Сначала мне показалось достойным изумления, что на 6-ю главу «Учебника стихосложения» не возникло волны народного отклика. Кроме активной дискуссии с Анжелой Луженковой никаких других реакций не замечено.
Оно и понятно. Анжела и сама пишет песни периодически, и, вообще, с интересом относится к сентенциям Юрия Петровича, большинство же авторов Стихиры честно и откровенно не понимают что такое авторская песня, в чём её разница от песенных текстов и т.д.
Но ГЛАВНОЕ это моё собственное упущение. Как можно говорить с людьми о песенных текстах, стихах под музыку или авторской песне БЕЗ ФОНОГРАММ и АУДИОВЕРСИЙ. Для большинства читателей это будет пустой звук.
И вот, (О! Счастье!), Виолетта Анисимова, моя верная ученица, заглянула в честь праздничка в моё «Поздравление к дню Святого Валентина» (http://www.stihi.ru/2007/03/30-2771) и обнаружила, что это классическая иллюстрация к моим мыслям об особенностях песенных стихов, да ещё и с готовой аудиоверсией.
Привожу здесь полностью её рецензию:
«Юрий, привет! Приятно в такой день читать стихи в тему. Красивые стихи! Мне тоже понравилось сравнение любви с испуганным оленем, а ещё - волна сирени пенной. Песня вообще очаровала. При прочтении третьи строки строф тяжеловато читались, но в песенном варианте это всё сглаживается. С праздником тебя! С днём святого Валентина!
С наилучшими пожеланиями,
Виолетта Анисимова 14.02.2009 15:34
Вот уж воистину: «В своём глазу бревна не угляжу». Заглянул – и впрямь – как стих этот ломанный ритм не читается совершенно.
Попробуйте сами:
«День Валентина — первый день
+О о1 о1 о1
Весны моей грядущей.
о1 о1 о1 о
И мчит любовь — испуганный олень,
+1 о1 о1 о0 о1
Покинув рая кущи.»
о1 о1 о1 о
Ну, даёт Юрий Петрович стране угля. Мало того, что третья строка пятистопный ямб, так ещё и вторая с четвертой - трёхстопный, а первая вообще четырёхстопный. В общем, полный набор.
Чистый поэт, скорее всего написал бы мне следующее:
« А Вы попробуйте избавиться от этой лишней стопы в третьей строке следующим образом:
«День Валентина — первый день
+О о1 о1 о1
Весны моей грядущей.
о1 о1 о1 о
Любовь — испуганный олень,
о1 о1 о0 о1
Покинул рая кущи.»
о1 о1 о1 о
И делу конец. Таким же образом поработайте над остальными строфами и всё будет замечательно.
Инкогнито»
Что греха таить? Именно такую рецензию и я бы написал, встреться мне подобный перл.
Но вот ведь незадача! Послушайте аудиоверсию, как это сделала Виолетта, и думаю Вы с ней вполне согласитесь, что в сочетании с музыкой всё в ритмическом плане безупречно. Тем более, что в данном случае стихи писались на музыку, а не наоборот.
..........Прослушать песню можно на "Стихофоне" перейдя по ссылке:
http://www.stihophone.ru/works.php?G=22&ID=10825
Надеюсь, что этот пример, снабженный фонограммой, убедит читателя больше, чем примеры из предыдущего эссе, фонограммой не снабжённые.
Жду Ваших примеров и откликов.
С теплом и светом,
Ю.П.