Во всякое время да будут белы твои одежды

Маргарита Седова
Традиционная одежда и мировоззрение народа.
 
   Слово «традиция» произошло от латинского слова traditio, что означает передача. Это форма преемственности в различных видах человеческой деятельности, материальной и духовной, предполагающая полное или частичное воспроизведение способов, приемов и содержания деятельности предыдущих поколений. Традиции черпают силы в обычаях. Обычай – это стереотип поведения, связанный с соблюдением норм, и реализуется этот стереотип в сфере главным образом семейно-бытовых отношений. Например, почему мужчины по традиции носят брюки, а женщины – платье? Такой выбор одежды сформирован издревле, в опоре на удобство повседневности. Этот стереотип одежды выработан самой жизнью и временем. Мало того, поддерживается передачей стиля из поколения в  поколение. Мужчина – пастух, охотник, пахарь, находящийся целыми днями на улице, в лесу, в продуваемом ветрами поле, должен был одеваться так, чтобы не было холодно, но и в то же время, чтобы в случае жары сберечь максимум влаги, которая охладит тело и сохранит здоровье. Поэтому даже летом люди носили длинные рукава, спасающие от чрезмерного перегрева, а зимой – от переохлаждения. Женщины вплоть до ХХ века поверх платья надевали фартуки, потому что они были и остаются хранительницами домашнего очага. Их одежда была в одно и то же время и практичной, и праздничной. Вот и в наше время до сих пор странно видеть на улице взрослого мужчину в шортах. Эта одежда всегда была предназначена для отдыха и спорта. А для работы нам всем нужен костюм традиционного синего или даже черного цвета.
   У С.М.Соловьева, великого русского историка ХIХ века, отличающегося самобытностью повествования, есть рассказ из русской истории 18 века «Сто свадеб в Астрахани», о Степане Разине. Любопытно было прочесть небольшой отрывок из него, чтобы понять, насколько важным является понятие «традиционная одежда», даже для объяснения такого конкретного исторического события, как восстание Степана Разина:

«Жаль стрельцов, - говорила жена Андронова стрельчихе, - разослали их  с Москвы, а теперь настала служба и новая вера, велят носить немецкое платье». Сын стрельчихи, Степан, внимательно прислушивался к жалобам женщин; у него была одна крепкая дума: отомстить за отца и дядю; но как отомстить? В ушах к него раздавались слова Андроновой: «Новая вера, немецкое платье». В Москве нечего было делать Степану: здесь нельзя было поднять стрелецкого дела. Степан решился идти в Астрахань, там раздуть мятеж, поднять Поволжье за старую веру и старое платье». Надо ли думать, какая огромная народная сила таилась в обычном традиционном одеянии, если можно было поднять мятеж в Поволжье на том только основании, чтобы «бить челом государю, чтобы велеть быть старой вере, чтобы немецкого платья не носить и бород не брить».

Задавшись вопросом о смысле, заложенном веками чувашским народом в суть традиционной женской одежды, была выбрана тема, которая раскрывает взгляды и представления чуваш, определяющие их отношение к явлениям действительности, жизненную позицию народа и его ценностные ориентиры в жизни.
   На первый план сейчас выходят те традиционные атрибуты, которые показывают связь мировоззрения народа с его идеологией. В центре чувашской семьи всегда находилась Мать–Покровительница рода. Это – идеология чувашей, их жизненное кредо. Почитание матери до сих пор является главным из сохранившихся традиций.
   Метод данного исследования достаточно спорный, но тем не менее являющийся действенным с точки зрения творческого начала, обладающего движущей силой мыслеобраза. Как сказал поэт и философ Герман Гессе: «В любом начале волшебство таится. Оно нам в помощь, в нем защита наша…» Говоря иначе, с помощью поэтического образа мы можем постичь то, чего не скажешь прозой. Кстати, именно научное мировоззрение является основой и прочным фундаментом творческой активности, в том числе и поэтического мастерства, как утверждается в философском словаре. А поэзия всегда очень убедительна. Она во все времена помогала ориентироваться в коренных проблемах жизни.
   Гипотеза исследования. Предположительно то, что через традиционную одежду женщины-матери передается коллективная, народная идеология человеческих отношений. Великий ученый ХХ века Н.М. Амосов говорил, что вообще «в духовной сфере гораздо больше умственной работы и творчества, чем в материальной и общественной. И может быть духовность определяется, например, «генетической» этикой, отношением к людям или эстетикой врожденных ритуалов, близких к искусству?… А знания, этические нормы, представления о красоте принадлежат Коллективному Разуму, обществу. Новые идеи выдает разум индивидов; общество же готовит их к этому, являясь их потребителем». В нашем случае данное исследование является тем новым толчком, которое способно направить коллективную мысль в русло полезного понимания.
Значит, перед данным исследованием стоят такие задачи:
1. Опираясь на поэтическое описание традиционой одежды женщины-матери, показать значимость для общества таких важнейших атрибутов одежды и головного убора, как пищиххи-пояс, хушпу (шапочка в виде усеченного конуса) и налобная повязка масмак, считавшиеся еще и праздничными элементами одежды.
2 Показать связь традиционной одежды с представлениями чуваш о Верхнем мире, где жили Боги, и Срединном или Светлом мире, где жили люди.
3 Повествуя об одежде будущей женщины-матери, испробовать прием поэтического сказания, которым пользовались наши предки-сказители, чтобы усилить впечатление от полученных знаний проникновением в душу слушателей.
   Своевременность и значимость этой работы заключается в еще одной тревожной проблеме. Дело в том, что Россия к концу ХХ века стала пожилой страной. По статистике, в среднем на одну семью приходится 1,3 ребенка. Это означает, что через 50 лет население страны может сократиться вдвое. В Чувашии, начиная с 1992 года, смертность превысила рождаемость. Происходит и процесс старения населения республики. В последнее время численность населения городов Чувашии не увеличилась. А в таких городах как Канаш, Шумерля, Алатырь, Козловка, в поселках Буинск и Киря произошло даже уменьшение народонаселения. Доля чувашей в республике с годами также снижается.4 Если сейчас оставить все, как есть, через сто лет наши дети и правнуки знать не будут, кто такие чуваши. А ведь это народ с древней культурой, которая отражена в том числе и в традиционной женской одежде.
   Поднимая интерес к тенденциям в культуре традиционной одежды женщины, мы косвенно, на бессознательном уровне, обращаемся к ее истокам, а значит, можем повлиять и на современные тенденции модной женской одежды. Ведь совсем не случайно стала модной такая одежда девушек и женщин, которая оголяет такие части тела, испокон веков считавшиеся «стыдными» и потому недоступными стороннему глазу. Наверное такими вот беспомощными способами, как открытый живот, современная мода борется со снижением рождаемости?

