранном фактическом материале, который стихи в себе содержат. Таким образом, происходит сильное стимулирование поурочной деятельности, а мотивация урока направлена на творческое самоосознание ученика.

Взгляд в прошлое: по страницам истории
Сказ основан на исторических фактах. Первый вопрос, на который нам бы хотелось ответить, такой: как предки чуваш – булгары поселились именно на Волге? Для этого обратимся к истории. В начале V века на территории между Черным и Каспийским морями образовалось государство Великая Болгария. В правление императора Константина IV, в VII веке, хан Кубрат сумев своей властью объединить разные племена, превратил военно-политический союз булгарских племен в государство, которое обладало высокой культурой и имело связи с разными странами. Старея, Кубрат завещал сыновьям сохранить Великую Болгарию. К середине VII века Кубрат умер. Братья не выполнили наказ отца: «черные болгары» во главе с ханом Батбаем  остались на месте и оказались в подчинении хазар (продуктом этой ассимиляции явились народы: карачаевцы и балкарцы); хан Аспарух со своими людьми, кутригурами, ушел на запад, в среднее течение реки Дунай, провозгласив создание Болгарского царства (слившись со славянами, но сохранив материальную культуру предков, дунайские болгары радуют мир оригинальной культурой); хан Котраг с «серебряными болгарами» двинулся на север и остановился между реками Дон и Северский Донец. Здесь, на Дону, и хотели закрепиться «серебряные болгары», но они по-прежнему находились под натиском Хазарского каганата. Поэтому часть серебряных болгар с болгарским же племенем берсула переселилась в Среднее Поволжье чтобы там, где текла Великая Волга (Асла Атал) создать большое и процветающее государство - Волжскую Болгарию.
Приход болгаро-чуваш на Волгу явился событием мирового масштаба, в том числе и для финно-угорских племен, населявших издревле эти места: болгары принесли сюда много элементов цивилизации южных стран и народов. В Х веке, в Волго-Камье, болгарские племена объединяются в новое государство – Волжскую Болгарию во главе с ханом Алмушем. Волжская Болгария стояла на торговых путях на Восток и контролировала основную часть Волги. Русским же князьям хотелось полностью господствовать на речном пути. Поэтому Волга была причиной частых  военных столкновений до тех пор, пока русские князья и волжские болгары не заключили в 985 году Вечный мир. Вот как свидетельствует об этом событии «Повесть временных лет» - «И заключил Владимир мир с болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель тонуть». Вот так поселились предки чуваш на Волге и по сей день охраняют ее берега. И хотя в нашем сказе этих подробностей не найдешь, но емкими фразами стихотворения «Взгляд в прошлое» Михайловой Татьяны, мы сделали попытку эмоционального отображения ключевого момента переселения предков чуваш в Среднее Поволжье:

Нашей Волги лазурные воды хранят память древних времен.
И славят, водя хороводы, Волгу люди разных племен.
Все ее любят и почитают, как в старое время, приносят дары,
Волги могущество границ не знает, от истока до устья реки.
Много народов в себе приютила: от волжских болгар до татарских племен.
Всех от бед и ненастья хранила, за это большой до земли ей поклон!
В разных легендах, сказках и песнях славится матушка Волга-река,
Из-под пера многих лиц неизвестных выходит Волгиной славы строка.
Ее славят веками хором все народы российской земли,
Кому дороги ширь и просторы нашей матушки Волги-реки. /Михайлова Таня/

«И нет прекрасней реки в мире, чем моя Волга…»
Нам хотелось бы рассказать одну из тысячи историй о силе притяжения, которой обладает Волга. «Родная Волга – храм чистилищ… И нет прекрасней реки в мире, чем моя Волга» - строки поэта и художника Людмилы Михайловны Акцыновой, которая родилась в Астрахани, в устье Волги. Последние 30 лет жизни заслуженные художники России и Чувашии Людмила и Аркадий Акцыновы жили в Чебоксарах. Путешествуя с этюдниками за плечами, объездив всю страну, они решили осесть на постоянное место жительство в Чебоксарах. «Мы много видели рек и озер. Красавицу Ангару избороздили вплоть до Байкала – было чем восхищаться! Но Людмилу все время тянуло на свою родную Волгу. Посетив ряд волжских городов, остановились на одном из красивейших – Чебоксарах. Бесконечные леса, великолепные рощи со столетними дубами; а сам город красиво расположен на прибрежных холмах. Мы встретили здесь много друзей. Природа, люди – все это вдохновило нас на создание ряда полотен, и мы решили осесть в столице Чувашии на постоянное житье» – пишет Аркадий Акцынов в автобиографической книге «По стерне босиком». Здесь, в 70-е годы вокруг ярких личностей образовалось множество неформальных объединений. Одним их них стало общество друзей Акцыновых [ОДА]. Художники Людмила и Аркадий Акцыновы были необоснованно репрессированы в годы сталинского террора. Переехав из Сибири в Чебоксары, Акцыновы сумели сплотить вокруг себя группу, создав своеобразное ядро духовно настроенной интеллигенции города.
http://www.stihi.ru/2008/10/14/16               
В июне 2005 года поэтический клуб ОДА СОШ №55 принимал участие в подготовке межрегионального проекта-победителя Сети Культурных столиц Поволжья «Акцыновия – планета любви». На народных принципах бескорыстной помощи (ниме) школьники помогали детской художественной школе №6 им. Акцыновых готовить площадку для проекта: обихаживали территорию, рассаживая бархатцы, украшали актовый зал, готовили первый в жизни школы общий выпускной вечер. Тогда же десятиклассникам, пришлось целый месяц работать и в городском отряде по уборке территории. «Не разгибаясь, мы подбирали каждый клочок бумажки и каждый окурок, но не было конца этому нескончаемому потоку мусора! Наверное поэтому, уже в профильном лагере СОШ №55, когда мы писали стихи по мотивам фильма режиссера Зинаиды Паршагиной «Акцыновия – планета любви», родились суровые строки о людях, халатно относящихся к природе» - пишет Татьяна Михайлова.

