Разгадка русской души

Валерий Сибур
Русским повезло: они родились русскими. Пусть не обижаются другие народы – истина есть истина. И расизмом тут даже и не пахнет, - я не терплю расизм-фашизм и его носителей, любые виды идеологии, провозглашающие превосходство одного человека над другим при рождении.

Я признаюсь, что ненавижу,
Всем сердцем, яростью души,
Что я б железом раскалённым выжег
Само понятие – «фашизм»…

Я пишу для русских и для тех, кто захочет стать русскими или, чтобы его дети стали русскими.
Но разве можно стать русским, если родился в зулусской семье? Можно. Вся русская история доказывает это.

Кто я?
Сколько раз задавался этот вопрос?
И когда это случилось впервые?
В пять лет?
В семь?
А когда ты задал его себе в последний раз?
Месяц назад?
А, может, сегодня?
Ну, и что ты сам себе ответил?
Ну, да, ты – человек.
Это первое.
Ну, да, ты человек определённого пола.
Это второе.

А третье?
Богатый-бедный? – нет!
Умный-глупый? – тоже нет!
Красивый-некрасивый? – да нет же!
А что же тогда третье?
А третье и есть та самая пятая графа из советского паспорта.
Национальность.
И как же ты её определил, свою национальность?

В наше время возникла большая путаница на постсоветском пространстве с двумя понятиями – нация и национальность. Слова то однокоренные, из-за чего и возникла путаница, но человек грузинской национальности может принадлежать как грузинской, так и к любой другой нации, например американской.
Всё запутывается ещё больше из-за того, что в России пока официально не принято ( а давно следовало бы!) понятие «российская нация».
Чтобы раз и навсегда разобраться в этом вопросе нужно твёрдо запомнить определения:
- Нация есть народ или народы, проживающие в границах одного государства и признающие его власть и законодательство;
- Национальность есть принадлежность к нации;
- Народ есть сообщность людей, говорящих на общем языке и, в первоначальный период своего развития, имеющих общее генетическое происхождение;
- Народность есть принадлежность к народу.

   Как до начала девяностых определяется народность на постсоветском пространстве? Двумя способами:
А). По морде;
Б). По паспорту.
Ну, с мордой все понятно. А вот с паспортом... Приходит молодое поколение получить свой главный документ, а у него спрашивают: ”Свидетельство о рождении принесли?” Принес, принес! Как не принести, если без него Главный Документ не получишь!
   И тут начинаются чудеса. Фамилию можно было взять по папе или маме, или вовсе себе новую придумать, сославшись, что фамилия Малофеев или Блохина малоэстетичны. Имя можно себе записать любое, сказав, что с детства тебя называли не Леной, а Евдокией, и на другое ты не согласна.

   Вот они, права человека! Как хочу, так и назовусь. Кем хочу, тем и буду. Рано обрадовался, дурашка! Помнишь сказку “Иван – Марьин сын”? Ну, попробуй, запишись Марьевичем или Натальевичем! Что, получил приглашение к психиатру? Вот то-то. Только по папочке. Родненькому, не родненькому, мамочкой придуманному, но папочке. А почему? Догадаться не сложно. Какой национальности толпа посчитает Ивана Асланбековича Сидорова? А Бориса Абрамовича Березовского? Помните еврейский анекдот, про то, что “бьют не по паспорту, а по морде”? А “мордой” может быть все, что угодно. Отчество, например.

   Повезло у кого в графе “папуля” стоит прочерк. Эти могут выбирать себе любое отчество. А тем, у кого такой же прочерк и в материнской графе, еще больше! Потому, что национальность можно выбрать либо по отцу, либо по матери. А если они не указаны в метрике, пишись, хоть марсианином – имеешь полное право.
Это идиотическое правило, несмотря на отмену в паспорте (но не в свидетельстве о рождении и анкетах!) пресловутой «пятой графы», сохранилось со сталинских времён по сей день. Тогда оно «помогало» выявлять «непролетарское» происхождение и проводить сталинскую национальную политику, делавшую целые национальности «врагами народа».

