Сказание о городе Казани

Димитрий Милославский
Решение провести новогодние каникулы  в Казани возникло спонтанно. На всякий случай проконсультировались по телефону у своей знакомой – уроженки столицы Татарстана, ныне проживающей в Клину:
-  Лена, а стоит?..
-  Конечно, стоит! Я сама там буду и все покажу…
Сомнения прочь, едем! Находим в Интернете недорогую гостиницу, садимся в поезд и через 13 часов пути оказываемся на месте. Но что это? Рейсовый автобус везет нас по каким-то руинам. Справа мечеть, а на нее буквально валится соседнее здание - без крыши с проломленными стенами. Слева – похожая картина. Проезжаем артиллерийское училище. Ни здесь ли занимаются отработкой точечных ударов в условиях густонаселенной местности?
-  Не обращайте внимания! Город готовится к своему тысячелетию – многое перестраивается, - успокаивает нас казанская клинчанка (или клинская казанка) Елена и ведет на улицу Баумана, именуемую местным Арбатом. И вправду, очень похоже. Однако, поскольку здесь же находится Драматический театр им. Качалова, я бы назвал эту улицу «казанским Арбатом и Камергерским в одном флаконе». Проходим пару километров, и нашему взору открывается вид на белокаменный Кремль. Его красоты: древний православный храм, блистающую роскошью мечеть, знаменитую падающую башню можно описывать долго, но, как говорится: «Лучше раз увидеть...»
Главные праздничные гуляния разворачиваются в Национальном культурном центре. Вся площадь уставлена ледяными скульптурами. Дед Мороз и Снегурочка, былинные богатыри, трон Снежной Королевы, всякие животные и символ года – петух причудливо сверкают в огнях иллюминации. Среди этого царства льда чувствуешь себя персонажем новогодней сказки.
В любой точке Казани в глаза бросаются две надписи на татарском языке. Читать их легко, так, как здесь в ходу кириллица. Первая: «Яна ел белэн!», что означает: «С Новым годом!» Вторая: «Казанга - 1000 ел!» - «Казани - 1000 лет!» Бывшая столица Волжской Булгарии, потом  Казанского ханства, только в 16 веке войсками Ивана Грозного была присоединена к России. Кое-где и сейчас на заборе масляной краской выведен лозунг: «Булгария жива!» Но это – единственное проявление национализма, с которым нам пришлось столкнуться. В остальном, так сразу и не поймешь: кто татарин, а кто русский, кто мусульманин, а кто православный?… Но вернемся к надписям. Насколько я понял, заимствованные слова приходят в татарский язык  с добавлением слога «сы». На дверях учреждений читаешь: «поликлиникасы», «прокуратурасы», «кафесы», «кассасы» и т. п. Такие вот выкрутасы. А теперь представьте: как бы могли звучать здесь следующие слова: часы, весы или трусы…
Удивительным образом складываются в Казани взаимоотношения между пешеходами и водителями. Дорогу можно переходить где угодно, не обращая внимания на светофор. Даже на самых оживленных перекрестках водитель обязательно притормозит и пропустит пешехода. Один раз мы наблюдали и вовсе комичную картину. Девушка спешит на трамвай. До остановки 50 метров. С той же стороны идет состав. Девушка, чтобы не опоздать, выходит на рельсы впереди локомотива. Трамвай сбавляет скорость. Так они и двигаются друг за другом до самой остановки.
Лет десять тому назад в прессе муссировалась тема казанских преступных группировок. Похоже, с этой проблемой местным властям удалось справиться. Мы возвращались в гостиницу далеко за полночь по безлюдным окраинам, но нашей безопасности ничто не угрожало.
Несколько слов об особенностях национальной кухни. Наш гид, Елена, повела своих, порядком проголодавшихся гостей, в кафе «Кыстыбый». Там за «смешную» цену мы отведали говядины по-татарски, скушали эч почмак и много других вкусностей. Я, кажется, понял, что означает поговорка: «В Казани - пироги с глазами». В местных изделиях из теста, по центру всегда остается отверстие, из которого выглядывает начинка.
Прошлись мы и по старым, «деревянным» улицам города. Многие дома рушатся от времени, другие поджигают сами хозяева, чтобы построить на этом месте новый особняк. Одно, вполне пригодное для жилья, здание особенно привлекло наше внимание. Двухэтажный деревянный дом с балконом, опирающимся на две сваи, больше подходил к какому-нибудь кавказскому пейзажу.  В подъезд ведут сразу четыре двери, расположенные вплотную друг к другу, стало быть, здесь живут четыре семьи. Переводим взгляд на балкон и ахаем от удивления. Там тоже четыре двери! Изолированные квартиры с общим балконом – видел ли кто из вас нечто подобное?
Напоследок расскажу о нашем визите в Дом-музей В. И. Ленина. Женщина-смотритель пришла в замешательство, увидев на пороге двух сравнительно молодых людей, и наотрез отказалась брать деньги за входной билет (6 рублей).  По-видимому, подобные посетители в последнее время для нее большая редкость. Будущий вождь мирового пролетариата жил здесь со своим многочисленным семейством весьма скромно. Писал прошения о восстановлении в Казанском университете и тайком читал Маркса. До революции оставалось около 30 лет…
30 августа 2005 года Казань встретит свое тысячелетие. Подготовка к этой дате идет полным ходом. Строится метро, восстанавливаются старинные здания. А значит, в будущем Казань станет еще краше, чего мы ей и желаем от всей души!