По мотивам картин Людмилы и Аркадия Акцыновых

Волны бушуют, волны рокочут –
Волга во гневе, Волга грохочет.
Зев свой разверзла, корабль глотает…
В муках экипаж корабля погибает.
Нет им спасенья. Волга нещадна,
К глупым людям она беспощадна.
Молнии свет разрезает небо.
Больно, слезы хлыщут с неба.
Стонет Природа, корчась от боли:
Люди зажали, как птицу в неволе
Волгу-мать и глумятся над нею…
Которых любовью согрела своею. /Михайлова Таня/

Это и стало отправной точкой для сказа о Волге. Здесь представлены строки о прошлом, настоящем и будущем чебоксарцев-волжан, чью память хранит великая русская река.

Много имен у великой реки.
Разные народы в различные эпохи по-разному называли Волгу. Так, например, финно-угорские народы, создавшие топоним, Волгу называли «валге», что означает белая, светлая, и, таким образом, Волга – это светлая река. Атал – в переводе с чувашского языка – «Отец-река»: лишь один народ называл Волгу батюшкой. Если мы коснулись топонимики края, то можно вскользь упомянуть очередную версию из многих и о названии нашего города. «Студенецкий А.Н. был склонен слово Чебоксары объяснять как вторичное от «Шупашкар», то есть «водой огражденный». Действительно, древний город мог получить и такое определение. Он был огорожен с одной стороны Волгой, а с двух сторон многоводной в те времена рекой Чебоксаркой» - писал и краевед Александр Иванович Терентьев, почетный гражданин нашего города.

Большое половодье в 1926 году
Иногда Волга сурова. Весной 1926 года в нашем городе было самое большое половодье (по Красной площади люди передвигались на лодках).  А 6 октября 1968 года в холодный ветренный день речной трамвайчик столкнулся с баржей (причиной была нетрезвость команды), а спасение людей не было организовано. В результате трагедии более ста человек погибло. Люди цеплялись друг за друга, каждый мешал другому всплыть. Так, в крепком объятии, были выловлены Анна Степановна Ягодкина с внуком. Она была заместителем председателя исполкома Чебоксарского горсовета, поэтому официальное соболезнование по поводу трагической гибели, без оглашения ужасной катастрофы, было единственным в СМИ - все было строго засекречено.

Где ж еще найти реку такую,
Чтоб людей от бед уберегла,
В дни голодные накормила,
В засуху - напиться дала?
Матушка-Волга добра, справедлива,
Зло осудит, добродетель похвалит,
Бывает строга, неуемно ретива,
Если гневаться люди заставят.

Коль поступки людей омрачат ее думы,
Не ищите спасенья от материнского гнева.
Всех уму-разуму Волга научит,
Дикими волнами врежется в небо,
Как загрохочет и загремит,
Бедный трамвайчик вмиг поглотит,
На берег синью обрушится горем.
Смоет здания, человеком построенные.

Но поймет. И осознает,
Что любит нас и души не чает,
Потому злодеянья наши прощает.  /Михайлова Таня/


Радость побед и горечь поражений
Волга повидала много войн на своем веку. Самой  героической и вместе с тем тяжелой, страшной была Великая Отечественная война. Защитницей и спасительницей стала сама природа. Российский суровый климат не перенес немец, а ведь по замыслу фашистского плана «Барбаросса» было задумано одержать победу над Росией еще до того, как закончится война Германии с Англией, то есть до начала зимы. Конечной целью этой «кратковременной военной компании» было намечено создание заградительного барьера против Азиатской России по линии Волга-Архангельск. Но грандиозная Сталинградская битва на Волге надломила силы фашисткой военной машины. В своих стихах мы хотели показать, что выход существует из любого, даже самого безнадежного положения, если сердцем человека правит любовь, а не война. Это как никогда актуально сегодня, когда Родина чтит память воинов всех времен: Великой Отечественной войны,  Афганской войны, Чеченских событий. В Чебоксарах, на Восточном косогоре, на крутом берегу Волги с 1980 года высится Монумент Славы тем, кто сберег мирную жизнь для нас.