   Но почему этот пережиток сохранился в послесталинскую эпоху? Да потому, что те, кто понимал, к чему это может привести, пропитались страхом быть уничтоженными или посаженными, часть отсидела, а часть (большая часть) и была таки уничтожена. Выжившие в ту эпоху не просто понимали – каждой порой кожи чувствовали, насколько опасно затрагивать тему национальной политики (превратившийся к тому времени из «сталинской» в «ленинскую», но почти не изменившуюся) в советском государстве вразрез властной точке зрения. А властители, от хитрого, но неумного Хрущёва до нехитрого и неумного Горбачёва и представить себе не могли, что из-за такой «малости» может развалиться великая держава. Катилось всё по проложенной колее и катилось… Сами знаете куда прикатилось!

   Но неужели давать национальность( на самом деле определять принадлежность к тому или иному народу) по национальности одного из родителей, действительно так идиотично? Судите сами:


Всего в четвёртом поколении у человека в жилах может течь кровь восьми народов. И кем ему себя считать? А в десятом поколении можно быть потомком 512 народов.… А десять поколений может составить меньше двухсот лет. Теперь почувствовали анекдотизм ситуации? Вот Вы, лично ВЫ, читатель, уверены, что среди 512 предков предыдущих 10 поколений все принадлежали к Вашему народу и даже полукровок или квартеронов среди них нет?

А как же было тысячи лет назад? В Афинах папа и мама должны были быть афинянами. Если хотя бы один из родителей дитяти был без такого статуса, ребенок не считался гражданином Афин. У евреев на протяжении тысячелетий национальность устанавливалась по национальности матери. Вспомните про потомка 512 народов и поймете, почему евреи бывают с любыми волосами, глазами, носами и тому подобное. А у русских? О, вот тут мы находим нечто, что выделило полторы тысячи лет назад русских из всех народов мира и предопределило первую фразу этой статьи.

   Жили–были племена словен-славян. Они назывались так потому, что мужчины этих племен “ходили за славой”. А, попросту говоря, совершали постоянные набеги на соседей и дальние народы. Впрочем, этим занималось все тогдашнее население Земли. Так, что ничего примечательного в этом не было. И ничего примечательного не было в том, что из набегов (походов) славяне возвращались с “добром”, то есть добычей.

   Кроме вещей, “добром” были и люди. Мужчины и женщины. По-разному на Земле поступали с пленниками. Индейцы замучивали насмерть, чтобы каждый воин племени видел, что бывает с захваченными в плен и сражался до последнего. Негры пленных просто ели. Думаю из тех же соображений. Уж без чего-чего, а без еды в Африке охотники не останутся. Египтяне одни из первых стали обращать пленных в "говорящий скот". То есть за людей пленных никто из них не считал.

   А славяне? Славянских племен было много. Очень много. Но они были малочисленными. И “за славой” ходили чаще всего к соседям, к таким же славянам, говорящих на том же самом языке или его диалекте. Поэтому пленные признавались людьми. Этот обычай признания за пленными человеческих прав был распространен со временем не только на славян, на всех пленных. А, значит, пленного нельзя было мучить, есть или порабощать. Но в чем же тогда его “добро”?

   А в том, что раз уж он попался в плен, то должен был этот плен отработать. Славянское слово "раб" изначально означало "работник". Когда говорили "ты, раб!", это означало "ты работаешь на меня!" А захваченный в бою работал не для какого-то отдельного человека, а для всего племени. Вот и все. Отработал – свободен. Иди на все четыре стороны. А хочешь, – никуда не иди, оставайся. При этом критерии признания своим у различных славянских племен были схожи. Чаще всего женитьба или выход замуж за члена племени или определенное количество прожитых в племени лет. Или заслуги. Или все вместе.