Чувашская одежда от зла оберегала,
И от Шуйттана злого защищала.
А сейчас пошла одежда,
Все наружу, все раздето.
Вот как было, вот так стало -
Изюминка чувашская пропала.
Кепе одеждою была благословенной.
Она от злых глаз нас оберегала
И красоту всем прибавляла непременно.
(Кульварский Костя 7б класс)

  Но подход модных тенденций должен быть совершенно иным, ненавязчивым. Тогда, может, исчезнут абсурдные моменты, которым в нашем мире даже если и не придают значения, но они все равно остаются досадными промахами в культуре. Чебоксарский журнал «Лик» описывает случай, когда модный певец выступал в стилизованной одежде, надев на себя типичный наряд беременной женщины – яркач. Это не так смешно, как грустно. Пора начать серьезно изучать традиционную одежду, чтобы не было таких вопиющих случаев незнания традиционной культуры народа. Поняв, какой и, главное, почему именно такой, а не иной была традиционная одежда чувашки, можно сформировать модные тенденции современной женской одежды, которая будет влиять на сознание женщины.

В этой работе представлены стихи Иванова Анатолия, выпускника 2008 учебного года.

Вот легенды лежат на моем столе
О горе Чабырлы, о девушке на Луне.
Легенды эти я в руки беру,
Страницы листаю, читаю одну…
Уверен я в том, что в «Книге легенд»
Написано много фантазий.
Но герои избавят весь мир от бед,
А твой внутренний мир станет ясен.

«Во всякое время да будут белы твои одежды…» - Библейская цитата
I
Есть чувашский народ мировой.
Он отмечен булгарской судьбой.
Хушпу женщины носят для блага и счастья,
Чтоб их жизнь не настигло горе-ненастье.
Чувашский наряд раньше оберегал
Тех женщин, которые скоро родят.
Он женщинам вышивкой придавал
Защиту и силу; для всех подряд.

Его надевали, имея причину,
Чтоб не был их муж простым дурачиной.
На платьях-кепе вышивали узоры:
Глубокие реки, высокие горы…
Что защищали от всякой потери,
Чтоб женщин печали вмиг улетели.

II
Чуваши думали, что есть гора,
А на горе Мать-дерево растет.
Гора стояла во Вселенной.
Где жили черти, проклятые Богом? -
В подземном мире, что давал всем плоть.
А верхний мир давал нам, людям, душу;
В срединном мире жили люди,
Что получали все дары.

Они завет оставили потомкам,
Что черт проклят, соблазну подвергает.
А Тура жизнь дает и всех прощает.
Чуваши в явь придумали уборы,
Обряды позволяли им рождать
Детей по изданным законам.
 
Брала мать в руки шнур,
В три метра он длиной,
Обвязывала талию – живот большой,
Тем самым становясь всем мирозданьем.
Жизнь черпала и плоть, и душу малого дитя,
А Пюлехсе судьбою наделял,
Чтобы ребенок в жизни не пропал.

Вот мать хушпу на темя надевала,
Чтобы душа дитя скорей в нее попала.
И вскоре то дитя рождалось,
И все мученье сразу прекращалось.

III
Два брата жили – Тура и Шуйттан;
Они богами были. Совместными усилиями
Давали плоть и душу нам.
С богами наравне, в срединном мире,
Гора стояла - Ама-ту могучая,
Незаменимая, всесущая.
Она в себе хранила души сильных.

Но вот Шуйттан всегрешной зависти поддался
В мгновение одно. И много лет потом
Под землю медленно, но верно опускался:
Он стал хранителем вся зла, когда ужился там.
Но мать рождать дитя без тела не могла,
И потому носила поясок она,
Чтоб не достал Шуйттан.

IV
Верхний мир создал людей.
Нижний мир оплевал их.
И Тура вывернул наизнанку дело рук своих.
Когда женщина хочет забеременеть,
Тело ребенка приходит из нижнего мира,
А из верхнего мира приходит душа.
Если у женщины нет хушпу на темени,
То Шуйттан злой в плохих намерениях
Ее мысли использует для шантажа.