Размышления на Восточном косогоре(стихи вошли в издание «Война глазами детей»)

Чтобы счастье, любовь обрести,
Нужно пропасть лишений пройти,
Страхи, ужасы войны превозмочь,
Черную, страшную отринуть ночь.
Забыв про беды свои, сохранить
В душе жизненной силы нить.
Забыть, что пули свистят над головой,
Что полыхает любимый город твой.
Надежду, Веру, Любовь почитать,
Смело в бой идти, чтоб гордилась мать;
Землю родную свою защитить,
Чтобы потомкам своим подарить;
Чтоб не топтал нашу родину враг,
Чтобы люди звали друг друга «брат»;
Чтобы солнце согрело сердца людей,
И улыбки сияли на лицах детей!
Не надо войны, смерти злой,
Хочу, чтобы в мире царил покой,
Чтобы люди жили по закону любви,
И дружили народы всей земли! /Михайлова Таня/

Хранительница народной памяти

Сколько баталий и военных сражений повидала на долгом веку.
Радость побед и страх поражений в Великую Отечественную войну.
Своим воинам помощь давала, скрывала от вражеских стрел,
Смерти врагов предавала, никто убежать не  успел!
Честь и хвала реке Волге-матери за живых отцов и мужей.
За слезы счастья в глазах старой матери за внуков, детей, сыновей.
Все ее заслуги Отечеству не опишешь ни словом, ни красками,
Так сохраним в сердцах имя доброе, чтоб труды не стали напрасными.
Нет больше в мире такой народной, нашей матушки Волги-реки!
Нет ее краше и ярче, привольней! Все победы ее велики!  /Михайлова Таня/

В легендах и преданиях твой образ нахожу…
Очень древние песни, сказки, предания и чувашские легенды дошли до наших дней, в которых сохранилась история, мечты людей тех давних времен - в них запечатлелась наша духовная культура. Живя на Волге, народные творцы не могли не посвящать ей стихов и песен. Современный чувашский писатель Мишши Юхма, поведав историю жизни одной стародавней поэтессы Кюльби, приводит дошедшие до нашего времени стихи, в которых та оплакивает свою молодость, а рефреном звучат слова о Волге:

Ах, родные! Папа с мамой! Люди добрые и тети,
Не увижу больше вас, не увидеть вам меня.
Пусть нухрат мой головной примет Волга, как подарок.
Пусть перкенчек, что на мне, в Волге будет, как постель.
А шулькеме, что на груди, освещает Волги воды.
Башмачки, что на ногах, будут камнем на дне Волги.

А вот еще одна песня другого древнего чувашского поэта, которую запомнили и сохранили старики одного села Самарской области, а записал М.Т. Казанков. Звали поэта Пайдул; он был военачальником, незаурядным поэтом и настоящим рыцарем. Сражался он под предводительством Степана Разина и погиб, кстати, недалеко от Волги, на берегу Цивиля. Теперь же существует премия имени Пайдула, адресованная национальным писателям и поэтам.
Эй вы, ветры, буйны ветры, что вы носитесь по свету?
Вы бываете везде.
Путь нелегких ваш и долгий – вы проноситесь над Волгой,
Вас не удержать в узде.
Эй вы, ветры, буйны ветры, с вами б мне летать по свету.
Крылья обрести бы мне.
Над Сурой и по-над Волгой чайкой путь проделав долгий,
Покачаться б на волне.

И еще одно имя – Шавлама, о котором тоже существует много чувашских народных легенд и преданий. Рассказывают, что он с детства остался сиротой. Но превосходно играл на гуслях. Самая распространенная его песня называется – «Не сумел я спуститься на Волгу»:                Не сумел я спуститься на Волгу,
                Не сумел я напиться чаю.
                Не родился я счастливым,
                Не смог я ходить, радуясь жизни…
Мы рассказали лишь о немногих поэтах, которые вдохновили нас на создание сказа о Волге. А ведь были еще и художники, и писатели, и мастера различных ремесел, и все те люди, которые имеют отношение к искусству. Без их творческого самоотверженного труда нам вряд ли удалось бы то восторженное состояние, которое называется вдохновением. Итак, сказ о Волге.

