Что это за стихотворное произведение такое необычное? По форме – небольшая, вполне сказочная поэма, где отнюдь не мирно сосуществуют два мира: человеческий и тех, кого мы привычно называем нечистью – героев известных с детства волшебных сказок. Да, еще Прядущая – откуда она пришла, из какого таинственного сказочного пространства? Но по содержанию…
Сколько таких духовных (а разве зло – не духовная категория?!) персонажей населяют сказочный мир Русской земли! Здесь и Русалка, и Леший, и Кикимора, и Змей Горыныч, и Баба Яга, и Огневушка-поскакушка, и Хозяйка медной горы, и Кощей бессмертный… И – ни одного доброго духа! Даже Домовой, делящий с вами кров – хитер и опасен, и шутки его отнюдь не «хорошие», и задабривать его надо – почаще, послаще, а то быть беде – и это в своем собственном доме! В западно-европейских сказках есть, все-таки, добрые духи – эльфы и (отнюдь не всегда!) феи. Но они как-то пониже рангом своих злобных сородичей, что ли…
Во всех народных суевериях холодная красавица русалка, в отличие от андерсеновской, бессмертна… И бесплодна, пока… Пока, на свою беду, не заманит она тихим переливчатым смехом добра-молодца – в лунную ночь, полную шелеста и шорохов дремлющего полуночного леса.
Он принесет ей недоступные ранее ощущения страстной земной женщины, и сам переживет то, чего никогда не было и не будет у него в земной жизни, но…
Как Дьявол принес в наш мир гибель, так земной юноша, попав по своей воле в царство нечисти и став мудрым Ведьмаком, принесет своей избраннице и своим будущим детям, монстрам по своей сути, старение, немощи и смерть. И никогда не сможет он слиться до конца с этим призрачным миром, живущим по вполне определенным, пусть и сказочным, законам:
Когда-то женщиной рождён,
Я в этот мир попал украдкой.
Пленен твоею песней сладкой,
Навек покинул смертных жён.
Земные звезды здесь не светят,
Здесь тверд туман, подвижна твердь,
Со мной пришли болезни, дети
Старенье, немощи и смерть.
Русалка беременеет, и, как всякая женщина, она мечтает о блестящем будущем для своей еще не родившейся дочери. Она – королева струящихся вод, глубоких омутов, прозрачных заводей, искрящихся лесных водопадов… Решено! – ее будущая дочь тоже будет королевой! Пусть в ненавистном ей человеческом мире… Узнав, что у Короля рождается сын, Русалка и Ведьмак прочат ему ужасное будущее: взять в жены их дочь. Тяжелы раздумья Короля:
Мы зря не верили приметам.
Недаром, зелена, хвостата,
Всю ночь родин плыла комета:
Страна падет под супостатом.
Заморское не страшно иго,
Мой дом судьбы карает длань
Самим освобожденья мигом.
Когда страны не огородим
От подступающих трясин,
С нечеловеческим отродьем
Мой древний род сольет наш сын.
Пока ведьмаческая дочь
Жива в русалочьей утробе,
Мне сна не уготовит ночь,
Ни смерть спокойствия во гробе.
И слышит ответ Королевы, которая тотчас же готова идти в обиталище Прядущей, повелительнице человеческих судеб. Ценой обета (какого? Отдать ей свою жизнь? А зачем ее жизнь – Прядущей?!) она хочет узнать пути, которые бы отвратили ее сына от страшной судьбы:
Уместно ль Вам, владыка из владык,
Дрожать, внемля, шутам и шарлатанам?
Наш сын сияет яблочком румяным,
Лепечет речи дивные Родник.
Зачем мрачить опалой торжества
И изгонять древнейшие фамильи?
За суетность и злобное бессилье
Дворы карает вещая молва.
Решённого в Глубинах изменить
Нельзя. Но я, по Вашему веленью,
Могу узнать пути, склонив колени
И дав обет перед Прядущей нить.
И Королева отправляется в свой далекий путь, оставив кормилице юного инфанта… Сразу же возникает ощущение приближающихся ужаса, разорения и погибели: Мать покидает Дом, покидает беспомощного ребенка, покидает мужа, которому в тяжелую минуту будут особенно нужны и ее совет, и любящий взгляд, и прохладная рука на горячем лбу…
Только так и возможно осуществить предсказание хохочущей Русалки – изъять из жизни светлое, материнское начало, изъять у сына любовь к матери (как мог любить юный принц ту, которой нет рядом?!)