   Но у племени, называвшего своих соплеменников русичами, был еще один критерий, основной. Русичи всех делили на «словян», то есть знающих «слово» (понимающих русский язык), и «немцев», то есть немых, не знающих русского языка. Догадались? Достаточно было хорошо выучить русский язык, и ты становился русским.

   Поэтому-то и приглашали варягов, как своих, лучших русских воинов, чтобы было с кем ходить “за славой”, ведь они говорили на понятном языке, а значит, были русскими.

   Попробуйте через призму этого обычая (русские – те, кто говорит по-русски) посмотреть на древнерусскую историю и станет ясно многое из того, что было туманно при прочтении учебников. У русских и отец, и мать могли быть иноплеменниками, но ребенок, говоривший и думавший на русском языке, был русским. А цвет кожи, разрез глаз и прочие расовые признаки для русских не имели никакого значения.

   Обычай определять народность по языку оказался чрезвычайно прогрессивен и полезен. Он позволил быстро увеличиваться русскому племени в численности, давал приток новых генов, не препятствовал любому желающему становиться русским и постоянно видоизменял и обогащал язык.

   Это привело к доминированию русских над соседями и позволило в IX веке создать первое русское государство.

   Постоянное обогащение языка шло за счет того, что много новых членов племени (“новых русских”) ранее говорили на самых разных языках. Они привносили в язык не только новые идиомы, но постоянно «совершенствовали» грамматику и синтаксис.
   То, как это тогда происходило, очень примерно, конечно, сегодня можно наблюдать в языковой сумятице Одессы. В результате этого русский язык развивался много быстрее других языков и стал настолько пластичен, что может принять в себя любое слово любого языка.

   Русский язык стал настолько пластичен, что в отличие от подавляющего большинства других языков, в нем совершенно неважно, в каком порядке слова следуют в предложении – смысл всё равно будет понятен и одинаков:

«Ехали медведи на велосипеде»,
Ехали на велосипеде медведи,
Медведи ехали на велосипеде,
Медведи на велосипеде ехали,
На велосипеде ехали медведи,
На велосипеде медведи ехали.

   Русский язык стал настолько пластичен, что позволил русским писателям, шутки ради, писать рассказы и повести, где все слова начинаются на оду и ту же букву – о, р, с… Можете привести подобный пример с каким-нибудь другим языком?

   Русский язык стал настолько пластичен, что видоизменяя любое абстрактное слово и используя устоявшиеся обороты и сочетания, можно составить текст, свободно понимаемый русским человеком: « Ни фига фиге! На фига фиги до фига нафигарил? Офигел?! Фигушки, расфигаривай! Вместо «фиги» можно вставить только что мной придуманные абстрактные слова «дрюк», «фардак», «сис», а можно воспользоваться самым знаменитым русским словом из трёх букв (как в том русском анекдоте про чемпионат мира по мату, откуда я и взял пример), – смысл текста будет понятен!

   Русский язык стал настолько пластичен, что поднял русскую прозу и поэзию до высот, недостижимых писателями и поэтами других народов.

   С любого языка можно перевести художественную прозу на русский адекватно. Если какое-либо слово не будет иметь соответствия, его просто можно вставить в текст, а в сноске разъяснить значение. И если только произношение этого слова не противоречит внутренней логике русского языка, оно войдёт в него так естественно и непринуждённо, как будто отродясь было русским. А если противоречит, его быстро обтешут так, что оно противоречить перестанет.
А вот адекватно перевести с русского… Предположим, речь идёт о ребёнке мужского пола. Его можно на русском обозначить следующими словами: малыш, малышок, малышочек, малышочечек, малышуля, мальчик, мальчиш, мальчишка, мальчишище, мальчичёк, мальчуган, мальчуганчик, мальчуганище, гаврош, отрок, подросток… - фу, ну сами добавляйте, а мне надоело.

   Ну, и как предыдущее предложение будет переведено, к примеру, на английский?