Раскинув громадные волны, бежит река с чудным названием,
Богата она, полноводна, но обречена на скитание.
Желтеют песочные дали. Под небом просторно тебе,
Свою жизнь тебе птицы отдали, наперекор судьбе.
Родная, милая Волга, ты чудно ласкаешь слух,
И, уезжая надолго, прощаюсь с тобою, вздохнув.
Машут мне сосны с берега, ты бежишь день и ночь,
Богатств у тебя немеряно, - России достойная дочь.
Чебоксары взрастив родные, ты соседями нас наградила,
И поля, бесконечно пустые, городами ты огласила.
А сколько народов зарилось, желая тобой владеть?!
Но, бежав, бесконечно каялись, ведь русский стоял "на смерть".
Оберегал свои земли народ наш, хранил и чуваш твои берега,
Пусть был коренаст, непригож, но берег тебя от врага.
Будь самобранкой-скатертью, окропи живою водой.
И назвать тебя хочется матерью, и колени склонить пред тобой!..
Бесконечно тебе благодарны, бесконечно любим тебя,
Хотя неподвластны нам тайны, какими окружаешь себя. /Жаркова Катя/

Подражая каликам перехожим

Ой, ты синь лугов водной глади!
Ой, песчаных кос желты  пряди!
Не смотрите вы, что одна она.
С детства, издревле, Волгой наречена.
То марийцы с мордвой тебя «Валге» звали.
Объяснит нам любой, что лишь светлой знали.
Так народ простой, всей душой любя,
Рекой белой и светлой
Величал тебя.

А чуваши родные, хлебосольный народ,
Прикипал к тебе сердцем все сильней с годом  год.
Лишь один народ праотцом назвал
По чувашским заветам:
«Атал» - всяк узнал.

Ой, вы люди мои, люди добрые,
Люди добрые, оглянитесь!
Да забудьте печали скорбные,
Волге милой моей поклонитесь!
Ай, ты Волга моя, Волга -  матушка!
Ай, ты щедрая, полноводная
Сударушка!                /Жаркова Катя/

В походе

Солнце бросило свой прощальный привет и покинуло неба просторы.
За полями белеет мой город –  кинул тень на поля его силуэт.
По реке плывут корабли.  Ветер травам принес прохладу,
В них кузнечик поет свою сагу. Твои беды с водой утекли.
Ты запомни гряду этих сосен, эту реку, что рядом течет,
Это небо, что так бездонно, как торжественной птицы полет.
Там, на небе, зажглись огни; опустился над лагерем вечер.
Ты идешь с гитарой на встречу, чтобы снова петь о любви.
Вот я чувствую песню в прозрачной тиши.
И поет очень смело голос древней души. /Катя Жаркова/

Дочь светлой воды

Над водою чайка летала и вдруг камнем в бездну упала,
А волна все подряд глотала и на дне от глаз укрывала.
В тот же миг ступила на берег чудо-девушка, прямо из волн,
И в ушах ее вместо серег были звезды, что светят и днем.
Месяц полный и яркий самый, ей казалось, кивнул из-за туч.
Здесь он видимо самый главный, раз послал ей свой томный луч?

Во хмелю ли парни гуляют, или кто-то сидит у причала,
Люди звезды на небе считают, коль увидят ее нечаянно.
Тихо Волга поет свою песню, смело ветер играет листвой,
Раскачавшись на ветках весело. Глаз им как отвести от той?!
Знают все рыбаки пожилые, что влюбляться глупо в нее.
Все слова для нее пустые, ей, как призраку, все равно…

Если ты услышишь однажды песню тихую Волги и звезд,
Помни, это не призрак вовсе – это дева твоих сладких грез.  /Жаркова Катя/


Русь (стихи, вошедшие в электронное издание «Война глазами детей)

Люблю я Русь открытую
Душою русской девы,
Люблю даже облитую
Всей грязью недоверия.
Смотрю я снова вдаль -
Как встарь, поля раскинуты.
Уйдет моя печаль,
Что в сердце мое кинута.
Смотрю на Волгу милую - богатую невесту -
На матушку любимую. Нашла я свое место
В степях России славной!
И льется песня соловья
О той, о самой главной,
Где, люди, родилась и я!  /Жаркова Катя/

Заключение
Родина – это место, нуждающееся в нашей любви. Человек во всем богатстве своего духовного мира – основа нашей истинной национальности. Вдохновение, восхищение, любование могут побуждать людей к действиям. Так давайте постараемся сделать так, чтобы предмет нашего восторга не пропал с лица земли, чтобы Волгой смогли любоваться и наши потомки. Возможно, благодаря работам подобно этой, все больше людей начнут ценить и беречь то, что окружает их с самого детства. И если мы хотим сохранить свою нацию, хотим духовно развиваться в будущем, то нам надо научиться любить нашу историю, достойно относиться к наследию поколений!

дополнение здесь
http://www.stihi.ru/2009/03/05/5197