И что Прядущей нить человеческих судеб – до нас? Да и ЗНАЕТ ли она узор, который будет ткаться из ее нити? Не нам ли ткать его самим – ошибаясь, и плача, поднимаясь и падая… И что ей – до нас?! Нас тьмы, и тьмы, и тьмы… Одно лекарство предлагает она всем – забвение…Если не хочешь ткать свой собственный узор, тогда – спи и не спрашивай ни о чем… Вот как приходит Мать к Прядущей судьбы мира:
Неверный свет проредил мглу,
Явив в мерцании чертога
Шестиголового бульдога,
Удава, спящего в углу.
И что же говорит Прядущая, которая ЗНАЕТ, кто к ней пришел, зачем, и что в результате будет:
Твои известны возраженья,
Смири и мысли, и уста,
Когда перед тобою та,
В чьей власти – времени движенье…
Прядущей образ каждый миг
Дробится, кружится, двоится:
То чары в нем полночной жрицы,
То дряхлости, то детства лик.
Но голос ровно благозвучен,
И ясно зеленеет взгляд,
Слова покой и мир сулят
Тому, кто странствием измучен.
Волна, то золотом звеня,
А то мурлыча, как живая,
За грезой грезу навевает,
Пути и помыслы ясня.
Как – ясня?! Какие пути, какие такие помыслы? Это полусон, полубред, это морок, мара… Прядущая – не живет ли в том же царстве, где живут Русалка и Ведьмак, а, может быть, она и есть – Русалка? Не зеленые ли это русалочьи глаза? Не предопределено ли в мире нечисти, как захватить власть – увести Королеву, осиротить короля, мальчика-принца, разрушить Дом, а, значит, – разрушить королевство… В мире Прядущей время летит так, что за один миг в земном мире проходят – года, и Сын – уже ровесник матери!
И пока Королева пребывает в обманчивой близости к Прядущей, абсолютно равнодушной к ее судьбе, безмятежно забыв и сына, и мужа, и мысли об обете, Король и ее страна, лишенная материнского начала, гибнет…
Младой монарх, некоронован,
Бежал в приречные чащобы,
Отравлен соком Древа Злобы,
Родник молчит, как льдом окован.
Родник – здесь символ Жизни, Правды, Чистоты помыслов… Кто же может возродить к жизни отравленный родник?
Его колдунья из болота
Взывает к жизни дуновеньем,
Ей дан в наследство дар полета
И всех стихий повиновенье.
Собравшись к водопою, тучи
Пьют, осушая ключ гремучий.
И капли возрожденной влаги
Дождями льются на скитальцев,
И полнятся сердца отваги,
Оружие сжимают пальцы.
И деспот изгнан из столицы,
Монарх во славе правит градом,
А на престоле с сыном рядом
Сидит болотная девица…
Колдунья, дочь русалки и Ведьмака – возрождает Родник! Но это не прежний Родник, все здесь – уже чужое, принадлежащее нечисти, все испоганено, изгажено, потому что ничего нельзя возродить, не очистив сначала от колдовских чар! Прозрачные капли струящейся влаги будут смертельно ядовиты для всех, кто прильнет к ним устами, путник поднимет от воды голову уже другим: тяжелая, темная вода (а как искрилась! как сияла!) отравит его душу… Не из такого ли родника все мы пьем сейчас?! И не поэтому ли появилось такое бесчисленное количество колдунов всех мастей, магов, прорицателей и экстрасенсов, чьи портреты смотрят на нас со страниц так называемых СМИ?!
Казалось бы, полностью сбывается страшное пророчество Русалки и Ведьмака, но… не нужно великолепие дворца их дочери, ее родина – трясина, болото, куда она и устремляется, и за ней идет, как безвольный наркоман, юный король, ни разу не вспомнивший об умершем отце и о том, что когда-то – у него была Мать…
Бессмысленно и временное возвращение Королевы в мир людей – он стал чужим для нее…Проведя жизнь с Прядущей, она должна, по велению тайных сил, заменить ее в трудах, полностью прервав связь с человеческим миром, став равнодушной к человеческим судьбам, и, в том числе, к судьбе собственного погибшего мужа и сына, ради которого и пошла на эту, оказавшуюся никому не нужной жертву…
Бессмысленность битвы почувствовав снова,
Не сбейся с пути в колдовском бездорожье.
Тяжелое, горькое впечатление остается от этого произведения, и – ни малейшей надежды! А, впрочем, какой здесь возможен хэппи-энд?! Любое прикосновение, любое дыхание запредельного, нелюдского мира – гибельно для человека. И любые жертвы в этом мире попросту не принимаются…. Возможно, наоборот – именно в этих жертвах, нашей покорности, беззащитности и черпает нечисть силу! Только то пребудет свято, чем никогда не станешь жертвовать, а будешь защищать до конца, до последнего дыхания, до последней капли живой, человеческой крови… И пусть Прядущая – вечно прядет свою нить!