С поэзией не всё так просто даже на относительно примитивном английском:

Шекспира нет.
Есть музыка, сюжет,
Не раз звучавший с театральных досок.
И каждый нас пленяющий сонет,
Шекспира еле слышный отголосок,
Который русский выразил поэт.
Поэзию нельзя перевести;
Она звучит на языке народа,
А мастера великих переводов,
Своё вложили в стих, как ни крути.

Тем более невозможно адекватно перевести русскую поэзию.

   Но какое отношение это имеет к тому, что китаец захочет, чтобы его дети стали русским? И с чего китайцу захотеть этого? Вот тут то и пришла пора привести кое-какие аналогии. Пришла, потому что лет 40 назад, когда я впервые воспользовался ими для себя, большинство просто не поняло, не восприняло бы их.

Любое живое – это компьютер, собранный природой в процессе эволюции на биологических компонентах. В том числе и человек.

   Но компьютер состоит из двух основных частей – тех самых компонентов, неважно, биологических или механических, и управляющих функционированием этих компонентов, программ.
   Какой компьютер будет работать лучше? Естественно с лучшими компонентами и лучшими программами. К сожалению, сегодня родившийся человек весьма незначительно может повлиять на свои компоненты. Разве что сделать хирургические операции по устранению различных природных дефектов или заняться киборгизацией.

   А при равенстве компонентов какой компьютер будет работать лучше, производительнее? Правильно, тот, у кого лучше программы. Как пример, можно привести соревнование с лимитом времени для шахматных программ  компьютеров из одинаковых компонент. К гадалке не ходи, всем понятно, что в таком чемпионате победит компьютер с лучшей шахматной программой.

   Но уже давно компьютер не управляется одной программой. Однако среди них есть основная, базовая, на которую завязаны все остальные. Она называется оперативной системой.

   Теперь попробуем рассмотреть, очень примитивно, конечно, комплекс программ для биокомпьютера homo sapiens.

   Так же, как компьютер на механических компонентах, биокомпьютер управляется как программами низкого уровня, так и высокого, объединённых операционной системой.
Программы низкого уровня отвечают за существование биокомпонент, а программы высокого – за мыслительную деятельность.

   Вот мы и подошли к самому главному – человек, в отличии от животных, подавляюще мыслит не образами, а словами. То есть основной управляющей программой биокомпьютера является язык.

   Чем лучше язык, тем лучше работает, при прочих равных, биокомпьютер-человек. Чётче мыслит, легче придумывает новое, лучше изобретает, быстрее соображает. А лучший язык, как обосновано выше – русский.

   Поэтому любой семье выгодно, чтобы ребёнок с рождения говорил по-русски. Это даст ему неоспоримые преимущества в жизни. А другие языки, в том числе и так называемый «родной», можно начать изучать позже, параллельно,если в этом есть необходимость, лет с пяти.

   Поэтому смешно слышать о вырождении русской нации, - носители лучшего в мире языка, по определению будут существовать, пока существует человечество.

   Поэтому так раздражают недочеловеки, пытающиеся определить русского по внешности. Если бы они жили в пушкинские времена, возможно, Пушкин не дожил бы и до двадцати.

   Государству достаточно отделить национальность от народности, писать в паспорте "национальность - россиянин" вернуться к обычаю предков, определять народность (в метрике и анкетах) по языку, на котором думают родители или сам человек, как у этих гадов будет выбита почва из-под ног. И, естественно, нужна внутренняя и международная пропаганда критерия принадлежности к русскому народу.

   Это позволит быстро и без больших затрат увеличить количество русских, проживающих на Земле.

   Продвижение русского языка в качестве лучшего для всех жителей нашей планеты – это и есть одно из составляющих русской национальной идеи.

   Но причём здесь заголовок? Да так, чтобы интереснее читать было. Потому что любой знающий русский язык, дочитавший до этого места, понимает: нет никакой загадки русской души. Просто думающие на других языках, не могут более простым понять более сложное.